Как медиатехнолог Суркова публиковал ''новости'' в украинских СМИ
Медиатехнолог Владислава Суркова (бывшего помощника президента России Владимира Путина, известного как "главный идеолог Кремля"), который работал на различные кремлевские проекты от "Деловая Россия", "Союза добровольцев России" к форумам в Крыму, "потерял" пароль от своего почтового ящика. И недавно на сайте ORDiLO, который используют украинские хакеры для публикации кремлевской почты, были изложены имейлы Саргиса Мирзаханяна за 2014-2017 год.
Саргис Мирзаханян известный как помощник российского депутата Игоря Зотова, член его "Российской партии пенсионеров за справедливость". Электронная переписка Мирзаханяна уже попадала в поле зрения украинских исследователей, когда они изучали несколько тысяч электронных писем Владислава Суркова и заместителя Суркова Инала Ардзинбы, и из которых следовало, что он занимался поддержкой российских проектов федерализации Украины и сотрудничеством со сторонниками Путина в Европе.
"Украинский киберальянс" в лице Андрея Барановича, известного как Шон Таунсенд, подтвердил мне, что они работали над этим дампом, что у него не вносились изменения.
Дамп состоит из почти 20 тысяч имейлов. Большая его часть – почти ежедневные переписки между медиатехнологом Саргисом Мирзаханяном и:
• российскими СМИ,
• исполнителями, работавших с рекомендованными медиа-компаниями в Украине, а также
• переписки с "клиентами": Олегом Царевым, Яной Лонтратовой, Аленой Березовской и другими.
Основным исполнителем по рекомендованным компаниям в украинском информпространстве является человек по имени (во всяком случае, так написано в имейле) Нина Мартынова, через которую Мирзаханян согласовывает размещение в украинских СМИ определенных материалов. Существует такой человек, или это – почтовый ящик, который используется под вымышленным именем, мы еще не выяснили. Но фото человека с похожей фамилией и именем есть на сайте "Украинского выбора"
Приведу вам абсолютно небольшой пример того, что размещалось и на какие теми весной 2017 года. Например, весной 2017 были размещены (судя по всему, за деньги. Медиа-планы с ценами есть в дампе, как и согласование цен отдельных публикаций) материалы, такого характера:
1. Импичмент Порошенка: комментарии от ОПЗЖ, Мороза, Киевсовета, АТОшников, Главы антикоррупционного комитета, Таруты, Белгородской общины, "НАБУ заблокировали активисты с требованием против Порошенка". Большой пласт различных публикаций на тему импичмента.
2. Второй пласт публикаций – это "Венгры требуют больше прав". Вообще по Закарпатью в папках входящие и исходящие более 50 сообщений. В основном это пересылка аудио/видео и текстов для подготовки статей Мирзаханяну. А потом от него рассылка Нине Мартыновой с требованием "опубликовать срочно" в таком-то украинском СМИ. Дальше обычно следует присылка Мартыновой обратно ссылки на уже опубликованным материал в Украинском СМИ и его дальнейшая пересылка по российским СМИ этой публикации.
3. Приглашения, подготовка приезда в Крым депутатов различных партий з Европы, как "Лига Севера", "Вперед Италия", "Альтернатива для Германии", "Свобода и прямая демократия Чехии", австрийская партия "Свобода". Эта часть переписки – отдельный блок, потому что Мирзаханян даже в своей биографии пишет о том, что два Ялтинских форума организовывал он лично.
4. Четвертый большой пласт – это материалы о помощи "украинским беженцам", жителям Донбасса (тут и поездки на оккупированную территорию и обсуждение подготовки различных выступления "спикеров" Мирзаханяна на эту тему)
5. Публикации на тему поддержки инициатив Бондарчука относительно афганцев.
6. Отдельные региональные поводы типа: "Завод Запорожья хочет восстановить отношение с РФ".
7. Или информационный повод – "польская община Львова блокировала трасу".
8. Есть явно постановочные митинги со странным видео, снятым то днем то ночью и дальнейшая рассылка по СМИ статей на тему: "Блокировка ЦИК и столкновение под ЦИКом с полицией".
9. Как я уже писала регулярно встречается венгерский вопрос, например с темой статей: "Венгерская община Закарпатья взбунтовалась против Порошенко".
10. Митинги по Мелитополю с обращением ОПЗЖ Балицкого.
11. Тема "притеснения свободы слова" тоже один из постоянно используемых нарративов: "На Украине нацменьшинства собираются подать в Европейский суд из-за квот на ТВ".
12. Региональные митинги и выступления на тему импичмента: "Жители Чернигова об импичменте Порошенко"
13. Трех-ходовая провокация на тему захвата митингующими приемной Кабмина: "Против сторонников Порошенко был применен газ". (И это вот мы только вышли на 13.03.2017)
14. 10.03.17 – "Три нацобщины осудили инициативы Порошенко о языковых квотах".
