Электронное декларирование: чтобы не разводили как котят
На днях мы с коллегами зарегистрировали в Верховной раде проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений о предотвращении коррупции.
Мне очень жаль, что мой коллега Єгор Соболєв не сумел разобраться и своим непрофессиональным комментарием ввел в заблуждение большое количество наших общих единомышленников. Мы действительно говорили с ним об этих изменениях, поскольку мне важно его мнение; но, при всем искреннем уважении, я не считаю его суждения последней инстанцией истины касательно юридических вопросов.
Я глубоко убежден, что именно такой дилетантский, пусть и искрений, подход ко многим вопросам позволяет системе обыгрывать нас всех "как котят".
Тем не менее, я готов и буду объяснять все свои законодательные инициативы в парламенте до тех пор, пока не отвеченным не останется ни один вопрос по сути. В данном конкретном случае мне придется объяснять очень доходчиво, чтобы быть понятым не только юристами, но и всем интересующимся. Дочитайте плз до конца.
1. О членах семьи. Разберитесь: предложенные изменения в закон не упрощают, а УСЛОЖНЯЮТ жизнь коррупционерам.
Законопроект не сужает, а четко определяет и расширяет понятие членов семьи по сравнению с существующим толкованием. Дело в том, что в действующем законе "О противодействии коррупции", термин "член семьи" очень размыт и НЕ дает возможности определить, кто именно подпадает под понятие совместного проживания.
При этом подзаконными актами НАЗК определяется, что "членом семьи" декларанта является тот, кто совместно проживает с ним /.../ по состоянию на последний день отчетного периода, то есть, для годовой декларации – 31 декабря.
А теперь – внимание (!) – если на момент 31 декабря вы не проживаете с человеком (расстались или развелись, к примеру, 30 декабря), у вас есть законное право НЕ УКАЗЫВАТЬ его в своей декларации.
ЕЩЕ РАЗ: действующую норму "о последнем дне отчетного периода", которую Егор предлагает оставить в силе, легко обойти, заявив, что ты не проживал с лицом конкретно 31 декабря, хотя весь год перед тем жил вместе, вел общее хозяйство и т.д.
То есть, банальный развод или простое доказательство несовместного проживания в новогоднюю ночь позволит тысячам судей, прокуроров, депутатов, министров и высокопоставленных чиновников по всей стране не указывать своих жен и мужей в электронной декларации.
Законопроект, который мы предложили РАСШИРЯЕТ определение "член семьи". К уже существующей норме про 31 декабря было добавлено (!) еще и АЛЬТЕРНАТИВНОЕ основание для определения члена семьи о совместном проживании с декларантом большую часть года, даже если лица не проживают вместе по состоянию на последний день года.
Таким образом, под новое определение попадут ОБЕ категории: И те, с кем декларант совместно проживал на конец года, И те, с кем он проживал большую часть года. Это измерение РАСШИРЯЕТ объем декларирования и сужает возможности для злоупотреблений.
ПОВТОРЮ еще раз для глав парламентских комитетов. Согласно предложенному законопроекту, членами семьи являются, в частности, лица, которые по состоянию на последний день отчетного периода ИЛИ (!) в течение не менее 183 дней в течение предыдущего года совместно проживали, были связаны общим бытом, имели взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживали, но не состояли в браке, с субъектом декларирования. Это позволит избежать юридической неопределенности и возможных злоупотреблений, связанных с уклонением от декларирования активов членов семьи должностного лица.
2. Касательно средств одолженных другим лицам.
Это в принципе техническая правка. Дело в том, что требование об указании "средств одолженных третьим лицам" приводится в законе ДВАЖДЫ в рамках одной и той же статьи: в п. 8 и п. 9 ст. 46.
Предложенным законопроектом предлагается лишь исправить эту ошибку и изъять ОДНО из этих упоминаний. А именно из пункта 9 ст. 46 закона убираются слова "позичені іншим особам кошти", поскольку он касается финансовых обязательств декларанта. (Заем средств другому лицу не является финансовым обязательством декларанта, а является обязательством третьего лица перед декларантом).
При этом норма о необходимости указания "средств, одолженных третьим лицам" ОСТАЕТСЯ в п. 8 этой же статьи, где речь идет о денежных активах декларанта. То есть, если декларант занял кому средства, то это считается его активом в понимании закона о предотвращении коррупции.
Соответсвенно этой нормой объем декларирование НЕ сужается. Это всего лишь техническая правка, призванная исправить ошибку в законе.
И ПОСЛЕДНЕЕ
У меня все ок с самооценкой и адекватностью, и я вполне допускаю, что если окажется, что этот законопроект сможет нанести вред системе электронного декларирования, у меня хватит смелости признать ошибку, отозвать его, дополнить или исправить и подать снова. Это слишком важный вопрос, чтобы ставить его под угрозу собственных амбиций.
А в целом, я думаю, нам пора взрослеть, и, по возможности стараться избегать истерик.
Мы слишком мнгое прошли вместе, чтобы так легко разбрасываться взаимным доверием.
Дискуссия тут
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.