Власти нужен новый план.
За прошлую неделю мы наблюдали обвал мировых фондовых рынков – самый масштабный с августа 2011 года. Но, как подметил экономист Вячеслав Бутко, в феврале обвалы подобной глубины ранее наблюдались всего дважды: в феврале 1933 и 2009 года. Т.е. в ходе крупнейших мировых кризисов. Коронавирус уже серьезно повлиял на мировую экономику и еще будет влиять. Его распространение по десяткам стран мира сеет панику – основу всех кризисов.
О большой вероятности разворачивания очередного мирового экономического катаклизма в 2020-2021 годах эксперты пишут уже около двух лет. И коронавирус может стать таким себе спусковым крючком или "черным лебедем", выражаясь терминологией автора теории непредсказуемых событий Нассима Талеба.
Но я бы все же поддержал взгляд другого известного в мире эксперта Нуриэля Рубини, который говорит о многих "белых лебедях". Проще говоря, все негативные процессы, проходящие в мировой экономике, уже были видны. И уже предупреждал об этих рисках в своих публикациях.
В прошлом году уже замедлился рост ключевых европейских экономик, Японии, Китая и даже США. Значительные проблемы наблюдаются в Турции и Аргентине. На самом деле, торговое противостояние между США и Китаем лишь часть более значимого и многоуровневого соперничества двух самых крупных мировых экономик. Видны также противоречия между ключевыми державами Евросоюза – Францией и Германией. В этом году ожидаются президентские выборы в Соединенных Штатах, которые будут сопровождаться значительным политическим конфликтом. И это только часть важных факторов.
Насколько сильно усложнят жизнь все эти процессы именно в этом году сказать сложно, но в любом случае, первый квартал текущего года станет самым слабым кварталом для мировой экономики с 2009-го.
В чем отличия от ситуации прошлого кризиса? Мировая экономика не настолько перегрета и банковская система не настолько слаба. Но вот ключевые дисбалансы стали больше, включая долги важнейших экономик. Количество спекулятивных денег в мире тоже не сильно уменьшилось. А вот возможности центральных банков для антикризисного стимулирования намного ниже – ставки и так уже находятся практически на нуле. Пространство для маневра осталось разве что у ФРС США и Банка Англии. Как раз сегодня Федеральная резервная система в экстренном порядке снизила свою ставку, не дожидаясь планового собрания 18 марта. Это уже о многом говорит.
Правительства же других ключевых стран будут больший акцент делать на бюджетное и налоговое стимулирование.
Что это означает для Украины? Нам будет сложнее других. У нас уже негативные процессы выразились в девятимесячном падении промышленности. Без всякого вируса. И до этого более-менее устойчивого роста нашей индустрии практически и не было уже несколько лет. Прошлая власть ничего не сделала для стимулирования развития, но общими усилиями НБУ и Минфина после тяжелейшего финансового кризиса банковская система была полностью исключена из кредитования реального сектора экономики – ее замкнули в пирамидах депозитных сертификатов Нацбанка и гособлигаций правительства. Банкам просто дали зарабатывать огромные прибыли за счет бюджета. И вместо того, чтобы изменить ситуацию, новое правительство никак не повлияло на НБУ, который допустил "атипичное" укрепление гривны. Именно это серьезно ускорило спад в нашей промышленности. И это не конец.
Проблема наших долгов обострится. В 2020 и 2021 мы должны пройти второй и третий года пиковых выплат по внешним долгам. В этом году самые крупные выплаты придутся на март, май и июль. Панические настроения заставляют международных спекулянтов уходить в более надежные инструменты для заработка. Поэтому спрос на наши ОВГЗ однозначно не будет прежним. Из-за проблем в европейских странах переводы от наших мигрантов тоже сократятся.
Прошлогоднее падение доходов госбюджета продолжилось и в январе, и в феврале. Минфин рапортует о выравнивании ситуации, но, очевидно, нужны более серьезные меры, чем очередные репрессии налоговиков и сбор платежей наперед.
