Артем Петренко журналіст, медіа менеджер, економічний експерт

Власти нужен новый план.

03 березня 2020, 20:46

За прошлую неделю мы наблюдали обвал мировых фондовых рынков – самый масштабный с августа 2011 года. Но, как подметил экономист Вячеслав Бутко, в феврале обвалы подобной глубины ранее наблюдались всего дважды: в феврале 1933 и 2009 года. Т.е. в ходе крупнейших мировых кризисов. Коронавирус уже серьезно повлиял на мировую экономику и еще будет влиять. Его распространение по десяткам стран мира сеет панику – основу всех кризисов.

О большой вероятности разворачивания очередного мирового экономического катаклизма в 2020-2021 годах эксперты пишут уже около двух лет. И коронавирус может стать таким себе спусковым крючком или "черным лебедем", выражаясь терминологией автора теории непредсказуемых событий Нассима Талеба.

Но я бы все же поддержал взгляд другого известного в мире эксперта Нуриэля Рубини, который говорит о многих "белых лебедях". Проще говоря, все негативные процессы, проходящие в мировой экономике, уже были видны. И уже предупреждал об этих рисках в своих публикациях.

В прошлом году уже замедлился рост ключевых европейских экономик, Японии, Китая и даже США. Значительные проблемы наблюдаются в Турции и Аргентине. На самом деле, торговое противостояние между США и Китаем лишь часть более значимого и многоуровневого соперничества двух самых крупных мировых экономик. Видны также противоречия между ключевыми державами Евросоюза – Францией и Германией. В этом году ожидаются президентские выборы в Соединенных Штатах, которые будут сопровождаться значительным политическим конфликтом. И это только часть важных факторов.

Насколько сильно усложнят жизнь все эти процессы именно в этом году сказать сложно, но в любом случае, первый квартал текущего года станет самым слабым кварталом для мировой экономики с 2009-го.

В чем отличия от ситуации прошлого кризиса? Мировая экономика не настолько перегрета и банковская система не настолько слаба. Но вот ключевые дисбалансы стали больше, включая долги важнейших экономик. Количество спекулятивных денег в мире тоже не сильно уменьшилось. А вот возможности центральных банков для антикризисного стимулирования намного ниже – ставки и так уже находятся практически на нуле. Пространство для маневра осталось разве что у ФРС США и Банка Англии. Как раз сегодня Федеральная резервная система в экстренном порядке снизила свою ставку, не дожидаясь планового собрания 18 марта. Это уже о многом говорит.

Правительства же других ключевых стран будут больший акцент делать на бюджетное и налоговое стимулирование.

Что это означает для Украины? Нам будет сложнее других. У нас уже негативные процессы выразились в девятимесячном падении промышленности. Без всякого вируса. И до этого более-менее устойчивого роста нашей индустрии практически и не было уже несколько лет. Прошлая власть ничего не сделала для стимулирования развития, но общими усилиями НБУ и Минфина после тяжелейшего финансового кризиса банковская система была полностью исключена из кредитования реального сектора экономики – ее замкнули в пирамидах депозитных сертификатов Нацбанка и гособлигаций правительства. Банкам просто дали зарабатывать огромные прибыли за счет бюджета. И вместо того, чтобы изменить ситуацию, новое правительство никак не повлияло на НБУ, который допустил "атипичное" укрепление гривны. Именно это серьезно ускорило спад в нашей промышленности. И это не конец.

Проблема наших долгов обострится. В 2020 и 2021 мы должны пройти второй и третий года пиковых выплат по внешним долгам. В этом году самые крупные выплаты придутся на март, май и июль. Панические настроения заставляют международных спекулянтов уходить в более надежные инструменты для заработка. Поэтому спрос на наши ОВГЗ однозначно не будет прежним. Из-за проблем в европейских странах переводы от наших мигрантов тоже сократятся.

Прошлогоднее падение доходов госбюджета продолжилось и в январе, и в феврале. Минфин рапортует о выравнивании ситуации, но, очевидно, нужны более серьезные меры, чем очередные репрессии налоговиков и сбор платежей наперед.

