Украина – мишень для игры в дартс
Итоги газового кризиса. Интересы основных участников.
1. Внутриэкономическое измерение.
Начнем с главного результата новогоднего газового кризиса для простых людей. Очевидно, что в текущем году нельзя ожидать кардинального улучшения конъюнктуры на мировых рынках для отечественных экспортеров. Более того, автор считает, что общемировая экономическая ситуация будет хуже, чем сегодня прогнозируют основные комментаторы. Даже, если бы цена на газ осталась на прошлогоднем уровне, отечественным предприятиям было бы очень сложно пережить этот год.
Однако, после газового кризиса ситуация выглядит еще хуже. Уже появились оценки, что результатом газового конфликта станет деиндустриализация Украины. Особенно пострадает промышленный Юго-Восток.
Хоть такие прогнозы и звучат для нас страшно, под ними есть основания. Сегодня очевидно, что даже цены $250 за тысячу кубометров уже не будет. Цена будет выше.
Повышение цен на газ за последние два года было серьезно недооценено отечественными комментаторами в контексте стратегического долгоиграющего негативного влияния, как на экономику, так и на политику Украины.
2. Внутриполитическое измерение.
Все понимают, что 2009 год будет тяжелым со всех точек зрения. Конфликт был выгоден и Ющенко, и Тимошенко, как возможность переложить ответственность за ситуацию в стране на внешнего "врага".
Для Ющенко также важно консолидировать антироссийский электорат вокруг себя, увеличить потенциал роста такого электората. Хотя у него уже явно нет шансов на президентские амбиции в дальнейшем. Да и его парламентские перспективы пока туманны.
Оба руководителя страны одновременно пытаются использовать газовый кризис друг против друга в глазах избирателей. О попытках получить личную выгоду от газовых контрактов говорить не будем – это пока лишь заявления политиков и не тема этой статьи.
Как уже отмечалось в предыдущем пункте, повышение цен на газ будет еще одним ударом по промышленности Украины, в первую очередь Юго-Востока. Это означает удар по социальной и экономической базе Партии регионов. Тут интересы и Ющенко, и Тимошенко, и их западных партнеров совпали.
3. Самое важное. Геополитическое и геоэкономическое измерения.
А. Интересы России понятны. Тактически ее руководству также выгодно переносить центр внимания своих граждан на внешние конфликты с внутренних экономических проблем. Кроме этого очевидно, что в условиях сложнейшего для нее падения цен на нефть, в интересах РФ выжать максимально возможные цены за газ и с Украины, и с Европы.
Россия также использует этот конфликт для максимального стимулирования европейцев продолжать финансировать достройку новых транзитных путей в обход Украины.
Стратегически, по словам отечественного политолога Андрея Ермолаева, России важно повысить роль газа как геоэкономического товара – речь об изменении пропорций в соотношении с нефтью и другими энергоносителями.
В этом контексте можно рассматривать решение Форума стран-экспортеров газа, который прошел в последние дни 2008 года в Москве о преобразовании Форума в организацию с аналогичным названием. Речь идет о создании газового аналога ОПЕК.
Кроме этого, как ни печально, и России выгодно избавится от украинских конкурентов в металлургии. Но у российских олигархов может не хватить ресурсов, чтобы принять участие в покупке упавших конкурентов.
Б. Интересы ЕС. В этой игре есть также интересы лидеров старой Европы, в основном Германии и Франции. Их цель – также использовать кризис для повышения роли своих стран, и всей Европы как геоэкономического игрока. Для этого им нужна Россия, как надежный поставщик сырьевых ресурсов. Желательно недорогих. А также партнер по глобальной игре.
Ермолаев приводит пример иракской войны, где европейские энергетические компании полностью проиграли свои позиции. Теперь они хотят их восстановления. Первой ласточкой можно считать получение немецким концерном Siemens крупного заказа из Ирака на поставку компонентов для газовых электростанций. Сделка оценивается в 1,5 млрд. евро.
В. Интересы США. Замглавы правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что на переговоры Украины и России по газу повлияло подписание Киевом Хартии о стратегическом партнерстве с Вашингтоном, которая была подписана в декабре министром иностранных дел Украины Огрызко в Вашингтоне. "19 декабря было заключено соглашение о стратегическом партнерстве между Украиной и США. Мы документа не имеем, но, по нашей информации, один из пунктов был посвящен рассмотрению вопроса о транзите газа", – сказал Медведев.
Вот редакция этой статьи Хартии: "Визнаючи важливість ефективно функціонуючого енергетичного сектору, сторони планують тісно співпрацювати над відбудовою і модернізацією потужностей української газотранспортної інфраструктури, диверсифікацією та убезпеченням українських джерел ядерного палива, що зменшить залежність України від іноземних джерел ядерного палива та потужностей для їх збереження".
Так что речь идет об участии американских компаний в модернизации украинской газотранспортной системы. Но и без этого понятно, что действия сегодняшнего украинского руководства направлены на выполнения все той же стратегии США на отрыв Украины от России всеми возможными способами. И шоковое ослабление экономических позиций регионов, где проживает население, лояльно настроенное к России, также в русле стратегических интересов США.
Не менее важной для Соединенных Штатов является возможность с помощью украинской трубы мешать укреплению взаимосвязи ЕС и России. Для этого также используется традиционное (хотя и ослабевшее за последнее десятилетие) огромное влияние США на еврочиновников, и вообще, на европейскую элиту.