Откровенно удивляет, как можно было на фоне прогнозов экспертов об ухудшении мировой экономической ситуации полгода назад представить такую слабую программу правительства? Как можно было не внести коррекции в политику НБУ? А ведь Совет Нацбанка не раз рекомендовал это сделать. Неужели у Гончарука никто не видел многочисленных предупреждений экспертов? Почему наброски стимулирования промышленности и инвестиций возникли только через 6 месяцев работы правительства?
Наконец заявлены очень правильные инструменты, но пока они представлены слишком размыто. Президент Владимир Зеленский в Давосе говорил о налоговых стимулах для новых инвестиций. На днях министр экономики Тимофей Милованов заявил в Фейсбуке о планах выделить 90 миллиардов гривен на стимулирование промышленности за три года через разные достаточно правильные инструменты.
Но его тут же в комментариях раскритиковала министр финансов Оксана Маркарова, заявив, что важнее создать равные условия, и "если есть лишние 90 млрд. лучше снизить налоги для всего бизнеса". Дискуссии нужны и важны, но уж точно не в таком виде. Так они только подчеркивают беспомощность Кабмина перед лицом больших угроз.
Усиление правительства явно запоздало, но, тем не менее, его можно только приветствовать. Я об этом пишу уже третий месяц. Правда, весь вопрос в кадрах. И тут я очень хорошо понимаю все сложности команды Зеленского. Но надо пахать. Иного выхода нет.
Глава фракции большинства в Верховной Раде Давид Арахамия заявил, что правительство планируют превратить в антикризисный штаб.
Но важно, чтобы этот штаб занимался не только латанием дыр в ручном режиме, а, наконец, оперативно выработал общий план действий. На 5-7 лет вперед. Т.е. как немедленные антикризисные действия, так и системные реформы. Поэтапно. Бизнес и простые граждане должны, наконец, увидеть перспективу. А не очередные PR-презентации.
К обсуждению этого плана я бы рекомендовал, наконец, привлечь широкий круг экспертов. Чтобы обеспечить достаточный уровень поддержки в обществе. План должен содержать и поэтапное снижение налогов для всех, и налоговые стимулы для приоритетных отраслей с высокой добавленной стоимостью и уровнем технологий, и разумное повышение налоговой нагрузки для экспортеров сырья с построением комплексной системы поддержки для экспортеров готовой продукции (чем сложнее – тем больше стимулов). Также необходимо бюджетное стимулирование приоритетных отраслей, расширение программы дешевого кредитования малого и среднего бизнеса. Все это должно быть связано с программами развития отдельных секторов промышленности и энергетики, программами регионального развития и даже переобучения персонала. Важно аккуратно менять монетарную политику, поставив во главу угла экономический рост, и развивать все сектора финансового рынка. Черт – всегда в деталях. Поэтому так важно хорошенько обсудить и отработать все механизмы и все стимулы. До мелочей.
Необходимо всеми силами уменьшать внешний долг, который душит нашу экономику, вплоть до новых переговоров о реструктуризации и списании его части.
В условиях возможного глубокого кризиса все это будет делать кардинально сложнее. Ибо если денег не хватает даже на социальные выплаты, то откуда их взять еще и на стимулы для промышленности? Именно поэтому важно хорошенько отработать весь план, с учетом всех возможных рисков. Именно поэтому так необходимо привлечь как можно больше профессионалов в каждое министерство. И правильно делает Президент Зеленский, что хочет существенно усилить силовиков. Их честная и эффективная работа часто важнее для инвесторов, чем десять инвестиционных нянь. Общая устойчивость и эффективность властных институтов сегодня важна как никогда.
И, конечно, нужно пояснять каждую деталь обществу. Ведь сохранение поддержки со стороны граждан является важнейшим условием успеха всех реформ.
Этот текст – расширенный вариант интервью для сайта comments.ua