Откровенно удивляет, как можно было на фоне прогнозов экспертов об ухудшении мировой экономической ситуации полгода назад представить такую слабую программу правительства? Как можно было не внести коррекции в политику НБУ? А ведь Совет Нацбанка не раз рекомендовал это сделать. Неужели у Гончарука никто не видел многочисленных предупреждений экспертов? Почему наброски стимулирования промышленности и инвестиций возникли только через 6 месяцев работы правительства?

Наконец заявлены очень правильные инструменты, но пока они представлены слишком размыто. Президент Владимир Зеленский в Давосе говорил о налоговых стимулах для новых инвестиций. На днях министр экономики Тимофей Милованов заявил в Фейсбуке о планах выделить 90 миллиардов гривен на стимулирование промышленности за три года через разные достаточно правильные инструменты.

Но его тут же в комментариях раскритиковала министр финансов Оксана Маркарова, заявив, что важнее создать равные условия, и "если есть лишние 90 млрд. лучше снизить налоги для всего бизнеса". Дискуссии нужны и важны, но уж точно не в таком виде. Так они только подчеркивают беспомощность Кабмина перед лицом больших угроз.



Усиление правительства явно запоздало, но, тем не менее, его можно только приветствовать. Я об этом пишу уже третий месяц. Правда, весь вопрос в кадрах. И тут я очень хорошо понимаю все сложности команды Зеленского. Но надо пахать. Иного выхода нет.

Глава фракции большинства в Верховной Раде Давид Арахамия заявил, что правительство планируют превратить в антикризисный штаб.

Но важно, чтобы этот штаб занимался не только латанием дыр в ручном режиме, а, наконец, оперативно выработал общий план действий. На 5-7 лет вперед. Т.е. как немедленные антикризисные действия, так и системные реформы. Поэтапно. Бизнес и простые граждане должны, наконец, увидеть перспективу. А не очередные PR-презентации.

К обсуждению этого плана я бы рекомендовал, наконец, привлечь широкий круг экспертов. Чтобы обеспечить достаточный уровень поддержки в обществе. План должен содержать и поэтапное снижение налогов для всех, и налоговые стимулы для приоритетных отраслей с высокой добавленной стоимостью и уровнем технологий, и разумное повышение налоговой нагрузки для экспортеров сырья с построением комплексной системы поддержки для экспортеров готовой продукции (чем сложнее – тем больше стимулов). Также необходимо бюджетное стимулирование приоритетных отраслей, расширение программы дешевого кредитования малого и среднего бизнеса. Все это должно быть связано с программами развития отдельных секторов промышленности и энергетики, программами регионального развития и даже переобучения персонала. Важно аккуратно менять монетарную политику, поставив во главу угла экономический рост, и развивать все сектора финансового рынка. Черт – всегда в деталях. Поэтому так важно хорошенько обсудить и отработать все механизмы и все стимулы. До мелочей.

Необходимо всеми силами уменьшать внешний долг, который душит нашу экономику, вплоть до новых переговоров о реструктуризации и списании его части.

В условиях возможного глубокого кризиса все это будет делать кардинально сложнее. Ибо если денег не хватает даже на социальные выплаты, то откуда их взять еще и на стимулы для промышленности? Именно поэтому важно хорошенько отработать весь план, с учетом всех возможных рисков. Именно поэтому так необходимо привлечь как можно больше профессионалов в каждое министерство. И правильно делает Президент Зеленский, что хочет существенно усилить силовиков. Их честная и эффективная работа часто важнее для инвесторов, чем десять инвестиционных нянь. Общая устойчивость и эффективность властных институтов сегодня важна как никогда.

И, конечно, нужно пояснять каждую деталь обществу. Ведь сохранение поддержки со стороны граждан является важнейшим условием успеха всех реформ.

