Борьба с коррупцией не на словах, а на деле. Кейс ''Энергомережи'' и Крючковых
Президент Петр Порошенко принимает присягу спецназовцев Национального Антикоррупционного бюро. "Никто в нашей стране не застрахован от того, чтобы оказаться в поле зрения вашего пристального внимания", – говорит он.
Премьер-министр Арсений Яценюк во время традиционной десятиминутки предъявляет ультиматум – его Кабмин останется работать только в том случае, если не будет политического давления и политической коррупции.
"Коррупция страшнее для вашей страны, чем российские танки, – не устают повторять западные дипломаты.
В принципе, в той или иной интерпретации мы наблюдаем/слышим все вышеперечисленное уже скоро как 2 года.
Но публичный каминаут министра экономического развития Айвараса Абромавичуса недельной давности, к сожалению, подтверждает все опасения общества – высшее руководство страны не только не борется с коррупцией, а покрывает ее, получая дивиденды.
Причиной отставки Абромавичуса, как известно, стала попытка назначить на руководящие позиции в госкомпаниях людей из окружения ближайшего соратника Порошенка Игоря Кононенко.
Вся эта история вскрыла не новую, впрочем, практику договорняков и смотрящих, в которых погрязла политическая верхушка страны.
Под раздачу попал друг президента, хотя ранее Абромавичусу пришлось столкнуться с такими же приемами премьерской команды в лице такого же ближайшего соратника Яценюка Николая Мартыненко. Речь о смене директоров государственных предприятий "Электротяжмаш" и ОГХК.
Государственная собственность – это манна небесная для околовластных бизнесменов. Так было всегда. "Семья" Януковича доила "Центрэнерго", Фирташ – Одесский припортовый завод, на "Энергоатоме" зарабатывали Жвания и Мартыненко.
После Майдана сменились лишь кураторы потоков.
Все крупные коррупционные скандалы нынешней власти так или иначе связаны с госсобственностью. То ли это таинственная прокладка Antra, которая поставляет газ на Одесский припортовый завол по давальческой схеме, то ли австрийская Steuermann, продающая по завышенным ценам урановый концентрат для государственного ВосГОКа. Руководители "Укрспирта" вообще эстафетно передают друг другу обвинения в коррупции и в злоупотреблениях.
Недавний пример – государственные распределительные и генерирующие компании. И эта история еще раз подтверждает то, что борьба с коррупцией существует только на словах. А если у вас есть влиятельные покровители – закон вам не писан.
Две недели назад "Украинская правда" опубликовала расследование о малоизвестной компании "Энергомережа", которая зарабатывает миллионы на сомнительных схемах расчета между облэнерго и частными потребителями.
Участники рынка ранее обвиняли компанию в выводе денег с госпредприятий. Правоохранительные органы вроде и заинтересовались контрактами с облэнерго, но в итоге злоупотреблений не нашли.
Сейчас дело передано в НАБ.
По словам многочисленных собеседников "Украинской правды", "Энергомережа" влияет на работу четырех распределительных компаний, где контрольные пакеты акций принадлежат государству – "Запорожье-", "Харьков-", "Черкассы-" и "Николаевоблэнерго".
С конца прошлого года она начала скупать долги единственной государственной генкомпании "Центрэнерго" и Одесской ТЭЦ.
Так у "Центрэнерго" появились новые кредиторы с требованиями на 70 млн гривен. Этого, оказывается, вполне достаточно, чтобы участвовать в комитете кредиторов, назначении руководства и согласовании плана санации предприятия.
То есть, речь фактически идет о теневой приватизации компании, которую Кабмин обещает продать уже второй год подряд.
Кто стоит за "Энергомережой"?
Руководителя компании Дмитрия Крючкова называют представителем братьев Григория и Игоря Суркисов. Их главным лоббистом – небезызвестного уже Игоря Кононенко. Сам он, конечно, отрицает какую-либо связь.
Дмитрий Крючков, ранее уже имевший проблемы с украинской Фемидой,как утверждают участники рынка, в этой истории не более, чем очередной "золотой мальчик", вроде Сергея Курченко- исполнитель, которому включен зеленый свет в отношениях с госорганами. О таких говорят " работает за процент".
Подобная публикация в стране, где идет реальная борьба с коррупцией, а не на словах и в протокольных съемках с БТР, вызвала бы скандал.
Он был – в нескольких кабинетах АП и Кабмина. А вот сор из избы решили не выносить. И если бы не заявление Абромавичуса, фамилия серого кардинала президентской команды так бы осталась и неизвестной для широких масс.
Но история с "Энергомережой" не закончилась. В ней появились новые детали.
Практически на следующий день после публикации расследования, нардеп Сергей Лещенко получил письмо трудового коллектива государственного предприятия Николаевская ТЭЦ.
В нем идет речь о новом руководителе предприятия Николае Матвиюке, который был назначен на должность в апреле прошлого года.
Матвиюк, если верить работникам предприятия, взялся за дело, засучив рукава – "продал принадлежащий пансионат на берегу Черного моря и вывел с предприятия около 30 млн гривен".
Работники утверждают, что новый директор – ставленник компании "Энергомережа" Дмитрия Крючкова.
Впрочем, письма пишут не только трудовые коллективы, но и, например, государственный регулятор – Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг.
Ее, как выяснилось, просто не допускают для проведения проверки на "Запорожьеоблэнерго", несмотря на решение суда. Действующий руководитель, поставленный Крючковым с одобрения главы ФГИ Игоря Билоуса, может себе это позволить – потому что знает, что пока у него есть покровитель на Банковой, Комиссия может писать сколько угодно писем. Их можно просто игнорировать.
"Энергомережа", тем временем, продолжает покорение украинского энергорынка.
Так буквально на прошлой неделе, уже после громких заявлений Абромавичуса, участники Оптового рынка электроэнергии избрали новый состав членов совета ОРЭ – коллегиального органа, который объединяет производителей и поставщиков электроэнергии.
В него вошел первый заместитель гендиректора ПАО "Николаевоблэнерго" Алексей Беспалов. Беспалов раньше был главой набсовета " Энергомережи".
Как удалось выяснить, его избрание в совет рынка стало возможным благодаря голосам государственных компаний.
"Группа Крючкова за ночь получила доверенности от госкомпаний в ФГИ и сама за себя голосовала", – такое смс я получила в ответ на вопрос, как Беспалов оказался в совете рынка от одного из участников ОРЭ.
Теперь директор Крючковых может влиять на принятие важных для работы рынка электроэнергии решений.
Почему-то люди, стоящие за подобными схемами считают, что общественность вряд ли заинтересуют государственные облэнерго, компания со странным названием, некто Крючков, списание долгов, санация госкомпаний. Они, впрочем, в некотором смысле правы.
Не правы они в другом – люди все равно понимают, что в стране продолжают воровать, прикрываясь красивыми лозунгами.
Фамилии исполнителей не так важны. Ответственными за коррупцию в общественном сознании все равно являются премьер и президент.
P.S.: Надеюсь, что письмо трудового коллектива Николаевской ТЭЦ не останется без внимания правоохранителей.