Как работают Ruptly и RT в Европе? (Ч.1)
ПОПОВА: это первый выпуск новой программы "Совет нацбезопасности" на канале Исландия. Я ее ведущая Татьяна Попова. Сегодня мы узнаем детали того, как российская пропаганда и дезинформация распространяется в Европе и мире. Каким образом там работает информационное агентство Ruptly и каналы RT (ранее Раша Тудей).
Главный редактор российского RT Маргарита Симоньян, открыто назвавшая RT оружием и "министерством обороны" в глобальной информационной войне. В пресс-релизе Ruptly о запуске заявила, что предложения традиционных информационных агентств были "предвзятыми" и искаженными, и предложила Ruptly в качестве решения. На начало 2021 года Ruptly было 1,63 миллиона подписчиков на YouTube и 1,1 миллиона подписчиков на Facebook. По количеству просмотров оно опередило AP, китайское Синьхуа, Reuters и французское AFP, как следует из нового отчета.
Какие темы ими раскачиваются, какие задачи дают журналистам с какой целью мы разберемся вместе с Русланом Дейниченком – исполнительным директором организации "Стоп-Фейк", Алексеем Арестовичем – советником главы офиса Президента по стратегическим коммуникациям в сфере нацбезопасности и спикером украинской делегации во временной контактной группе и доктором Сьюзан Спан, исследователем русской пропаганды и дезинформации из Берлина на скайп связи.
- ПОПОВА: Но сначала наше короткое интервью с человеком, который сотрудничал с Ruptly в Украине.
- ПОПОВА: В чем основная специфика работы Ruptly в Украине, Европе, США и вообще в мире?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: Ruptly созданный по основе Russia Today. Они являются таким дочерним предприятием и поставляют новости российского виденья мировой картины не так как видят это уже известные мировые информационные агентства, поэтому они делают акцент на тех материалах, на тех событиях, которые интересны с точки зрения российской пропаганды.
- ПОПОВА: Сколько приблизительно человек сейчас работает в Европе на Ruptly?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: В Европе сейчас работают десятки людей. Главный офис находится в Берлине, но одновременно с Берлином есть координация из Москвы, иногда редакции из Москвы и Берлина не контролируют друг друга и не знают стрингеры на местах или штатные сотрудники, какие указания им нужно выполнять из Москвы или Берлина. Из Берлина они более лояльны, из Москвы они более твердые и диктующие, что нужно конкретно снять.
- ПОПОВА: Сколько приблизительно сейчас человек работает на Ruptly в Украине?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: Я предполагаю, что в Украине сейчас работает на Ruptly несколько человек, включая оккупированные Россией территории. Там есть съемочные группы, они приезжают как из России, так и состоят из местных сотрудников. В Украине же их может быть несколько. Часто есть схемы использования фрилансеров, фрилансеров на постоянной основе и есть фрилансеры разовые, которые не знают, на кого они работают. Они могут быть заказанные через какие-то другие посреднические фирмы, но они также присутствуют.
- ПОПОВА: А сколько приблизительно на Ruptly работает человек в США?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: В США там, по-моему, порядка 20 человек. Но я могу ошибаться на счет США. Точно не знаю.
- ПОПОВА: Считаете ли вы их работу опасной для демократии в Украине и мире?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: Если взять работу в Украине, съемочной группы Ruptly, в принципе она ничем не отличается от работы других иностранных компаний в Украине. Они снимают такие события все, что движется. В принципе здесь нет ничего опасного, но то, как далее распространяется по их сети этот материал, он может нести какую-то информационную угрозу. То есть они выбирают то, что выгодно им в целях их пропаганды. Так события могут быть вполне себе безобидные, но то, в каком виде они их преподносят оно может совершенно поменять свою суть.
- ПОПОВА: Многие исследователи в Европе говорят о том, что Ruptly умудряется самыми первыми очень часто оказаться на месте событий и получить информацию, протесты, "желтые жилеты" и так далее. Каким образом им это удается?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: Я думаю, что Ruptly во многом работают не только с протестующими, с источниками информации как все нормальные основные СМИ. Я думаю, у них есть более четкие указания из своих руководящих центров, ну и у них свыше от спецслужб. Потому что на многих событиях они оказываются до того, как события начались и что-то скандальное случилось.
- ПОПОВА: То есть их информируют спецслужбы России, скорее всего?
