2 лютого 2015, 08:32

Власть не понимает...

Словами, вынесенными мною в заголовок, начинается статья украинского экономиста Анатолия Гальчинского.

Что мы имеем сегодня? Как говорит Гальчинский, экономика Украины находится в фактической деградации уже более шести лет: самое масштабное падение ВВП в мире в 2009 г. – 14,8%, далее два года незначительного роста, в 2012-м и 2013-м – опять стагнация (нулевой рост 0,2 и 0,1% соответственно), в 2014-м – минус 7,5% (прогноз НБУ), в 2015-м снова ожидаемый минус 4,3%. "По предварительным оценкам, в 2014 г. уровень ВВП составил примерно 90-91% от уровня 2008-го. Эта позиция не нуждается в дополнительных комментариях – мне не известны подобные аналоги в мировой экономике", – пишет Гальчинский.

Если в 2004 году по уровню ВВП на душу населения мы были на 51 месте, то теперь мы опустились на 105 место. Выше нас уже Монголия, Тунис, Намибия и Перу. Через год нас обгонит Ангола! У меня даже не хватает слов описать всю трагичность этих данных. Ведь еще в 70-х годах прошлого века Украина входила в 30-ку наиболее развитых наций мира (если ее показатели по индексу человеческого развития рассматривать отдельно от СССР). Это подтверждает и нобелевский лауреат Ангус Мэддисон, один из самых известных мировых институциональных экономистов, собравший статистику многих стран за два тысячелетия и разработавший адекватные критерии соотношения данных за разные периоды.



У меня уже не первый год крепнет убеждение, что элита в Украине просто не понимает элементарных принципов развития любой нации. И я не верю, что им все равно. И не все из них готовы уезжать. Не все хотят, чтобы их дети не смогли сюда вернуться, потому что их дом вдруг займет какой-нибудь очередной батальон самообороны или их школу расстреляют из "Града". При этом я говорю о власти вообще. И об этой, и о "попередниках", и о "попередниках попередникив".

Меня искренне удивляет, что о важности для развития страны снижения налогов и уменьшения общей доли ВВП, перераспределяемого через госбюджет, пишут и говорят не более десятка людей в этой стране. А об активной промышленной политике – вообще единицы. Это когда для приоритетных отраслей не просто снижаются налоги, а на государственном, региональном и местном уровне создаются целые системы стимулов. Начиная от обустройства для них инфраструктуры (дороги, порты, электро- и другие коммуникации и т.д.) и льготных кредитов на построение новых производств, заканчивая стимулами для потребителей их продукции и даже госзаказами. Конечно, среди главных приоритетов – стимулирование высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. При этом стимулируется экспорт этих приоритетных отраслей, а также импорт технологий.

Я хочу подчеркнуть: все успешные государства, в том числе, совершавшие стремительные цивилизационные прыжки, использовали эти методы по полной программе. Причем не только Япония, Южная Корея или Китай, но и Германия, США и многие другие страны.

Теперь все намного сложнее. Мы уже живем в мире ВТО, где у наций остается все меньше инструментов для конкуренции с транснациональными корпорациями. На стороне последних не только огромные массивы дешевых кредитных ресурсов. За соблюдением их интересов следят как правительства развитых государств, так и международные финансовые организации. В мире Wal-Mart и JPMorgan все меньшее влияние имеют реальные производители, но все большую роль розничные сети и владельцы капитала. И речь не только о лоббировании и о коррупции. Я говорю о естественных процессах, когда ваш образ жизни могут постепенно поменять, а вы даже не поймете, что на самом деле произошло. Два простых примера. Во-первых, в современном мире все чаще цены и качества товаров диктуют продавцы. Даже в Украине в некоторых супермаркетах уже до трети продаваемых торговых марок принадлежат ретейлерам. Они пускают на прилавки лишь тех производителей, которые часть продукции поставляют под брендами торговых сетей. Конечно, им и реальным производителям проще разместить производство в странах, где труд стоит невероятно дешево. Уже даже не в Китае, а во Вьетнаме, Бангладеш, Индонезии или Камбодже. Но только не на родине. И без государства вы ничего не сможете с этим сделать. Вас могут просто не пустить в массовую розницу. С вашей ценой и качеством. Во-вторых, вроде бы абсолютно естественно в фазе бума в вашу страну приходят иностранные банки, выдают много дешевых кредитов в валюте. Все вроде бы чудесно – экономика растет, вы покупаете много импортных стиральных машин, телевизоров и телефонов. Но вдруг приходит момент, что все это оборачивается не просто экономическим кризисом и обесцениванием вашей валюты, но даже кровавой войной. При этом никто не хотел вам зла. Все произошло само собой. Банки просто хотели заработать, и никто, вроде бы, не хотел ухудшать ваш торговый баланс, затягивать вас в долговую яму и ослаблять власть в вашей стране. Не надо искать заговоры. Они лишь создали общие правила. Мы сами все делаем. Они просто приходят и зарабатывают на нас деньги. Причем некоторые из них тоже прогорают.

