26 жовтня 2009, 15:43

''Гностическая'' оппозиция и анти-манихейство Марины Литвинович (''РЖ'')

От редакции "Русского журнала". На этой неделе один из лидеров Объединенного Гражданского Фронта Марина Литвинович опубликовала статью в интернет-издании "Газета.ru", в которой призвала оппозицию отреагировать на инициативы Дмитрия Медведева. К сожалению, сама оппозиция не оценила порыв одного из своих лидеров. В сторону Литвинович посыпались обвинения в том, что она "продалась Кремлю" и "написала заказную статью". Литвинович решили "проработать" на заседании ОГФ. В настоящий момент проходит заседание ОГФ, где обсуждают "дело Литвинович". Ситуацию для "Русского журнала" комментирует политический философ Андрей Окара.



Причины отсутствия оппозиции в России – как "системной", так и "несистемной" – при нынешнем политическом режиме не только в том, что власть является моносубъектом социального управления и всячески изгоняет оппозицию из публичного поля, но и потому, что люди, называющие себя оппозицией, очень эффективно помогают власти это делать. Современная российская "оппозиция" – это, фактически, тоталитарная гностическая секта, для членов которой есть только черное и белое – и никаких полутонов. В подобных сектах очень ревностно и предельно нетерпимо относятся к любому проявлению инакомыслия и внутренней свободы человека.

Главная проблема статьи "Большинство перемен" Марины Литвинович как раз и заключается в том, что у нее отсутствует какая-то манихейская агрессия по отношению к власти. Марина не говорит, что нынешняя власть – это порождение дьявола, что все ее представители, включая Медведева, как автора статьи "Россия, вперед!", – это дети сатаны. Марина говорит о возможности расширения оппозиционного "гетто" – как раз на волне тех перемен, к которым призывает Медведев. Вот за отсутствие жесткого манихейского взгляда на российскую политику ее и подвергают остракизму бывшие коллеги из жесткой тоталитарной гностической секты под названием "Оппозиция".



Маловероятно, чтобы нынешние "оппозиционеры" почувствовали какую-то опасность со стороны Литвинович или увидели бы в ней конкурента – возможного лидера новой оппозиции. Я помню ее карьерный путь, и у меня есть сомнения относительно того, сможет ли она стать идейным лидером новой оппозиционной силы, ибо идейный лидер – это тот, кто производит идеи. А мне лично неизвестны идеи, которые произвела на свет Марина Литвинович. Ну и многие политические проекты, к которым она имела отношение, отличались скандальностью, но не отличались живучестью.

Однако, как представляется, в России нынче крайне необходима площадка, на которой могли бы объединиться представители "креативного класса". Это не обязательно оппозиция или неоппозиция – тут идентичность определяется по иным критериям. Хотя ждать "креатива" от людей, которые считают государство порождением сатаны, как по мне, не приходится.

Ну а так называемая системная оппозиция – это вообще непонятно, кто такие. Парламентские фракции "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР, ушедшие на несколько дней из зала заседаний Госдумы, – это шоумены, причем, какие-то самодеятельные и бездрайвовые. У них не хватило ни смелости, ни духа, ни политтехнологического интеллекта для того, чтобы взять туристические или военные палатки и поставить их на Красной площади – возле въезда в Спасскую башню. На палатках написать большими буквами – мол, собственность таких-то депутатов, принести транспаранты со своими требованиями и объявить там голодовку. Собрать прямо на площади пресс-конференцию для иностранных и российских СМИ – с использованием мегафонов, если электричество отключат, и т.д. В таком случае власть не могла бы их не услышать и не признать в качестве субъектов политического процесса. Ну и их требования просто невозможно было бы уж совсем игнорировать.

Что им могло угрожать? У них у всех – депутатская неприкосновенность. Но они побоялись, что им чего-то там недодадут в будущем. Кажется, их лишили депутатского жалования за "прогулянные" дни.

Однако люди, называющие себя парламентской оппозицией, никак не проявили собственной субъектности – они показали себя просто овощами. А с овощами разговор простой.

Ну а Дмитрий Медведев пока еще не пришел к мысли о необходимости опереться на "креативный класс"; "креативный класс" пока не видит в нем своего лидера – как и ни в ком другом. Как известно, лагерь сторонников собирается вокруг какого-то проекта, вокруг какой-то сверхидеи. Пока же проект Медведева еще не провозглашен, однако в статье "Россия, вперед!" обещано, что этот проект должен появиться. Но будет ли он привлекателен для "креативного класса", нам еще только предстоит узнать.

"Русский журнал"