Противоминная деятельность: закон на 800 млрд
Для многих из вас эта проблема из параллельной реальности. Но уже сейяас она стала причиной сотен трагедий, смертей и инвалидностей. Ее решение стоят миллиарды, за которыми охотятся десятки органов, чиновников и политиков. На этой неделе мы закончили большое дело. В парламенте зарегистрирован законопроект о противоминной деятельности.
Итак. Просто задумайтесь над четырьмя цифрами:
(1) по официальным оценкам Минобороны площадь потенциально опасных участков на территории Донецкой и Луганской областей составляет около 7 тыс. кв. км (для понимания масштабов проблемы, это территория чуть больше площади государства Бруней или трех Люксембургов);
(2) за все время войны различные группы разминирования уничтожили, внимание (!), более 325 (!) тысяч взрывоопасных предметов, обследовав чуть меньше 4% (!) загрязненных территорий;
(3) по предварительным оценкам на разминирование участков в Донецкой и Луганской областях понадобится от 10 до 15 лет (!); какова площадь заминированных и загрязненных участков на территории оккупированных территорий вообще непонятна. Я уже не говорю о том, что на территории Украины до сих пор остаются участки, загрязненные остатками взрывоопасных предметов и неразорвавшихся боеприпасов еще со времен Второй мировой войны;
4) по тем же предварительным оценкам, стоимость работ по разминированию составит более 8 миллиардов гривен.
КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕЙЧАС
На данный момент функции национального органа по вопросам противоминной деятельности и внедрения международных стандартов возлагаются на Министерство обороны. Все работы по разминированию проводят спецбригады, состоящие из саперов ВСУ и специалистов ДСНС.
При этом, в Украине до сих пор отсутствует законодательная база в сфере противоминной деятельности и гуманитарного разминирования. Так, например, отсутствует порядок предоставления разрешения на осуществление противоминной деятельности, аккредитация операторов противоминной деятельности на осуществление гуманитарного разминирования, в том числе, и на хранение и перевозку взрывчатки.
Это привело к тому, что на сегодняшний день в Кабмине официально зарегистрированы обращения от 6 стран-доноров, которые угрожают остановить финансирование противоминной деятельности, поскольку в Украине эта сфера остается вне закона, в том числе: привоз спецтехники, выдача лицензий на уничтожение боеприпасов и т.п.
Такое положение не позволяет нам как стране эффективно использовать не только имеющиеся собственные ресурсы, но и ресурсы профильных неправительственных организаций, в том числе и международных операторов, уже осуществляющих такую деятельность в Украине.
ЧТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ
Решить проблему и определить правовые и организационные основы, а также условия формирования и реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности. Отдельный важный аспект – осуществление гуманитарного разминирования.
Для решения задачи предлагается:
- создать Национальное агентство по противоминной деятельности в форме самостоятельного Центрального органа исполнительной власти;
- поручить Агентству сформировать Национальную стратегию противоминной деятельности, а также Плана мероприятий по его имплементации;
- позволить проводить работы по разминированию как за счет государственного бюджета, так и из средств, привлекаемых от международных доноров и неправительственных организаций;
- разрешить доступ к разминированию не только государственным, но и частным, в том числе международным операторам, что позволит избежать коррупционной составляющей и увеличит эффективность выполнения работ;
- возложить полномочия по выдаче разрешений на ведение противоминной деятельности Украины неким предприятиям – на Минэкономики, и на МИД – иностранным операторам;
Отдельным разделом законопроекта мы предлагаем решить вопрос социальной защиты лиц, привлеченных к гуманитарному разминированию. В частности, их обязательного страхования, пенсионного обеспечения, а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Документ также определяет размеры единовременного пособия в случае гибели, инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности всем лицам, привлеченным к мероприятиям по разминированию.
Это не только мой законопроект. За его подготовкой стоит большая группа экспертов, тщательно вписавшая в его положения международные стандарты, в частности IMAS 02.10, который принят как национальный нормативный документ ДСТУ-П IMAS 02.10: 2016 для координации противоминной деятельности по всем ее направлениям.
Сейчас законопроект уже зарегистрирован в Верховной раде под номером 9080 от 13.09.2018.
Весь пакет документов законопроекта тут.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.