Когда гривна прекратит падать?
Доллар уже больше 7 грн.
По стране пополз слух о том, что на самом деле у НБУ нет резервов для поддержания курса гривны.
Один из народных депутатов-экономистов заявил мне: "На самом деле чтобы удерживать курс гривны резервов НБУ хватит на 2 недели". По его информации, 2/3 резервов Нацбанка находились... в ценных бумагах США! И теперь их использовать для валютных интервенций невозможно. Т.е. иными словами,
резервов у НБУ практически нет.
Если эта версия соответствует действительности, то тогда становится понятным, почему НБУ не проводит интервенции и не сдерживает курс.
По словам депутата, если раньше он имел возможность получить информацию о резервах, то теперь ее тщательно скрывают.
И самое главное. Якобы для удержания курса от окончательного обвала так спешат получить кредит МВФ.
Именно этим объясняется нахождение таки компромисса между Тимошенко и Ющенко и голосование в первом чтении за "пакет антикризисных мер". Никто и не скрывает, что принятие "пакета" на самом деле нужно лишь для получения кредита.
Версия выглядит правдоподобной. Если кто-нибудь знает факты в ее поддержку или опровержение, прошу изложить.
Интересно, что сегодня стало известно, что МВФ рекомендует Украине внедрить режим гибкого обменного курса. Об этом сказано в проекте меморандума между Кабмином и МВФ. Кабмин также должен проводить консультации с МВФ относительно дальнейших мероприятий, которые он будет внедрять в работе валютного рынка.
Версию о проблемах с резервами косвенно подтверждает сегодняшняя критика Тимошенко в адрес НБУ – она потребовала "использовать золотовалютные резервы для стабилизации курса". Она "вновь напомнила, что, согласно закону, Кабинет министров не может влиять на политику НБУ". Это очень в духе Тимошенко. Учитывая ее уменье использовать любую ситуацию в информационном плане в свою пользу, можно предположить, что она знает о проблемах с резервами. И старается, чтобы всем запомнилось, что "виновата не она".
Многие экономисты уже писали о странном поведении НБУ и правительства в этом году по отношению к валютным курсам. Об этом писал и я в последней записи этого блога. О недопустимости резких колебаний курса говорил и руководитель "Укрсоцбанка" Борис Темонькин в своем недавнем интервью. О, мягко говоря, неудачных действиях НБУ говорила в своем интервью финансист Валерия Гонтарева. О неудачной ревальвации весной этого года она говорит так:
"Я верю в борьбу с инфляцией монетарными механизмами. Но меньше всего я верю в то, что ревальвация может нам в этом помочь.
Ошибка была в том, что никто не осознавал происходящего. Ведь действительно шел огромный поток денег. Простите, но в стране 355 человек, которые смотрят на платежный баланс.
Они должны были понять, что, если рынки закрыты, если инвестиции сюда не идут, если их получить неоткуда, то откуда вы видите этот приток денег? А после этого подумать, насколько он будет долгосрочным. И не использовать ревальвацию ситуативно".
В прошлом банкир, а теперь депутат Василий Горбаль говорит об отсутствии координации между НБУ и правительством:
"Я не стану идеализировать работу Минфина при руководстве Николая Азарова, но скажу, что встречи Азарова с руководителем НБУ Владимиром Стельмахом были системными. Не было такого рабочего дня, чтобы они утром хотя бы не созвонились. Есть ли сейчас такое сотрудничество? Я очень сомневаюсь..."
Подведем итоги.
Очевидно, что резкое падение курса только усилило панические настроения среди населения, уже ощутившего проблемы с депозитами и кредитами. Усугубляет ситуацию то, что курс гривны продолжает падать – НБУ явно не спешит использовать резервы.
Банальных объяснений "непонятной" курсовой политики в этом году, распространенных сегодня среди политиков, два.
Во-первых, это результат борьбы Ющенко и Тимошенко. Как уже говорилось, Ющенко одним звонком Стельмаху мог повлиять на действия НБУ. Но он этого не делал. Видимо, полагая убить рейтинг Тимошенко, мол, все запомнят, что при ее правительстве резко скакал курс.
Во-вторых, все говорят о том, что на курсовых колебаниях кто-то хорошо зарабатывает. Конечно, это первое, что приходит в голову – тот, кто может влиять на Стельмаха. Но пока это лишь слова – никто пока не опубликовал хотя бы приблизительной схемы.
Также очевиден один вывод: собственные политические и финансовые интересы им всегда были важнее, чем обычная рутинная профессиональная работа. К этому народ уже почти привык. Но если своими действиями они в конце концов привели страну на край глубокой пропасти, то уж тут они должны, наконец, договориться? И если информация об отсутствии реальных резервов НБУ окажется правдой, то у них уже нет другого выхода, как получать $16 млрд. от МВФ. Иначе накроет всех. Больше ресурсы взять неоткуда. И они уже согласны согласовывать с заокеанскими советниками свои действия почти в ежедневном режиме.
Иначе, учитывая отрицательное сальдо в $22 млрд. в следующем году, гривна может падать и падать. Даже страшно подумать до каких пределов – на скорые слаженные действия правительства и парламента по обузданию импорта уповать не приходится. А с экспортом будет в любом случае не сладко.
Будем надеяться, что резервы у НБУ таки есть. Стельмах уверяет, что в структуре золотовалютных резервов Украины удельный вес доллара составляет 43%. А валовые международные резервы Нацбанка – около- $37 млрд.
P.S. Большинство простых людей тщательно следят за курсом. Удивительно, но версию с отсутствием у власти резервов уже широко обсуждают и простые люди – вчера мне ее в упрощенном изложении поведал обычный таксист.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.