15. 09.03.17 "Сторонники импичмента третий день удерживают приемную" -, а потом вот они продолжили 13.03, якобы против них был применен газ.
16. 09.03.17 – заявление Кивы о том, что МВД привлечет к уголовной ответственности активистов российских землячеств.
17. 8.03.17 – "Вятровича поздравили с 8 марта".
18. 7.03.17 – О русском землячестве. Там несколько статей было и по Одессе, и по Днепру.
19. 07.03.17 – "Требующие импичмента Порошенко провели ночь в приемной КМУ". Это, собственно, тоже, что потом было дополнительно подсвечено 09.03.2017 (#13) и 13.03.2017 (#15) в публикациях.
20. 02.03. Съезд преподавателей русского языка.
21. "Вятрович опять в русских СМИ".
22. "Кивалов не боится Грицака".
23. "Губернатор Запорожья готовит ответ Мелитопольскому Горсовету по поводу тоже русского языка".
24. О Порошенко и Вятровиче.
И это публикации для раскачивания ситуации в Украине меньше чем за 3 месяца.
Каким образом они в основном были инициированы? Было несколько методов.
Первый, самый простой метод – это когда материал размещали более-менее известные центральные и национальные украинские СМИ и после этого их перепечатывали в российских СМИ. Однако таких случаев было очень мало.
Второй вариант, который использовала группа Мирзаханяна, – это когда какое-то небольшое региональное информационное агентство или информационный ресурс публиковал материал у себя. Например, так было по поводу Кивалова. Этот материал брал Одесский "Топор.UA". Потом этот же материал Мирзаханян обрабатывал, отправлял Нине Мартыновой с жестким требованием "разместить срочно". Он часто указывал, где именно нужно было размещать. В каких конкретно украинских СМИ. Судя по всему, это делалось за деньги. И после того, как эти материалы выходили в первичном украинском СМИ, буквально сразу же в течение короткого времени, иногда 20-30 минут, иногда часов шла рассылка по российским СМИ.
Третий вариант еще более интересен. На Facebook или на YouTube были зарегистрированы страницы с минимальным количество подписчиков, где публиковалось видео или фотоматериалы об организованных акциях. Судя по всему, некоторые из этих акций были специально организованы помощниками Мирзаханяна. Например, акция по захвату приемной Кабмина и сама страница на Facebook, например, на которой ссылаются по захвату приемной, просуществовала буквально 10 дней. С этого "захвата приемной Кабмина" они организовали 3 волны публикаций – в день, когда была захвачена приемная, потом день, когда они продолжали удерживать приемную Кабмина и требовали импичмента, и в третий раз – это когда против протестующих якобы был применен газ. После этого страничка была благополучно заброшена.
Четвертый метод получения публикаций – это когда их корреспондент, представляющийся от какого-то практически неизвестного агентства (не идентифицированного в информационном пространстве Украины) обзванивает потенциальных спикеров, которые могут что-то сказать на нужную им тему. Это часто были депутаты от ОПЗЖ Верховной Рады (на 2015-2017 год это были депутаты от "Опозиционного блока" и "За життя", которые позднее вошли в ОПЗЖ), были депутаты от ОПЗЖ региональных, областных или городских рад. Иногда это был, кстати, на тот момент советник Министра внутренних дел, например, Кива. Этих интервью, кстати, достаточно много в папке "входящее" Мирзаханяна в виде аудиофайлов, которые от него потом выходят в виде текста будущих статей. В этих аудиофайлах, собственно, содержится наговоренный текст с нужными спикерами на нужную тему. Потом из них выбираются наиболее необходимые российской пропаганде тезисы. После эти тезисы, собственно, превращаются в статью. Статья отправляется Нине Мартыновой, которая публикует ее в украинских СМИ, а потом уже из украинских СМИ со ссылкой отправляется эта публикация в российские СМИ.
Каждый раз "заказухи" шли вначале через публикацию в украинских СМИ. Судя по переписке, за деньги.
В дампе есть и список СМИ с ценами размещения. Есть отдельные емейлы, где, например, в письме от 16.02.2017 Мартынова пишет Мирзаханяну (орфография сохранена): "Главком за 2-ную цену, наш вариант в раздел экономика со ссылкой на "Вести" возьмем".
Несмотря на то, что Мирзаханян очень часто указывал, какие СМИ он хотел бы, чтобы опубликовали этот материал, не всегда ему удавалось опубликовать в тех СМИ, в которых он хотел. Иногда это были другие СМИ. Хотя, тем не менее, в таких СМИ удавалось протолкнуть нужную тему. В письме от 15.02.2017 Мартынова жалуется Мирзахаяну о том, что их подрядчик пишет о неготовности размещать проплаченные статьи целым рядом украинских СМИ (привожу целиком текст этого письма).
Кстати, перечислю какие российские СМИ в участвовали в дальнейшем распространении. Например, у Мирзаханяна в папке "Draft" лежит один из емейлов – "встреча 23 января 2017 в 17:30" и там есть перечень тех, кого он приглашал "для обсуждения":
1. Евгений Бекасов – главный редактор телеканала "Россия 24" (встречается в дальнейшей отправке материалов Мирзаханяном достаточно часто)
2. Алексей Гореславский – исполнительный директор медиа-холдинга "Rambler&Co" (почти не встречается, либо его е-мейл я не идентифицировала)
3. Арсений Оганесян – главный редактор газеты "Известия" ("Известия" встречаются в дальнейшей отправке материалов Мирзаханяном достаточно часто)
4. Георгий Каптелин – заместитель главного редактора информационного агентства "ТАСС" (встречается в дальнейшей отправке материалов Мирзаханяном достаточно часто)
5. Илья Барабанов – специальный корреспондент газеты "Коммерсант" (в рассылке его практически нет либо его емейл не идентифицирован);
6. Екатерина Винокурова – специальный корреспондент интернет-издания "Znak.com" (также не встречала в рассылке);
7. Владимир Дергачев – специальный корреспондент "RBC.ru" (присутствует время о времени в рассылке);
8. Екатерина Петухова – редактор отдела "Бывший СССР" интернет издания Lenta.ru (встречается в дальнейшей отправке материалов Мирзаханяном достаточно часто. С Екатериной время от времени Мирзаханян спорит, когда она не хочет брать материалы без ссылок на украинские СМИ или с недостаточными подтверждениями);
9. Татьяна Байкова – редактор отдела международных новостей газеты "Известия" ("Известия" практически всегда используются);
10. Максим Иванов – заместитель редактора отдела политики газеты "Коммерсант" (практически нет в рассылке либо его е-мейл я не смогла идентифицировать);
11. Андрей Винокуров – специальный корреспондент интернет издания "Газета.ru" " (практически нет в рассылке либо его е-мейл я не смогла идентифицировать);
12. Константин Волков – специальный корреспондент в "Российская газета" (в "Российскую газету" встречаются рассылки);
13. Александр Реутов – редактор отдела международных новостей МИА "Россия Сегодня"
И несколько экспертов;
14. Николай Калмыков – директор Экспертно-аналитического центра при РАНХиГС
15. Александр Ведруссов – директор аналитического центра "СтратегPRO"
Украинские сайты, которые чаще всего публиковали "новости" Мирзаханяна.
Саргис часто требовал, чтобы отправленная от него статья была опубликована в "Golos.ua" (СМИ, принадлежащее Компартии Украины Петра Симоненка). Наверно это чаще всего встречающееся СМИ. Но также часто присутствует и информационное агентство "Украинские Новини" (холдинг Фирташа-Левочкина) и "Комментарии", достаточно много "Вестей" (принадлежит экс-министру времен Януковича Александру Клименку). Время от времени эти публикации попадаются и в других СМИ. Мне трудно сказать были ли финансовые отношения со всеми перечисленными мною украинскими сайтами. Но с теми, с которыми работали чаще всего, вероятно такие отношения были. Подтверждение этому встречаются в дампе.
Вот пример как создавались информационные поводы для публикаций: Армен Мартиросян с емейла civilunion@mail.ru 28.07.2016 пересылает Саргису Мирзаханяну такое предложение-емейл на тему как организовать голосование в советах по требованиям федерализации Украины
Вот такие методы раскачивания ситуации в Украине применялись российскими медиатехнологами в 2014-2017 годах
Что с этим делать? У меня пока единого ответа нет. Я, конечно, знала о том, что такая работа проводится. И я понимала всегда, что украинские СМИ страдают от отсутствия денег и берут платные материалы. Мне трудно, зная ситуацию на медиа-рынке, их упрекать в публикации advertorials. Но работа за российские деньги – это уже несколько другое. Ведь часто это инспирированные, специально организованные информповоды. Явно проплаченные, иногда даже не митинги, а снятые непонятно где материалы. И явно – в интересах противников Украины. Идентификация и противодействие публикациям таких материалов, размещенных за российские деньги – это то, над чем нужно думать и работать. У меня пока нет единого ответа как этому противодействовать. Может быть он есть у вас?
PS: На прошлой неделе мы запросили 4 украинских СМИ, которые наиболее часто встречаются в переписках относительно условий размещения материалов, текст которых пересылался от Мирзаханяна на Мартынову с требованием разместить весной 2017. И потом был размещен в этих СМИ. Ответа на момент публикации мы так и не получили.
http://ukranews.com/news/487207-odesskyy-gorsovet-progolosoval-protyv-zakonoproektov-vyatrovycha
http://vesti-ukr.com/odessa/231237-odesskij-horsovet-proholosoval-protiv-zakonoproektov-vjatrovicha-
https://comments.ua/society/578733-melitopolskiy-zavod-ratuet.html
https://golos.ua/news/v-odesskoj-oblasti-prodolzhaetsya-seriya-golosovanij-mestnyh-sovetov-v-zashhitu-russkogo-yazyka
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.