Причины газового кризиса и что делать Украине
Чуть перефразирую автора мирового бестселлера о роли нефти Дениэла Эргина: нефть и газ, это на 10% экономика, а на 90% – политика.
Взлет цен на газ в Европе в этом году не имеет аналогов в мировой истории. По влиянию на мировую экономику и политику его уже начали сравнивать с нефтяными кризисами 1970-х. Такое сравнение мне пока видится явным преувеличением, ибо тогда граждане ряда стран мерзли в своих жилищах, километровые очереди на заправках стали привычными для США и Японии, а в магазинах люди сметали с полок не только туалетную бумагу (о роли нефти в мировой истории читайте в моем блоге).
Но, несомненно, влияние этого газового кризиса будет достаточно большим. Ряду стран уже не хватает электроэнергии. По словам министра энергетики Украины, из-за подорожания газа некоторые украинские производители электроэнергии вынуждены были прекратить работу.
Фото mexicoinstitute.files.wordpress.com
Цены на газ в ЕС с начала года возросли на 847%, из которых 60% рынок показал меньше чем за два дня (5-6 октября) и почти приблизились к отметке 2 тысячи долларов. В Европе стали всерьез говорить о массовой остановке производств. Больше всего беспокойства у экспертов вызвала нехватка диоксида углерода (CO2) в пищевой промышленности, что может вылиться в дефицит продуктов питания по ряду ключевых товарных групп.
Цены в Европе начали подниматься в начале текущего года, когда из-за холодной зимы опустели хранилища в ЕС, а восстановление мировой экономики повысило спрос на энергию. Трейдеры сжиженного газа с начала года сфокусировали свою деятельность на растущих азиатских рынках. В этом году возрос спрос и в других регионах. К примеру, в Бразилии и Аргентине засуха истощила возможности гидроэнергетики.
Также важно понимать, что в период низких цен на газ добывающие компании в США сильно сократили вложения в новые скважины (в 2020 году прокатилась очередная волна банкротств среди компаний по добыче сланцевых нефти и газа – с 2015 года в США обанкротилось около 200 компаний, включая пионеров сланцевой добычи). В этому году несколько упало производство сжиженного газа и в ряде других стран – от Австралии и Новой Гвинеи до Перу. Также летом возникли технические сложности на крупнейшем в Европе месторождении Troll в Норвегии.
фото Patricia De Melo Moreira/AFP via Getty Images
На цены также повлияли два фундаментальных фактора. Закрытие в последние годы ряда АЭС и угольных электростанций в Европе, что повысило зависимость от ветряных и солнечных станций, которые в свою очередь сильно зависят от погодных условий. Кроме этого мы вступили в полосу глобальной инфляции, вызванной многолетними "антикризисными" вливаниями денег в ключевых экономиках мира, что отразилось на росте цен на биржевые сырьевые товары.
Но летом в ситуацию вмешалась Россия, которая с июля сократила поставки газа в ЕС на 10%, ссылаясь на ремонты собственных газопроводов, в августе – резко урезала прокачку по трубе "Ямал-Европа" и прекратила продажи газа через свою электронную платформу, где клиенты могли взять дополнительные объемы сверх забронированных по долгосрочным контрактам. Также "Газпром" снизил прокачку газа через украинскую ГТС (в сентябре – на 12%) и отказался бронировать дополнительные мощности.
Тем самым Россия загнала европейских трейдеров в ловушку – они надеялись на будущее снижение цен и открыли огромное количество коротких позиций на газовые фьючерсы (продали одолженные фьючерсы сегодня, чтобы купить завтра по более низкой цене). Но с очередным ростом цен преимущественно мелкие трейдеры были вынуждены в первых числах октября закрывать эти короткие позиции (покупать газовые фьючерсы), чем еще больше толкнули цены вверх. Если вспомнить, что с помощью системы коррупционных связей спецслужбы РФ глубоко внедрены в европейский газовый рынок, можно допустить, что они приложили руку и к последнему скачку цен.
