Мустафа Найем народний депутат України

Электронное декларирование: чтобы не разводили как котят

28 вересня 2016, 08:23

На днях мы с коллегами зарегистрировали в Верховной раде проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений о предотвращении коррупции.

Мне очень жаль, что мой коллега Єгор Соболєв не сумел разобраться и своим непрофессиональным комментарием ввел в заблуждение большое количество наших общих единомышленников. Мы действительно говорили с ним об этих изменениях, поскольку мне важно его мнение; но, при всем искреннем уважении, я не считаю его суждения последней инстанцией истины касательно юридических вопросов.

Я глубоко убежден, что именно такой дилетантский, пусть и искрений, подход ко многим вопросам позволяет системе обыгрывать нас всех "как котят".

Тем не менее, я готов и буду объяснять все свои законодательные инициативы в парламенте до тех пор, пока не отвеченным не останется ни один вопрос по сути. В данном конкретном случае мне придется объяснять очень доходчиво, чтобы быть понятым не только юристами, но и всем интересующимся. Дочитайте плз до конца.

1. О членах семьи. Разберитесь: предложенные изменения в закон не упрощают, а УСЛОЖНЯЮТ жизнь коррупционерам.

Законопроект не сужает, а четко определяет и расширяет понятие членов семьи по сравнению с существующим толкованием. Дело в том, что в действующем законе "О противодействии коррупции", термин "член семьи" очень размыт и НЕ дает возможности определить, кто именно подпадает под понятие совместного проживания.

При этом подзаконными актами НАЗК определяется, что "членом семьи" декларанта является тот, кто совместно проживает с ним /.../ по состоянию на последний день отчетного периода, то есть, для годовой декларации – 31 декабря.

А теперь – внимание (!) – если на момент 31 декабря вы не проживаете с человеком (расстались или развелись, к примеру, 30 декабря), у вас есть законное право НЕ УКАЗЫВАТЬ его в своей декларации.

ЕЩЕ РАЗ: действующую норму "о последнем дне отчетного периода", которую Егор предлагает оставить в силе, легко обойти, заявив, что ты не проживал с лицом конкретно 31 декабря, хотя весь год перед тем жил вместе, вел общее хозяйство и т.д.

То есть, банальный развод или простое доказательство несовместного проживания в новогоднюю ночь позволит тысячам судей, прокуроров, депутатов, министров и высокопоставленных чиновников по всей стране не указывать своих жен и мужей в электронной декларации.

Законопроект, который мы предложили РАСШИРЯЕТ определение "член семьи". К уже существующей норме про 31 декабря было добавлено (!) еще и АЛЬТЕРНАТИВНОЕ основание для определения члена семьи о совместном проживании с декларантом большую часть года, даже если лица не проживают вместе по состоянию на последний день года.

Таким образом, под новое определение попадут ОБЕ категории: И те, с кем декларант совместно проживал на конец года, И те, с кем он проживал большую часть года. Это измерение РАСШИРЯЕТ объем декларирования и сужает возможности для злоупотреблений.

ПОВТОРЮ еще раз для глав парламентских комитетов. Согласно предложенному законопроекту, членами семьи являются, в частности, лица, которые по состоянию на последний день отчетного периода ИЛИ (!) в течение не менее 183 дней в течение предыдущего года совместно проживали, были связаны общим бытом, имели взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживали, но не состояли в браке, с субъектом декларирования. Это позволит избежать юридической неопределенности и возможных злоупотреблений, связанных с уклонением от декларирования активов членов семьи должностного лица.

2. Касательно средств одолженных другим лицам.

Это в принципе техническая правка. Дело в том, что требование об указании "средств одолженных третьим лицам" приводится в законе ДВАЖДЫ в рамках одной и той же статьи: в п. 8 и п. 9 ст. 46.

Предложенным законопроектом предлагается лишь исправить эту ошибку и изъять ОДНО из этих упоминаний. А именно из пункта 9 ст. 46 закона убираются слова "позичені іншим особам кошти", поскольку он касается финансовых обязательств декларанта. (Заем средств другому лицу не является финансовым обязательством декларанта, а является обязательством третьего лица перед декларантом).

При этом норма о необходимости указания "средств, одолженных третьим лицам" ОСТАЕТСЯ в п. 8 этой же статьи, где речь идет о денежных активах декларанта. То есть, если декларант занял кому средства, то это считается его активом в понимании закона о предотвращении коррупции.

Соответсвенно этой нормой объем декларирование НЕ сужается. Это всего лишь техническая правка, призванная исправить ошибку в законе.

И ПОСЛЕДНЕЕ

У меня все ок с самооценкой и адекватностью, и я вполне допускаю, что если окажется, что этот законопроект сможет нанести вред системе электронного декларирования, у меня хватит смелости признать ошибку, отозвать его, дополнить или исправить и подать снова. Это слишком важный вопрос, чтобы ставить его под угрозу собственных амбиций.

А в целом, я думаю, нам пора взрослеть, и, по возможности стараться избегать истерик.

Мы слишком мнгое прошли вместе, чтобы так легко разбрасываться взаимным доверием.

Дискуссия тут

powered by lun.ua
ONLINE
Уряд реформ376 Україна та Європа1030 Корупція1261 Aтака Путіна1171 тітушки14
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter