Зі спогадів Семена Глузмана. Розділи: " Мыкола Горбаль" та "Как я стал украинцем"
Продовження, початок тут
Микола Горбаль
Этому своему выступлению я вполне мог бы предпослать
слова Альбера Камю из романа "Чума": "А что такое, в сущно-
сти, чума? Тоже жизнь, и всё тут". Потому что говорить я буду
о той разновидности чумы, которая на общепринятом языке не
так давно называлась "лишением свободы за совершение особо
опасных государственных преступлений".
Так вот, лишённая свободы жизнь – всё-таки жизнь. И в этой
жизни вас сопровождают, наряду с тоской, издевательствами и
карцерами, такие же, как и вы, люди. Умные и глупые, добрые и
злые, честные и не весьма... И часть из них, живущих с вами в
периметре колючей проволоки – ваши друзья. Те, кто стали вам
близки именно здесь, в этом скорбном месте. Они – ваш мир,
ваша поддержка.
Там, в уральской зоне ВС 389/35, я познакомился с Мыколой
Горбалем. Семнадцать лет тому назад. Прекрасные годы ис-
кренности и сопротивления. Лучшие годы наших жизней.
Кто-то учил языки, кто-то писал стихи, кто-то бесконечно
анализировал вслух газетные новости... У Горбаля был иной
распорядок дня. Отдав родине-мачехе ежедневные восемь ча-
сов подневольного труда, он садился писать. То, что он писал,
называлось ксивой. В условиях постоянного наблюдения на-
стороженных надзирателей и стукачей-зэков, рискуя получить
новый срок, он писал правду о том, что есть Архипелаг Гулаг
эпохи Брежнева. И вы, слушая потом эти документы сквозь за-
навес радиоглушителя, ужасаясь и удивляясь, не могли себе
представить, что в те самые минуты на далёком Урале, скром-
ные, не претендующие на известность мужчины, изо дня в день
пишут мелкими чёткими буквочками продолжение этой скорб-
ной летописи. И крестьянский сын, несостоявшийся преподава-
тель музыки христианин Мыкола Горбаль – более всех других.
Каждый день, каждый свободный час. Отказывая себе в от-
дыхе, занятиях языками, отказывая себе в собственных стихах.
Удивительное ощущение – говорить эти слова здесь, откры-
то, видя перед собой Мыколу. А тогда мы не могли об этом и
мечтать. Была жизнь, и в ней – твоё место, где ты выбрал быть
Дон-Кихотом. Словом – против империи зла, насилия и тоталь-
ного страха. Словом судебного приговора, словом хроники со-
противления, словом статьи и стиха. На свои стихи у Мыколы
тогда не было времени. Мы, арестанты 1972 года, только учи-
лись, только вливались в этот ирреальный мир, а Мыкола, опыт-
ный политзэк, уже и знал, и умел.
Были и карцера, и голодовки. Всё было. А затем была ссыл-
ка, и горькие письма Мыколы к нам в зону. Горькие письма оди-
нокого человека, оставившего друзьям в зоне кусочек своего
сердца.
Мыколе не повезло. Только после его ухода на этап в
ссылку зона наша постепенно сумела консолидироваться.
Квалификацию Нестора Летописца обрели многие... Останься
он с нами тогда, появилось бы у него время, наконец, и для сво-
их стихов. Не судьба...
А потом... опять письма, зэковские письма. Я жил тогда уже
в Киеве, ждал второго ареста. И не надеялся ни на что. Письма
Мыколы я передавал в Париж, дабы осталось от этой страшной
эпохи хоть что-то живое. Живое письмо, живое слово. Мы не
верили в перемены к лучшему, не могли верить.
Письма Мыколы ко мне (как письма Стуса, Валеры Марченко,
Свитлычного...) в Париже. А Мыкола здесь. Выжил. И победил.
И всё-таки я думаю: пусть те письма пока полежат в Париже.
