Быть готовыми к новым мировым экономическим шокам
Обратите внимание на последнее выступление главы МВФ Кристин Лагард.
С одной стороны, она использовала кучу позитивных эпитетов, метафор и прогнозов. Мол, "оптимизм витает в воздухе", "глубокая заморозка позади" и "горизонт все яснее". А еще: "Темпы роста мировой экономики укрепились во второй половине 2013 года, и должны и далее укрепляться в 2014 году, во многом благодаря улучшениям в странах с развитой экономикой".
С другой стороны, она говорила о рисках.
"В целом, направление является положительным, но рост мировой экономики по-прежнему слишком мал, слишком хрупок, и слишком неравномерен", – заявила Лагард. "Его недостаточно, чтобы создать рабочие места для более чем 200 миллионов людей во всем мире, которые в них нуждаются".
Особенно хочу обратить внимание на слова главы МВФ о росте риска дефляции: "Для стран с развитой экономикой перспективы сопряжены со значительным риском. Наряду с инфляцией, которая ниже целевых показателей многих центральных банков, есть рост риска дефляции, что может оказаться губительным для восстановления. Если инфляция – "джинн", то дефляция – "людоед", с которым нужно решительно бороться", – сказал Лагард.
Она неслучайно говорит о дефляционных рисках. Мир увидел все "прелести" дефляции, которая "пожирает рост", на примере Японии конца 90-х годов.
Лагард отметила, что в годы финансового кризиса, развивающиеся рынки держали мировую экономику на плаву. "Вместе со всеми развивающимися странами на их долю приходилось три четверти мирового роста в течение последних пяти лет. Но все большее число развивающихся рынков замедляются с поворотом экономического цикла, и есть риски, связанные с потрясениями на финансовых рынках и волатильностью потоков капитала", – заявила Лагард.
Поясню. При сочетании снижения темпов роста в основных развивающихся экономиках и возникновения дефляции в развитых странах возникает риск нового "крутого шторма" на мировых рынках. Возможно, это будет "утряска" китайского "пузыря" с последующей волной по всему миру. Но в любом случае это будет новым "крутым" падением спроса на украинский экспорт. Что всегда бьет по доходам бюджета и всем остальным социально-экономическим показателям Украины. В какой из ближайших малых циклов это произойдет? Сейчас точно не скажу. Это может быть и 2016-2017 годы или в пределах 2020-2022 годов.
Но не дай Боже нам затянуть разрешение нашего украинского политического кризиса. И уж точно пора одуматься всем, кто призывает к каким-то силовым противостояниям в Украине.
В этом смысле интересна ссылка Лагард на то, что 2014 год является сотой годовщиной начала Первой мировой войны, 70-летием Бреттон-Вудской конференции, которая породила МВФ, а также 25-летием падения Берлинской стены.
Конечно, многое будет зависеть от экономических действий властей США, ЕС, Японии и Китая.
Но то, что нам надо проходить 2015 год с большой оглядкой на риски новых мировых экономических шоков, это факт.