В таком мире без целенаправленного планирования развития собственной экономики у наций нет шансов на ускоренное развитие. Без мозгов и амбиций народы обречены на бедность.

Но ни в коалиционном соглашении, ни в программе правительства, ни в пакете реформ практически нет мер, направленных на стимулирование экономического роста. Об этом говорят лишь 2-3 депутата из не самой большой фракции. Практически ничего нет о промышленной политике. На чем нация будет зарабатывать через 10 лет? На сырьевом АПК? Где тут добавленная стоимость? Вы верите, что после прохождения долговой ямы в перспективе 10 лет транснациональные корпорации нам оставят доходы от экспорта зерна? Нет, вы серьезно верите, что выживут компании героев Украины Вадатурского и Богуслаева – "Ниббулон" и "Мотор-Сич"? Зачем они Cargill и Airbus? Вы не читали о результатах реформ в Аргентине, Эквадоре, Коста-Рике и десятках других стран? Нет, МВФ, который диктует нам все наши экономические шаги и даже пишет за нас многие законы, не является сосредоточением мирового зла, как некоторые считают. Просто у них нет задачи думать за нас о нашем будущем. А корпорации, некоторые из которых, имеют активы вполне сравнимые с размером госбюджета Украины, иногда умеют отстаивать свои интересы. И даже иногда финансируют перевороты. Сейчас я ни на что не намекаю. Просто говорю о том, что методы бывают очень нецивилизованные. Даже у самых респектабельных, на первый взгляд, игроков.

Это банально, но чтобы с дна цивилизации вернуться хотя бы на порог высшей лиги надо производить товары с высокой добавленной стоимостью. И прошу вас, забудьте о мифах, что мы, мол, проживем на туризме, а все остальное надо закрыть. Греция, вон, пыталась прожить и сохранить хоть что-то из производства, вступив в зону евро. Не вышло.

Вот скажите мне, на чем мы будем зарабатывать, чтобы вкладывать в разработку и производство новых станков, судов, компьютеров и космических аппаратов? Где мы будем брать деньги на дороги, электросети, порты и обновление ЖКХ? Единственная наша база для получения ресурсов – остатки металлургии и химии, а также надежда на удачную реформу АПК. Действительно для Украины будет очень полезно знать, что базой для последующего рывка в развитии промышленности в Японии, Южной Корее, Тайване, Китае и многих других странах стала успешная аграрная реформа. Об этом, к примеру, пишет и британский журналист Джо Стадвелл в своей новой книге "Как работает Азия".

Но при существующем уровне развития государственных институтов и их коррумпированности я пока не вижу основы для удачной земельной реформы в Украине. Пока уж слишком вероятен путь стран, которые после долговой петли были вынуждены продать свои земли транснациональным корпорациям.

Но, предположим, мы провели земельную реформу успешно. А дальше что? Какую структуру экономики мы хотим видеть? И не говорите мне о войне. Мы всегда должны знать и планировать то, что будет дальше. Только когда мы научимся сами определять свое будущее, мы выиграем самую главную нашу войну – с самими собой. И тогда все остальные сражения будут нам по плечу.

Статья написана для сайта Re:plika

Чому кремль воює з нашою Формулою миру

Останні місяці спостерігається значна активізація російської пропаганди в Україні та світі. Один з напрямів атак – українська Формула миру. Саме тому соромно, коли освічені українці дозволяють собі безпідставну публічну критику цієї нашої стратегічної ініціативи...

Що кожний з нас робить для перемоги. Журналістам, блогерам та ЛОМам.

Якщо навіть взяти позитивний сценарій, то до перемоги нам воювати ще мінімум рік. А може бути – й 3-5 років. Але цей текст – не про прогнози...

По поводу Невзорова и ''хороших русских'': всегда помните о наших главных целях

Прошу, уймите эмоции! Чтобы быть эффективными, давайте включим разум и поговорим спокойно. 1. Сегодня нам нужно побеждать и использовать для этого любые возможности...

Санкции против России и конец путинского режима: что происходит и чего ждать дальше

Россия превращается в резервацию Каждый день ми видим постепенное нарастание катастрофы путинской России. Своими действиями кремлевский фюрер не просто уничтожит собственную армию и миф о ней...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...