27 апреля 1990
Как я стал украинцем
Судебный приговор по моему делу не был уникальным. Он
содержал вполне стандартный набор "клеветы на советский го-
сударственный строй". И оккупация Чехословакии в 1968 году,
и неправосудные судебные репрессии Даниэля и Синявского,
и наличие государственного антисемитизма в СССР, и отсут-
ствие свободы слова, и злоупотребления психиатрией... – все
это, разумеется, было "клеветой", распространяемой мною с
целью подрыва и ослабления советского государства. Не было
там одного – украинского буржуазного национализма. Почему?
По одной лишь причине: пожилая учительница в Житомире,
получившая от меня на прочтение знаменитую уже тогда маши-
нописную книгу Дзюбы, категорически отказалась подтвердить
это на допросе в КГБ.
Уральская зона встретила меня жесткими попытками вербов-
ки со стороны капитана госбезопасности литовца Карпявичуса.
Десять дней в карантинной камере я притворялся идиотом, бо-
ясь ответить наглому капитану прямым "нет". В конце концов,
пришлось сказать прямо. В ответ услышал не менее прямое:
"Что ж, Ваше дело. Но учтите: как постелите, так и поспите..."
Карпявичус был первым литовцем в моей жизни. Толстый, ма-
ленький, неопрятный, он напоминал мне удава, говорил тихо,
не кричал в лицо, но обхватывал плотными кольцами страха и
неотвратимости. Я выдержал.
В жилой зоне обо мне уже знали. Первое впечатление – ро-
скошь живых человеческих лиц, горячий чай, конфеты "поду-
шечки". Меня встретили евреи-самолетчики, о чем-то расспра-
шивали, мягко поясняли особенности лагерного быта. Рядом,
в том же бараке, были другие, их было много, иногда я ловил
на себе их заинтересованные взгляды, звучала густо украинская
речь... но никто не подходил, не знакомился. День, другой, тре-
тий... Что-то начинало беспокоить меня. Потом понял, вспом-
нил Солженицына: зона жила национальными "семьями". Но
это было давно, при Сталине, а я – в 1973 году! Странно, о та-
ком не читал ни в "Хрониках текущих событий", ни в других
текстах самиздата.
Я никак не удерживался в "семейных" рамках. Мир зоны,
внешне серый, однообразный, притягивал меня удивительными
открытиями. Когда мои новые товарищи учили иврит, я общал-
ся с бойцами УПА, "лесными братьями" из Литвы... Зона ста-
новилась моим домом.
Иван Алексеевич Свитлычный, Валера Марченко и Игорь
Калынець как-то незаметно для меня самого стали моей "рефе-
рентной группой", ежедневное общение наше компенсировало
потерю большого мира, наши дискуссии, как ни странно, боль-
ше касались литературы и истории, нежели политики (с этим у
нас все было ясно и в полном согласии).
КГБ, прямо осуществлявший оперативную разработку зоны,
формально относившейся к системе МВД, был явно недоволен
таким нашим теплым общением. Тем более что все очевидней
становилась роль нашей "четверки" в инициировании лагерно-
го сопротивления. Однажды нам сообщили о делении жилого
барака на четыре отдельные секции и запрете без разрешения
лагадминистрации посещать чужие секции. Подтянули эту но-
вацию под термин "общежитие", действительно содержавший-
ся в "Правилах внутреннего распорядка в местах лишения сво-
боды". Мы – сопротивлялись. Продолжали ходить друг к другу
"в гости", общаться в "неположенных местах". Посыпались на-
казания. Поскольку наша акция сопротивления носила характер
"массовой", нам решили ответить столь же внушительно: за по-
лучением наказания вызывали в кабинет начальника зоны, где
сидели вокруг большого стола практически все представители
лагерной власти. Вызвали и меня. Зачитали рапорт, жестко по-
требовали строго выполнять требования "Правил внутреннего
распорядка"... Помню, я очень волновался. Понимал: это только
начало, впереди – дальнейший "зажим гаек". Пытался вежливо
спорить, сослался на соответствующие разъяснения в словаре
Даля, где понятие "общежитие" совсем иное... Лица мужчин и
женщин в погонах ничего не выражали, начальник зоны попро-
сту проигнорировал мои аргументы. И я сказал, безумно волну-
ясь и ужасаясь собственной дерзости, следующее: "Понимаю,
вам неприятно слушать такое. Вам, русским, неприятно, что
жидовская морда учит вас правильному употреблению рус-
ского языка..." На секунды повисла гнетущая тишина, капитан
Пименов ровным голосом зачитал документ о моем наказании,
я вышел. У входа в административное здание встречали друзья,
я рассказал и о своей реплике. Помню реакцию Свитлычного,
его долгий взгляд, теплую руку на плече и слова: "Ну, Вы дае-
те, Глузя..." Так я попрощался с комплексами советского еврея,
с того тусклого дня все антисемиты перестали быть для меня
угрозой, превратились в объект какой-то научной любознатель-
ности, как ящерица, паук, улитка...