По словам Ермолаева, украинская элита не понимает, что Украина в этом газовом конфликте используется в качестве такой себе "доски для дартс" для основных мировых игроков. "Но мишень действует явно неадекватно", – отмечает политолог.
По его мнению, если ранее "Нефтегаз" был действительно стратегическим партнером "Газпрома", например, имел возможность реэкспорта, зеркальные льготные цены, оплату транзита газом (что было достаточно выгодно) и т.д., то теперь заявленная "монетизация" отношений это практический и окончательный разрыв стратегического партнерства Украины и России. К сожалению, уровень дискуссии часто сводится к "субъектам предпринимательской деятельности", к прибыльности "Нефтегаза". Понятно, что госкомпания должна быть экономически сильной с точки зрения финансовых показателей, кредитного рейтинга и т.д. В то же время, отмечает Ермолаев, забывается основная функция государственной компании – создавать максимальные преимущества для национальной экономики.
Поясню. Даже если в результате кризиса удастся незначительно поднять цену на транзит, по году эти средства все равно будут меньше, чем те, что придется дополнительно заплатить за подорожавший газ. Этот вывод основывается на реальной ситуации и эффективности действий всех сторон, а не на расчетах того, что бы нам хотелось. К тому же эти средства пойдут в "Нефтегаз". А поднявшаяся цена газа ударит и по стоящим на грани предприятиям, и по разваливающемуся ЖКХ, и по населению.
То, что украинская сторона подчеркнуто неряшливо относилась к вопросам оплаты газа в 2008 году, нельзя списать на финансовый кризис. Если бы украинское руководство готовилось, как утверждает, отстаивать национальные интересы, то заранее бы создало себе более прочную позицию во время конфликта. О "плохой подготовке" украинской стороны уже писали многократно. Так что обе стороны готовились именно к спектаклю с перекрыванием трубы. Дополнительные аргументы можно найти у коллеги Василия Стоякина.
Г. Кризис, как глобальный передел собственности.
Не секрет, что общемировой кризис управляется наиболее сильными игроками, которые последние десятилетиями имели доступ к неограниченным кредитным ресурсам, контролируя мировые фондовые рынки, рынки золота и нефти. Речь идет о группе транснациональных корпораций, так или иначе связанных с собственниками Федеральной резервной системы США. Они же получат максимальную прибыль.
Уже не раз эксперты отмечали готовность наших лидеров быть наемными менеджерами во внешних геоэкономических схемах, получая от этого личные дивиденды. Когда предприятия лягут окончательно их можно будет купить за бесценок. И тут важно, кто будет в этот момент у руля украинской власти.
За прошедшие две недели в контексте газового конфликта многие отмечали слабость украинских правящих элит. К сожалению, их действия можно сравнить с борьбой мелких князей за право представлять интересы Золотой Орды.
В данном случае речь идет о борьбе Тимошенко и Ющенко за право представлять интересы международного капитала. Даже если обвинения Тимошенко в сговоре с руководством России и могут иметь под собой небольшие основания, то лишь в том смысле, что пообещала Путину/Медведеву помочь выдавить из европейцев максимальную цену. Не более. Стратегически она давно и прочно претендует на звание главного менеджера транснациональных корпораций в Украине. Ее сотрудничество с Джорджем Соросом не случайно и имеет глубокие корни. О том, как Тимошенко согласовывает политику правительства с международным спекулянтом, уже писала "УП". А бывший адвокат Лазаренко Виктор Никазаков в своей статье приводит еще более развернутые факты связи украинского премьера и представителя мощнейшей группы транснационального капитала.
Да, Сорос не только устроитель "бархатных революций". Он еще и менеджер по глобальным спекуляциям (основанных на инсайдерской информации), в интересах того же финансового центра. Именно он в свое время организовывал рейдерскую атаку на один из французских банков, на британский фунт. Его же обвиняли в провокации кризиса в Юго-Восточной Азии.
Так что в этом контексте очень интересными выглядят взаимные обвинения команд Ющенко и Тимошенко в спекуляциях на валютном рынке.
Но вполне очевидно, что Сорос участвует и в реализации определенной стратегии в конфликте России и Украины вокруг газовой проблемы. Так в 2006 году, во время предыдущего обострения газового конфликта, была отмечена сверхвысокая активность Project Syndicate – агентства по размещению статей в мировой прессе, финансируемого Институтом "Открытое общество" Сороса. Тогда было размещены десятки статей с критикой позиций России. Со времен "оранжевой революции" прослеживается плотное сотрудничество Тимошенко с Соросом. Достаточно красноречив тот факт, что ключевым человеком в ее команде и вице-премьером является многолетний представитель Сороса в Украине Григорий Немыря. Он семь лет занимал пост председателя правления "Международного фонда "Возрождение".
Для того, чтобы окончательно развеять сказки о "руке Кремля", важно вспомнить программную статью Тимошенко в американском журнале "Foreign Affairs", вышедшую весной 2007 года под красноречивым названием "Сдерживание России".
Тогда Тимошенко с использованием стандартного набора западных стереотипов о "российской угрозе" предложила Западу услуги Украины. "Украина может помочь Европе и США создать дееспособную структуру, в рамках которой могла бы существовать и Россия, не представляя ни для кого опасности", писала тогда Тимошенко. Напомним, ей тогда было важно заручиться поддержкой Вашингтона в проведении досрочных выборов и возвращении на должность премьера.
На фоне разворачивающихся социальных драм в условиях кризиса борьба между нашими руководителями за ответственную миссию подносить дротики глобальным игрокам продолжится. Ужасно наблюдать, как нашу страну сделали большой мишенью.