План Фирташа. Часть3.
Первую часть анализа Программы модернизации Украины (о разделах "Евроинтеграция" и "Борьба с коррупцией/Современное правительство") можно прочесть тут.
Вторую часть (о разделе "Экономика") читайте тут.
Я не первый год изучаю разные факторы, влияющие на скорость развития разных стран, и пишу о важности стратегического планирования для Украины. Поэтому с интересом отнесся к идее о том, что Украине нужен план развития на 25-30 лет, которая обсуждалась весной этого года на масштабной конференции в Вене.
В итоге при участии бывших премьер-министров, министров, членов парламента и ученых Польши, Германии, Австрии, Великобритании и Швейцарии, а также украинских экспертов была подготовлена Программа модернизации Украины. В этой части я рассмотрю еще один ее раздел.
Раздел "Финансовый сектор и налоги"
Руководителем рабочей группы при подготовке этого раздела стал бывший вице-канцлер, министр иностранных дел и министр финансов Австрии Михаель Шпинделеггер.
Налоги. Авторы считают, что в целом, украинская налоговая система соответствует налоговым системам стран ЕС. Поэтому они делают акцент на ее эффективном функционировании.
Среди рекомендаций – мораторий на изменение налогового законодательства "с целью прекращения многочисленных, беспорядочных и неоправданных поправок в законодательство". Авторы Программы подсчитали, что со времени принятия Налогового Кодекса в 2011 году в него были внесены правки 106-ю законами.
Авторы обращают внимание, что в Украине налоговые ставки соизмеримы со ставками, принятыми во многих странах ЕС. Но может ли нас это удовлетворять? Украине нужно расти значительно быстрее. Поэтому, хоть эксперты этого и не предлагают, нам нужно снижать общую налоговую нагрузку. При этом я также не согласен с подходами авторов двух проектов налоговой реформы. Снижать налоги нужно. Но не для всех одинаково. Важно создать систему налоговых стимулов для приоритетных отраслей. Как бы не критиковали сегодняшние неолибералы, это работало во всех успешных странах. Я коротко уже описывал систему налоговых стимулов на примере Японии.
Вот с чем я могу согласиться однозначно, так это с важностью прекращения беспредела налоговых органов со сбором налогов наперед и с установленными сверху "плановыми нормативами".
Эксперты обращают внимание, что необлагаемый минимум доходов граждан слишком низок и не соответствует прожиточному минимуму. И он не учитывает количества иждивенцев в семье. В результате налогообложения доходы падают ниже черты бедности. Они считают важным повысить налогооблагаемый минимум чтобы, в том числе, повысить внутренний спрос домохозяйств.
Вместе с интересными рекомендациями относительно повышения ответственности налоговиков и реформы системы их подготовки, важно предложение распространить опыт тестирования при приеме в полицию на все силовые структуры, в том числе и на ГФС.
Фото www.dutchnews.nl
Финансовый сектор. Может показаться, что рекомендации экспертов в этой главе относительно НБУ, банковского и страхового секторов списаны с рекомендаций МВФ или пресс-релизов нашего Нацбанка. Впрочем, мировая экономическая литература переполнена подобными рекомендациями, еще начиная с анализа азиатского кризиса 1997/1998 годов. С большинством предложений можно согласиться – "чистку" нежизнеспособных учреждений, "плохих" и "связанных" с собственниками кредитов, повышение капитализации и контроля проходило множество стран. И большинство деклараций нашего НБУ правильны. Но есть важный момент, о котором хорошо сказал бывший многолетний глава Совета Нацбанка, профессор Анатолий Гальчинский: "Приходят новые правители и заявляют, что они начинают все сначала. Экономика не в состоянии выдержать подобное. Что стоит за этим? Прежде всего, передел собственности. В наше время функцию главного оператора в этом взял на себя НБУ. Банковская чистка – это фактический передел банковского капитала. И так во всем. Самая популярная "коломыйка" НБУ – "тебе дам, тебе дам, а тебе не дам" – из этого репертуара. Кто этого не понимает? Политика "свой-чужой", под какими бы лозунгами она не осуществлялась, всегда была и остается сегодня наиболее деструктивной. В этой связи проблема деполитизации экономической системы приобретает первостепенное значение".
Международные эксперты этой проблемы в процессе реформ в финансовом секторе Украины не заметили?
Фото kalyan-city.blogspot.com
Авторы выписали не все важные задачи государственных банков.