- ЭКС-СОТРУДНИК RUPTLY: Абсолютно не секрет в том, что сотрудники спецслужб, кадровые сотрудники спецслужб Российской Федерации работают на всех телеканалах России и Ruptly, Russia Today тому не исключение. Я уверен, что такие люди работают как в поле, так и в каких-то представительствах и вполне допускаю, что они есть и в Берлине в том числе. Как они в основном работают даже в Украине? Это обычное событие. Дальше их распространяют как угодно и где угодно. И не важно то, что они продают какой контент, по сути, Ruptly, оно производит контент. Это как информагентство, это как безобидная ширма для Russia Today, которые имеют свою репутацию и всем известно, что это пропагандистская компания. Ruptly такая безобидная ширмочка для того, чтобы её журналисты могли работать повсеместно в любом уголке мира. Понятно, что "штат журналистов" состоит из не только журналистов. Ruptly очень часто набирало просто людей, которые знают английский язык, не из профессиональной среды, потому что журналисты понимают, куда они идут. Знают, что после Ruptly с такой репутацией они уже могут не найти хорошую работу. Поэтому набирали вполне таких работников со знанием английского языка в Европе и в Азии. Просто которые хорошо знают английский язык, которые могут снимать и технические нюансы их могли уже научить в процессе. Так было и в 2014 году на востоке Украины, когда в Донецке, Луганске людям просто выдавали камеры, показывали, как работает там приложение, как можно отправить минимально файлы. И так они работали и в принципе оттачивали свое мастерство, качество картинки их особо не волновало, но они давали определенные задания, которые людям могли бы не понравится. То есть откровенно они могли фальсифицировать факты и направлять на то, что "снимай то, что тебе говорят и получишь за это деньги". При этом деньги очень хорошие и многие просто переступали в этом свою совесть.
- ПОПОВА: Вопрос ко всем нашим гостям. Как вы считаете, в чем секрет популярности снятых Ruptly сюжетов? Небольшие сайты получают неограниченные права на использование Ruptly и "партнерского" контента за 12,50 евро в месяц... Бывшая сотрудница Ruptly Сейкканен считает, что агентство специально занижает цены на свои продукты, чтобы распространять видео как можно шире и чтобы подорвать всю индустрию информационных агентств. Вы разделяете такую точку зрения? Что вы думаете? Сьюзан, если можно, вы первые.
- СПАН: Добрый день. Я вот думаю, о чем рассказывает финская журналистка – это типичные такие демпинговые методы, чтобы завоевать себе место на рынке в Германии. Я думаю, что это с точки зрения наших законов, такой спорный вопрос. Но я думаю, что опасность в действительности Ruptly не заключается в этом, что предлагать это по заниженным ценам, но скорее всего в контенте содержания. В этом я вижу всю опасность...
- ПОПОВА: Мы еще вернемся к контенту Сьюзан.
- ПОПОВА: Ок. Мнение Алексея Арестовича.
- АРЕСТОВИЧ: Первое, что приходит в голову почему, они охотно используют эти сюжеты – это потому, что существует гонка за скорость. То есть лайки, поддержку просмотров получают те информационные кампании или ресурсы, которые быстро выдают информацию. Быструю и резонансную информацию. Раша Тудей пытается сделать резонансную информацию с альтернативной точкой зрения на которую также есть спрос – и у тебя почти готовый сюжет. Для мелких информационных агентств или площадок или сайтов – это находка. Потому что они экономят время, деньги и быстро добавляют себе популярность. То есть россияне пошли здесь по пути создания роя такого умного, как у Станислава Лема "Непобедимый". Был у него такой роман, там человечество столкнулось с умным роем. Мало того, что работает Раша Тудей как таковая, еще рой этих малых информагентств осуществляет свою управу до своей маленькой целевой аудитории, которая может насчитывать 3-5 человек, но на таком масштабе это производит впечатление и служит распространению контента. То есть они достигают того, что им нужно. Это очень удачная технология, кстати.
- ПОПОВА: А вы как считаете?
- ДЕЙНИЧЕНКО: Я считаю, что даже популярность у них есть фальшивой по большей части. Потому что как правило популярный контент, который развлекательный и очень часто они накручивают этим свою статистику. Поэтому нельзя говорить, что это какой-то очень популярный сервис, но действительно те методы, которые они используют для того, чтобы закрепиться на рынках европейских стран.
- ПОПОВА: Также Сейкканен говорит, что Ruptly не пыталась явно подчеркнуть взгляды России. Ruptly имеет определенные темы, за которыми внимательно следит: ищет разгневанных безработных, за темами, которые поляризуют Запад. Например, сирийская война, переговоры по Brexit, федеральные выборы в Германии в 2017 году, демонстрациям в поддержку независимости Каталонии от Испании, Антифа та Qanon США, "желтым жилетам" во Франции. Ruptly активно снимал беспорядки на местах, преследуя как протестующих, так и контрпротестующих. Там Ruptly уделял значительное внимание немецкой политической партии Alternative für Deutschland (AfD) и ее ультраправым идеям. Также пристально следили за немецкими крайне левыми движениями. А какую цель они преследуют такими методами, Сьюзан?