Этот текст – расширенный вариант интервью для сайта comments.ua

powered by lun.ua
Коментарі — 7
Артем Петренко _ 04.03.2020 22:44
IP: 178.95.192.---
Елена Величко:
Олено, дякую за ваші коментарі та гарний відгук.
Елена Величко _ 04.03.2020 13:50
IP: 185.36.57.---
Тобто.
Без зміни економічної політики, яка буде ПРОРАХОВАНА відносно ПОТРЕБ УСІХ ГРОМАДЯН та кожного саме окремо та створення ІНФРАСТРУКТУРИ ЖИТТЯ,
а це житло, садочки, школи, лікарні...вчителі, лікарі, інженери,
пекарі, поліціянти, вчені...-що мають НОРМАЛЬНУ ЗП або ПОСТІЙНИЙ ДОХІД – нічого не змінне та буде падати, бо має деградацію, що означає аморфний стан, злам структури СУСПІЛЬСТВА в цілому.
Для цього, на мою думку, потрібне КЕРУВАННЯ тими, ХТО Є не тільки професійним та РОЗУМІЄ що робити, а МОЖЕ ТА ХОЧЕ ЦЕ робити для суспільства, для усіх нас та здатен через суспільні інституції зупинити варварське розкрадання та нищення країни не тільки через боротьбу з корупцією, а через шановливе ставлення до ресурсів та ТВОРЕННЯ НОВОГО суспільства.
Елена Величко _ 04.03.2020 13:27
IP: 185.36.57.---
Що ще я помітила.
Що знов "антикризовий штаб" – так він скоріш за все потрібний, – скоріш за все – я ще не впевнена у цьому,
але знаю, що були вже болючі, затягніть та таке різне... – ВСЕ ЦЕ АБСУРД від того ж самого 1%,
що все викачав та хоче знов...А НАЩО ТОМУ 1% гроші, коли ці папери вони собі вже накачали, а зруйнували СПРАВЕДЛИВІ та професійні відносини та інституції в суспільстві?
А головне, що ВОНИ зруйнували СИСТЕМУ ТВОРЕННЯ грошей та життя у країні.
Елена Величко _ 04.03.2020 13:23
IP: 185.36.57.---
... державному рівні повинна працювати економіка для громадян
та регулювання відносин поміж містами, селами, територіальними громадами...
на глобальному – поміж країнами. (виправлення)
Елена Величко _ 04.03.2020 13:20
IP: 185.36.57.---
На мою думку, маємо розгортання світової кризи ПСЕВДОЕКОНОМІКИ
через спекулятивний банківський капітал в Україні та у світі через спотворену структуру економіки,
що остання б'є особливо по Україні. Що означає СТРУКТУРНА криза?
Ще означає, що 1% викачав вершки з необхідних інституцій, що є ОСНОВА ЖИТТЯ населення,
тобто НІХТО НЕ НАЛАГОДИВ систему життєдіяльності для населення, а НАВПАКИ.
Крім того, ще з минулого століття будувалась ГЛОБАЛЬНА економіка, що не спрацювала, а призвела
тільки до глобального обкрадання.
Є СИСТЕМНА конструкція, що працює -, а сутність її що система налагоджується НА ВСІХ рівнях. На рівні міста – економіка для містян, села – мешканців сел та селищ, державному рівні повинна працювати економіка для громадян, на глобальному – поміж країнами.
Елена Величко _ 04.03.2020 13:12
IP: 185.36.57.---
Автора поважаю за його розумні та фахові статті,
а також високий їх рівень та культуру.
Щодо висновків. Очевидно, що ми маємо дежавю 2009 кризи, ті самі умови.
Криза вже була у повітрі за 2-3 роки...потім вірус...
Сутність навіть не у вірусі, а в тому, що світова система показує кризисність та не виходить,
бо є НЕРІВНІСТЬ глобальна та РАДИКАЛЬНА, тобто система, що НЕ СТРУКТУРОВАНА та повернулась до
середньовіччя – обслуговування 1% сімей, а це означає перебудову економіки на "маркізів" та бідноти, але головне ЗНИЩЕННЯ середнього класу як ОСНОВИ ДЕМОКРАТІЇ через економіку та ПОСТІЙНІ КРИЗИ,
Анатолій Рудніцький _ 03.03.2020 23:29
IP: 81.24.208.---
Петренко "не читатель, а писатель". Тому він поняття не має про реальні речі, особливо в економіці.
Петренко, приберіть ото "економічний експерт" – не смішіть.
Та й взагалі, за таке "сочинение" в школі колись ставили три з мінусом.
Україна та Європа1104 Aтака Путіна1245 Корупція1366 Уряд реформ410 Зеленський41
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter