24 червня 2009, 13:49
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА-300 (4). Поле перебранки. Под Полтавой снова битва
Под Полтавой снова битва. Расстановка сил прежняя: украинцы на стороне шведов против России
Елена Черненко, Русский Newsweek
Из-за спины фарфорового Петра I, от пят до треуголки наполненного полтавской горилкой, торчит нечто похожее на сливочное мороженое в рожке. Креативщики Полтавского ликероводочного завода называют это белым флагом. Почему полотнище царя-победителя белое, продавщица фирменного ларька объяснить не смогла, зато поведала о его очередной победе. К юбилею Полтавской битвы завод изготовил фигурки ее главных участников: Петра I, Карла XII и Ивана Мазепы. Швед (0,75 литра) сошел с дистанции первым. "Его никто не брал – и производство остановили", – говорит женщина в розовом халатике.
Вопреки историческим реалиям на поле боя остались русский царь и украинский гетман. У будущего императора изначально было преимущество – он шел в литровой таре. Гетмана разливали по 0,5. "Но кто-то написал жалобу, вышел скандал", – вспоминает женщина. В итоге Петра урезали вдвое, а Мазепе долили чекушку. Но несмотря на меньший объем, царь стоит на гривну дороже казацкого вождя. "Его все равно берут лучше, чем Мазепу, – резюмирует продавщица. – Возьмите бутылочку, на юбилей выпьете!"
300-летие Полтавской битвы на Украине будут отмечать 27 июня. Именно отмечать, а не "праздновать", как все эти 300 лет. Обтекаемую формулировку ввели в оборот, чтобы сгладить противоречивые интерпретации событий 1709 года. По тому, как политики трактуют баталию, видно, какой они видят украинскую национальную идею и идентичность. "В поисках и того и другого украинцы находятся вот уже два десятилетия", – говорит британский историк Эндрю Уилсон, автор нашумевшей книги "Украинцы: неожиданная нация". Цель политиков – сплочение нации и легитимация своего курса. История лишь средство. Как обычно.
МАЛОРОССИЯ И АНТИРОССИЯ
Президент Виктор Ющенко, главный идеолог пересмотра истории Украины, в это воскресенье намерен отметить "военно-политическое выступление Мазепы и 300-летие украинско-шведского союза". Виктор Янукович, лидер оппозиционной Партии регионов, верен прежним идеалам: "выступление" гетмана – его неожиданный переход на сторону шведов – политик называет предательством и собирается вместе с Россией отмечать триумф ее оружия. В блоке премьера Юлии Тимошенко заявили, что праздновать Полтаву вместе с русскими – то же самое, что предложить России отпраздновать годовщину сражения при Цусиме вместе с японцами. "Результаты битвы привели к потере остатков независимости Украины", – заявили в БЮТ. Так и до празднования юбилея аварии на Чернобыльской АЭС недалеко, говорят соратники Тимошенко.
В самой Полтаве в преддверии юбилея прошла международная научная конференция. Приехали теоретики и практики из шести стран. Закрывал мероприятие российско-украинский политтехнолог Андрей Окара, глава Центра восточноевропейских исследований. "Между Россией и Украиной идет жесткая информационная война. Интерпретации Полтавской битвы – ее часть", – заявил он сходу и объяснил, что есть два варианта украинской идентичности: Украина как Малороссия и Украина как Антироссия.
Первый вариант, по мнению эксперта, поддерживает Виктор Янукович. Украина – окраина великой Российской империи/СССР, ее лояльный "младший брат". Антироссийскую доктрину активнее других развивает Виктор Ющенко и его единомышленники. Эта концепция выглядит примерно так: Украина – форпост Запада на Востоке, а Россия вот уже 350 с лишним лет (а то и тысячу) ее прижимает. В многовековой борьбе против российского гегемонизма и заключается украинская национальная идея в интерпретации Ющенко. По словам Окары, в последние годы эта версия идентичности становится доминирующей и почти официальной.
В меню полтавской таверны "IV Бастион" Россия и Украина мирно уживаются на соседних страницах. Тут и "Шашлык Мазепы" (свинина – 58 гривен) и "Шашлычки Петровские" (курица – по 35). "Петровские" заказывают чаще, но как объяснила официантка, дело тут скорее в экономии. А вообще владельцы ресторана надеются, что на юбилей приедет много шведов. Для них в меню включили "Обед Карла XII": рыбный суп, запеченную картошку с красной икрой, салат с креветками и форель с овощами.
Обычные граждане к круглой дате относятся со смешанными чувствами. Сто грамм за победу в этот день поднимут 44% украинцев (данные апрельского опроса Research & Branding Group). 9% считают Полтавскую битву поражением. 42% затруднились ответить. На вопрос "на чьей стороне вы бы сражались, если бы жили в то время?" 34% выбрали Петра I, 19% – Мазепу, 2% – Карла XII, 20% не смогли дать вразумительный ответ, а 19% наблюдали бы за битвой со стороны. Примечательно, что на западе страны за русского царя дрались бы лишь 12%, а за украинского гетмана – 41%. На юго-востоке все наоборот. В центре примерно поровну.
МАЗЕПИАНА
Споры вокруг Ивана Мазепы на Украине не утихают уже много лет. В 1996 году его поместили на десятигривенную купюру, а Ющенко стал активно делать из гетмана героя – учредил награду "Крест Ивана Мазепы" и указал ставить памятники, называть в его честь улицы и площади. 27 июня гигантского Мазепу должны были установить на Соборной площади Полтавы. Российский МИД выступил с протестом – "пытаясь переписать совместную российско-украинскую историю, власти Украины не столько объединяют украинское общество, сколько раскалывают его".
В Киеве протест россиян пропустили мимо ушей, и уже даже выделили на памятники Мазепе и Карлу XII несколько миллионов гривен из госбюджета. Но полтавский горсовет проголосовал против. "Да, мы противоречили указу президента, но действовали на благо города", – говорит мэр Полтавы Андрей Матковский. Он попал в горсовет по спискам БЮТ, но став мэром, приостановил членство в партии.
Полтавский градоначальник называет себя космополитом: он украинец, родился в Казахстане, а в России окончил суворовское училище. Мэр радеет за развитие туризма и считает, что установка памятника Мазепе в день 300-летия сражения могла отпугнуть туристов из России. "Мы хотим, чтобы россияне приезжали сюда и тратили деньги на полтавские галушки, сало и горилку", – объясняет он.
За установку памятников гетману и королю больше всех выступает губернатор Полтавской области Валерий Асадчев, член Украинской народной партии (УНП), которая входит в пропрезидентский блок "Наша Украина – Народная самооборона". В ответ на вето горсовета УНП обвинила мэра и БЮТ в отступлении от национальных интересов. "Блокирование процесса чествования одного из самых выдающихся сыновей Украины является явным антиукраинским действием", – говорилось в заявлении УНП.
"Нет, ну вы мне объясните, какое отношение имеют россияне к установлению памятников в украинском городе Полтава? – горячится губернатор. – Представьте, наш МИД возразил бы против памятников Колчаку или Деникину в России!" Асадчев тоже говорит, что заботится о туристах: "Чем больше интересных памятников, тем больше народу приедет на них смотреть". Он переживает, что деньги на монумент пришлось вернуть в казну.
Мазепу, правда, все-таки изваяли – на народные пожертвования. Часть необходимых 1,5 млн гривен собрали на концертах популярной в России группы "Вопли Видоплясова". Губернатор показывает макет памятника: "Креатив интересный, правда, слишком пафосный на мой вкус". Скульптура готова и сейчас находится в Киеве. В Полтаву Мазепу привезут накануне Дня незалежности Украины 24 августа. "Россия, надеюсь, не будет возражать?" – иронизирует чиновник.
Судьба Карла XII туманна. Мэр Полтавы Матковский вновь проявил строптивость и вернул выделенные на короля деньги обратно в бюджет. "Треть полтавчан погибла в 1709-м, защищая город от осады шведов. Памятник Карлу обидит горожан", – говорит он. На официальном уровне шведы финансировать изваяние своего короля отказались, и в итоге бюстом Карла с украинцами поделился анонимный владелец частного музея из Швеции. Но присланная им бронзовая фигура застряла на украинской таможне – там никак не могут определить ее стоимость.
"Построили бы лучше клуб нормальный, – ругается 22-летний полтавский студент Сергей. – Мне Мазепа нравится, но все эти споры уже достали". В день годовщины молодой человек ничего особенного делать не собирается. На поле битвы он не поедет: "Что я, зарослей и свалок не видал?" Между тем, стараниями мэра и губернатора загаженное и заросшее поле начало преображаться.
Валерий Асадчев распорядился убрать с поля военную базу и склад горючего. "Если бы мы были русофобами, то оставили бы все как было. Сказали бы: нет там никакого поля, да и бой сам продолжался каких-то несчастных три часа, если не меньше, – аргументирует губернатор. – Но поле выглядит достойно. Пожалуйста, россияне, приезжайте, раз уж вы это воспринимаете как вашу победу. Не вопрос!"
Оставшихся 2 млн гривен (казне вернули 7 млн) должно хватить на то, чтобы привести поле в божеский вид и восстановить один редут. В воскресенье тут проведут реконструкцию боя и откроют "Арку примирения". За две недели до годовщины на поле все еще шли масштабные строительные работы. В то, что полтавчане успеют в срок, верилось с трудом. "Это обычный славянский стиль работы. В ночь на 27-е все завершим", – уверял мэр Матковский.
БЫЛА ЛИ БИТВА?
Часть денег пошла на реконструкцию музея Полтавской битвы. В нем появился зал истории Украины – тут школьникам рассказывают, что Мазепа был вынужден переметнуться к шведам, так как Петр I покушался на суверенитет Украины и что Санкт-Петербург построен на костях украинских казаков. Из 6 "А" класса одной из полтавских школ в России никто не был, гораздо занимательнее детям кажется рассказ гида о том, что в братской могиле русских воинов, что прямо напротив музея, похоронено 1345 солдат и два верблюда.