Они должны стать очень значимым инструментом для финансирования модернизации промышленности и развития приоритетных отраслей с высокой добавленной стоимостью. Так делают во многих странах. И не только в Китае.
К примеру, на днях на специальном заседании Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности в процессе отбора кандидатур на должности в Совете Нацбанка, как раз обсуждались с экспертами механизмы прямого стимулирования банков для удешевления кредитов для определенных отраслей промышленности. В тот же день эти механизмы упоминает эксперт в своей колонке на "Экономической правде".
Это не может не радовать – экспертная среда знает, что нужно делать. Но вот правительство делает абсолютно противоположные вещи.
Как я вижу главные цели госбанков:
1) Т.н. банки развития – кредитование инфраструктурных проектов, приоритетных отраслей или специальных региональных проектов в рамках общенациональных программ (выравнивание развития). Очень распространено в мире. В том числе, в ЕС, а не только в Юго-Восточной Азии, как некоторые думают.
2) Экспортно-импортные банки. Системная поддержка развития экспорта (в первую очередь – тех же приоритетных отраслей), а также импорта технологий (для модернизации базовых и развития приоритетных отраслей).
3) Т.н. "социальные" банки – финансирование МСБ, микрофинансирование.
Многие экономисты отмечают повышение роли госбанков в последние годы.
Как пишут Хосе Де Луна-Мартинез и Карлос Леонардо Винсенте, одно из преимуществ наличия значительного альтернативного кредитного источника стало ясно в ходе последнего кризиса, так как банки развития сыграли важную антициклическую роль, увеличивая свои кредитные портфели, тогда как многие частные банки сворачивали кредитование. Согласно опросу Всемирного банка, 90 банков развития всех развитых и развивающихся стран, в период с конца 2007 года по конец 2009 года увеличили свои кредитные портфели на 36% по сравнению с увеличением всего на 10% частными банками, действующими в тех же странах.
Государственные финансовые учреждения, по оценкам UNCTAD, составляют, в среднем, 25 % от общего объема активов мировой банковской системы и 30% от финансовой системы Евросоюза.
В рекомендациях речь идет о широкой и эффективной программе микрофинансирования для существенного расширения доступа малого и среднего бизнеса к финансовым услугам. Они отмечают безопасность этого инструмента для инвесторов: уровень погашения микрокредитов в Индии колеблется между 95% и 98%. Эксперты советуют в микрокредитовании отвести важную роль государству: "очень рекомендуется обеспечивать сильную поддержку развития банковских структур в сельской местности (через кооперативные банки) ". В качестве хорошего примера для Украины приводится Босния и Герцеговина, где около 5% от населения использовали микрокредиты. По расчетам авторов, в Украине этот механизм поможет создать до двух миллионов рабочих мест. Правда, государство, перед выдачей кредитов должно обеспечить эффективную систему тренингов для начинающих бизнесменов.
Авторы считают важной разработку дорожной карты для "Новой комплексной программы инвестирования / поддержки малого и среднего предпринимательства". Среди стимулов – удешевление кредитов, покрытие рисков для стартапов, гарантирование коммерческих кредитов и система стимулирования экспорта.
Фото www.lajuntaeconomicdevelopment.com
Целевые показатели разделов "Экономика" и "Финансы и налоги" (до 2025 года):
- долг государства перед бизнесом сведен к нулю (на 1 сентября – около 80 млрд. грн.);
- налоговая нагрузка – менее 30% от ВВП (сегодня – более 45%);
- рейтинг по качеству дорог, портовой и авиатранспортной инфраструктуры – топ 70 (сегодня 139, 107, и 99 из 144);
- бездефицитность Пенсионного фонда (сегодня – около 90 млрд. грн.);
- инфляция – менее 10% (сегодня – около 50%);
- госдолг – около 60% от ВВП (по итогам 2015 – около 95%);
- затраты на еду и коммуналку – менее 30% (сегодня – более 60%);
- рост ВВП – 5 % на протяжении 5-10 лет (ожидается -12% по итогам 2015 года);
- прямые иностранные инвестиции – $300 млрд. (сегодня – $46 млрд.);
- экспорт товаров из Украины – $200 млрд. в год (сегодня – $54 млрд.);
- доля малого и среднего бизнеса – 50% (сегодня – 15%);
- увеличение поступлений в госбюджет – до $3000 на человека (сегодня $750).
Продолжение следует.
В Части 4 (заключительной) я представлю анализ разделов "Конституция" и "Верховенство права" и сделаю общие выводы по всей Программе.