Нас развели по отдельным секциям. Меня отделили от дру-
зей. Но тут же, в тот же день, меня приняли в "семью" Евген
Пришляк и Васыль Пидгородецкий. Первый до ареста был ру-
ководителем службы безопасности УПА по Львовскому окру-
гу, второй – простым бойцом УПА. Милые, теплые мои дру-
зья, мир праху вашему... С точки зрения советской идеологии
это было недопустимо! Молодой еврей и старые национали-
сты-бандеровцы не могут, не должны быть вместе! Однажды
Васыль Пидгородецкий во время совместного завтрака у тум-
бочки сказал: "Славко, вчера ко мне подходил К., ну, знаешь, он
был немецким полицаем; он пытался меня уговаривать, даже
пытался стыдить. Видимо, не нравится им наша дружба. Вряд
ли он говорил со мною без приказа кума... Так и говорил: что
же это ты, Васыль, украинский патриот, с жидом кушаешь. Ну,
я его послал..."
Я тогда очень обижался на КГБ. Каждый год в зону приезжа-
ли представители украинской общественности (больше – пре-
подаватели марксистско-ленинской философии в сопровожде-
нии киевских чекистов). Ежегодно нас визитировали и одни,
без "общественности", офицеры украинского КГБ. Вызывали
своих подопечных – "украинских националистов". И никогда
не приглашали на беседы меня! Разумеется, я догадывался о
причине сугубо бюрократического свойства, но вслух всегда
выражал обиду. Мы с Иваном Алексеевичем часто шутили на
эту тему: дескать, и здесь наши славные органы проявляют свой
оголтелый антисемитизм.
Однажды стояли мы небольшой группой у крыльца барака.
О чем-то говорили, чему-то смеялись. Настроение у всех было
отменное, за несколько дней до этого удалось передать на волю
большой объем информации из зоны. Рядом прошел лагер-
ный кагебист, молодой парень, над которым Сергей Адамович
Ковалев очень любил подтрунивать: "Ну, гражданин начальник,
расскажите мне, чему еще Вас научили в вашем свердловском
юридическом институте..." Прошел мимо, через несколько ми-
нут вернулся. Неожиданно остановился рядом с нами и зло, от-
рывисто сказал, обращаясь только ко мне: "Глузман, я вижу, что
вы общаетесь не только со своими. Вы и с бандеровцами, и с
армянами-националистами, и с литовцами..." Я ответил немед-
ленно, под довольный смех стоящих рядом друзей: "Ну, конеч-
но же, гражданин начальник, Вы правы. Я ведь антисоветчик
широкого профиля!"
...Прошло тридцать лет. С точки зрения ревнителей этни-
ческой чистоты, я – чужой. Их "голос крови", зачастую заме-
няющий в мыслительных операциях головной мозг, позволяет
им видеть окружающее серым и прямоугольным. По их логике
им видятся "своими" серийный убийца Оноприенко и гранд-
вор Лазаренко... Что ж, на то есть демократия, чтобы говорить
вслух всякие сокровенные глупости. Дабы дурь каждого видна
была.
Но у меня другой страны нет. Здесь мои мертвые. И здесь
мои живые. Я – украинец.
2006 г.
383