Внутри самого музея шла жаркая дискуссия. Корреспондент местного телеканала "Лтава" приставал к заглянувшим в музей российским делегатам с провокационными вопросами: "Нет, ну все-таки была ли Полтава катастрофой для независимости Украины?" Наталья Болотина, доцент Российской академии госслужбы при президенте РФ, от такой постановки вопроса на секунду потерялась, но потом ответила: "Украины тогда еще не было, и как катастрофу это никто не воспринимал. Победу России отмечал весь мир. Даже английская королева поздравление прислала". – "Вы говорите о восприятии 300-летней давности", – не унимался корреспондент. "А историка и не должно интересовать другое", – отрезала Болотина.
Виктор Шестаков, глава Русской общины Полтавской области, считает, что россияне не должны были приезжать на конференцию. Он злится на посольство РФ в Киеве за помощь в ее организации. "Город-предатель надо было подвергнуть остракизму", – считает он. 42-летний Шестаков называет себя "профессиональным русским". Он долго готовился к годовщине. "300 лет мы, малороссияне, считали, что вместе с русскими замочили здесь шведов. Теперь получается, что это нас со шведами замочили русские", – возмущается Шестаков.
По его словам, теперь украинская история строится на ее противопоставлении России. В искренность мэра он не верит: "У Полтавы два бренда – битва и Гоголь. Оба связаны с Россией. Мэр обречен на популизм. Галушки – это так... гарнир". В эти выходные Шестаков намерен провести альтернативную конференцию, а пока он красит стены своего дома – недавно на них появились надписи "Слава Мазепе!" и "Смерть империи!".
Пока Шестаков занимался покраской, его единомышленник Геннадий Макаров, лидер партии "Русский блок" в Харьковской области, проводил в школах "уроки мужества". Он рассказывал учащимся 8-11 классов "о подвиге их предков, которые громили шведских оккупантов и боролись с мазепинцами". Оба активиста критикуют Москву за пассивность, а главным врагом считают Украинский институт национальной памяти (УИНП).
"Власть видит в истории инструмент противопоставления украинцев русскоязычному населению, рассматривая его в качестве пятой колонны коварной России, – утверждает Макаров. – Эта пропаганда возглавляется созданным по личной инициативе Ющенко псевдонаучным институтом". О президентском "министерстве пропаганды" – с огромными полномочиями и бюджетом – в кулуарах говорили многие участники конференции. Называлась даже цифра $6 млн в год. Якобы столько тратится на пропагандистские фильмы и передачи, рекламные ролики, конференции, учебники и судебные иски.
Владислав Верстюк, замдиректора УИНП, к демонизации института давно привык, и вопросы о финансовых вливаниях вызывают у него усмешку: "Ах, если бы. Деньги небольшие, к сожалению". И полномочия, по его словам, незначительные: "Это Медведев создает комиссию по фальсификациям и готов сажать людей в тюрьму за несогласие с генеральной линией. Наш институт сроки никому не выписывает". Британский историк Эндрю Уилсон говорит, что в УИНПе работают более профессиональные люди, чем в комиссии Медведева: "Они провели большую работу – собрали имена миллионов жертв голодомора".
Директор УИНП Игорь Юхновский объясняет свое видение Полтавской битвы: "После "победы русского оружия" империя начала очередное наступление на автономные права Гетманской Украины, которое закончилось ее ликвидацией, как и ликвидацией Запорожской Сечи и традиционного уклада украинской жизни". Сейчас институт занимается созданием школьной программы истории Украины.
"Мы ищем привлекательные для нас самих образы Украины, свое видение истории, но оно не было изначально антирусским, – утверждает Владислав Верстюк. – Россия должна понять, что будучи независимой, Украина должна себя исторически легитимизировать. И лучше, если это будут не Мазепа с Петлюрой, а союзник Турции Дорошенко или гетман Выговский, разбивший Россию под Конотопом?"
Шведские делегаты, приехавшие в Полтаву, к спорам украинцев и россиян отнеслись со снисхождением. И больше интересовались самим полем. Они провели здесь масштабное исследование: привлекли экспертов со всего мира и два года копали, используя самое современное оборудование. И ничего не нашли. "Ничего, кроме парочки ядер и осколков, – при том что здесь якобы сошлось 40 000 человек", – пожимает плечами руководитель экспедиции Бо Кнаррстрём.
Версий у него несколько: битва была не здесь; украинский чернозем разъел артефакты; сражение на самом деле было гораздо менее масштабным, чем считается. Последняя версия шведам особенно по душе. Они даже подозревают, что против многотысячной армии Петра вышла горстка голодных и больных скандинавов. Но они на этом не настаивают, призывая украинцев и русских оставить геополитику и в прямом и в переносном смысле копать глубже: "Давайте для начала найдем поле".
Елена Черненко, Русский Newsweek
фото: Андрей Рудаков
22 июня 2009 года
Данные приведенного соцопроса см. ТУТ