Когда Россия утверждает, что выполняла все контрактные поставки, она забывает уточнить, что газ выкачивался из хранилищ "Газпорма" на территории ЕС. Что привело к рекордно низкому уровню запасов. В настоящее время принадлежащее "Газпрому" крупнейшее в Германии и Евросоюзе газохранилище Rehden заполнено лишь на 5%. По данным исполнительного директора немецкой ассоциации операторов ПХГ Initiative Erdgasspeicher (INES), ровно год назад это хранилище было заполнено на 87%.
Подробнее о манипуляциях со стороны РФ читайте в колонке Елены Зеркаль.
И естественно, условием для увеличения поставок газа в ЕС Россия выставляет ускорение сертификации и начала работы "Северного потока – 2".
фото Axel Schmidt/Handout via REUTERS
Отскок цен
После очередного скачка цен 6 октября цены просели на 681 доллар (35%) и составили к концу дня 1243,5 доллара. Мировые СМИ связали падение цен с заявлением Путина о готовности резко увеличить поставки российского газа в Евросоюз.
Призывы расследовать причины кризиса
Еще в сентябре 40 членов Европейского парламента заявили о подозрениях манипулирования рынком и призвали Европейский Союз расследовать роль "Газпрома" в скачке цен на природный газ.
И только 5 октября пять государств Евросоюза проснулись и тоже призвали провести расследование. В совместном заявлении Франция, Испания, Чехия, Румыния и Греция призвали другие государства ЕС выработать "общий подход на европейском уровне и инструмент, который позволил бы координировать национальные действия и немедленно реагировать на резкие скачки цен".
В то же время все еще канцлер Германии Ангела Меркель не видит вины России в провоцировании кризиса. Что само по себе очень интересно.
Результаты и выводы для Укаины
Очевидно, что резкое повышение цифр в платежках для всех европейских потребителей этой зимой очень не понравится населению. Это значит, что с одной стороны, европейские политики вынуждены заявлять об усилении мер по укреплению энергетической безопасности ЕС. Но с другой – есть риск, что им проще будет пойти на, как они будут думать, разовые уступки России, чтобы сильнее сбить цены уже в этом году. На самом же деле, тем самым они лишь сильнее затянут газовую петлю на собственной шее.
Ибо обещаний Норвегии повысить поставки на жалкие 2 млрд кубов явно недостаточно, как и может оказаться недостаточно дополнительных поставок американских или ближневосточных трейдеров сжиженного газа. Правда, уже о готовности работать над расширением поставок в страны ЕС заявил даже президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Поэтому высокие цены не смогут продержаться слишком долго, но Россия, очевидно, использует весь арсенал давления еще до окончания зимы.
Понятно, что РФ с помощью разветвленной сети своих агентов в ЕС и во всем мире будет массированно пропагандировать свою роль якобы в спасении Европы от газового кризиса, ужасов массового дефицита товаров и угрозы для миллионов европейцев замерзнуть зимой в своих жилищах.
Такую же пропаганду Россия ведет внутри Украины уже не первый год – тема газовых тарифов является одной из ключевых, которую российские агенты и медиа-сети "качают" для создания массовой истерии и возбуждения населения против собственной власти.
В этой ситуации властям и всем патриотически настроенным активным гражданам Украины важно ускорить работу по реальному и полноценному демонтажу российских сетей пропаганды и российских агентов влияния в украинском медиа-пространстве. Почему речь идет лишь о санкциях и уголовных делах относительно собственников телеканалов? Почему спикеры, как под копирку годами повторяющие все это вранье про "гражданский конфликт на Донбассе", якобы "невыполнение Украиной Минских соглашений", "скорую катастрофу в экономике", "бесчинства украинских властей", до сих пор ходят по телеканалам, а не дают показания? Неужели так сложно установить каналы получения ими указаний и финансирования? Или годами незаконно по заказу применять оперативно-розыскные мероприятия против бизнесменов и высасывать из пальца ложные обвинения для выдавливания взяток у наших силовиков получается, а на российских агентов у СБУ уже не хватает ресурсов?
Конечно, украинская власть давно поняла, что разжигание массовой истерии в украинском обществе на теме газовых цен – один из ключевых инструментов гибридной агрессии РФ против Украины. И как бы нам не хотелось установить "прозрачный рынок", мы прекрасно видим, как в условиях войны агрессор может использовать его для подрыва нашей стратегической стабильности. Поэтому я не первый год советую власти сдерживать тарифы для населения. В этом году, наконец, этим занялись до отопительного сезона. Теперь важно учесть достаточное количество компенсаций для местных властей в бюджете-2022.
Но у власти Украины не хватает ресурсов и компетенций пояснять обществу происходящее. Вот тут огромная роль и ответственность ложится на журналистов и СМИ. Но к большому нашему сожалению, в медиа часто преобладают политические интересы собственников, которые начинают рьяно атаковать власть, по факту поддерживая российские информационные атаки. Яркий пример такого объединения усилий наших олигархов-коррупционеров и РФ – нагнетание истерии, доведение майдана до крови в 2013-2014 годах и, как результат – создание благоприятного информационного фона для оккупации Крыма и части Донбасса. И меня сильно удручает инфантильность большинства комментаторов, которые продолжают делать вид, что это не связанные вещи. Будто еще в декабре 2013 года не было понятно, что враг может стоять у ворот. И что кидая коктейли Молотова в собственных силовиков, ты открываешь дверь агрессору в свою крепость. Ибо в условиях гибридной войны любые массовые акции протеста – прекрасный инструмент для провокаций и разжигания истерии.
Кроме этого украинским властям важно усилить работу с элитами западных стран (включая СМИ) относительно деструктивной роли РФ в газовом кризисе в Европе, угрозе "Северного потока -2" и о продолжающейся 8-й год агрессии на Донбассе. И как мы видим, МИД Украины и офис Зеленского продолжают системно этим заниматься. Важно не сбавлять обороты.
Также Украине важно не допустить попыток руководства РФ при помощи уходящей Меркель и готовящегося к выборам Макрона увязать газовые вопросы (которые будут подаваться как якобы уступки со стороны России) с договоренностями по Донбассу (где будут требовать уже уступок со стороны Украины). Нужно последовательно разделять угрозу для ЕС со стороны "Северного потока – 2" и важность прекращения агрессии России против Украины на Донбассе.
Хорошо, что власть в прошлом году впервые осознанно подошла к стратегическому планированию, особенно в сфере национальной безопасности. В этом смысле можно подумать над законодательным закреплением требований к минимальным запасам газа, нефти и угля в хранилищах Украины. Пора прекратить "тушить пожары" на энергорынке в ручном режиме.
7 октября в Офисе Президента Украины начала работать специальная рабочая группа для противодействия угрозам в сфере безопасности и энергетической сфере. Вероятно, она должна подготовить предложения для очередного заседания СНБО на эту тему. Однако важно, чтобы группа работала как над оперативными мерами, так и над долгосрочным развитием энергетической отрасли нашей страны.
В конце сентября секретарь СНБОУ Алексей Данилов уже заявил о "критической ситуации" в энергетической сфере. По его словам, "система управления разбалансирована и руководствуется в "ручном" режиме, существует серьезный кризис неплатежей, финансовое состояние предприятий сложное".
Необходимость продавливания запуска "Северного потока – 2" пока делает невозможной для РФ возобновление существенной эскалации военных действий на Донбассе и уж точно исключает прямое вторжение на других участках. Поэтому Украине нужно сделать все возможное, чтобы максимально затянуть процесс сертификации этого газопровода и использовать эту передышку примерно в пол года для укрепления собственных вооруженных сил и спецслужб. Ибо после запуска "СП – 2" риски военной эскалации кардинально возрастут.
Также Украине необходимо использовать ближайшие пол года для максимальной стимуляции экономического роста и накопления достаточных финансовых резервов для того, чтобы пережить возможное существенное ухудшение мировой экономической конъюнктуры в 2022-2023 годах.