- СПАН: Вообще надо иметь ввиду, что Ruptly – это дочерняя компания RT. И мы все хорошо знаем известную цитату главного редактора RT Маргариты Симоньян о том, что её канал – "это вообще оружие в информационной войне". Так вот и ставится цель – использовать, особенно кризисы в нашей стране в политических целях. Я вот наблюдаю за работой российских СМИ в Германии уже 6 лет и могу сказать, что это именно так и делается. То есть сначала был кризис с мигрантами, который раздувался и использовался, тоже там распространяли всякие фейки, ложные представления о мигрантах, которые якобы насилуют девушек здесь. И сейчас, конечно, в фокусе коронакризис. И мы опять видим, что рисуется такая картина, что якобы наше правительство, ведомство они не в силе справиться с кризисом. То есть там прямо такие репортажи о том, что тут прямо ситуация как на войне, все бесконтрольно, якобы тут милиция атакует невинных граждан. В общем рисуется такая катастрофическая картина, чтобы показать, что наша демократия не работает. Такой прогноз ставиться, что она скоро рухнет. Система рухнет – это вот одно из любимых высказываний российских СМИ, RT на немецком и Ruptly. И с другой стороны, показывают российскую политическую систему и особенно президента Путина, как эффективного менеджера, у которого все под контролем. Так что в общем месседж понятный, да? Что наша демократия дефектна, не работает. И вот именно так делается такая атака на нашу демократию. И тут очень интересно посмотреть, как это и что делается. Во-первых, конечно, показывают такую катастрофическую картину, но еще очень важно и как Маргарита Симоньян сама сказала: "надо именно использовать борцов против системы в информационной войне". Если посмотреть на работу Ruptly и RT на немецком и других российских госСМИ так это именно и делается. Так что сейчас во время коронакризиса именно делается ставка на недовольных. Тут у нас масса недовольных именно...
- ПОПОВА: Локдаунами, недовольных локдаунами и действиями правительства?
- СПАН: Да, и действиями правительства, они выходят на улицу. У нас даже такое движение сформировалось, называется querdenken, которые несогласные. И на них сейчас именно ставится упор и очень интересно наблюдать, что агентство Ruptly всегда первым на месте, когда можно снимать вот такие кадры: недовольные на улице, рука правительства и так далее. И потом, конечно, показывают видеоклипы Ruptly тоже и RT на немецком и других российских СМИ. Так что именно у Ruptly такая функция репортера, которые всегда на месте, именно чтобы снимать вот этих недовольных и на них делается уклон. И это очень интересно посмотреть, потому что недавно у нас была публикация в "Шпигеле", где они опубликовали емейлы сегодняшнего главного редактора RT и Ruptly Динара Токтосунова, которая сама его так и хвалила, что благодаря этой работе, этим репортажам, недовольных миром и правительством именно этого движения querdenken, они значительно увеличили число пользователей, прямо на 41%. Так что тут можно видеть, что результаты уже на лице и вообще эта стратегия срабатывает.
- ПОПОВА: А вы как считаете?
- ДЕЙНИЧЕНКО: Я абсолютно согласен с Сьюзан. Это использование таких контраверсионных острых тем, использование каких-то маргиналов, которые бы не имели доступа к мейнстрим какого-то телевидения, мейнстрим канала и постоянная подпитка каких-то конфликтных ситуаций. То есть фактически подбрасывания палки в любой очаг, в любой конфликт для того, чтобы его разжечь, для того чтобы стороны конфликта начали драться, стороны конфликта начали друг друга ненавидеть. Это фактически то, что российская пропаганда делает здесь и у нас в Украине. То есть разжигание внутренних конфликтов, влияния ситуаций или же конфликтов или потенциальных конфликтов
- ПОПОВА: Мы потом перейдем, кстати, к партийной поддержки. Россия, я так понимаю, поддерживает своими СМИ как ультралевых, так и ультраправых. Так, Сьюзан?
- СПАН: Да, это интересно посмотреть. Я за этим уже тоже наблюдаю несколько лет, что именно перед выборами. У нас были федеральные выборы 4 года назад, потом региональные, потом тоже европейские были. Всегда поддерживали партии "Альтернативу для Германии" и тоже левые. Это и есть самые у нас критики и борцы против системы, которые Маргарита Симоньян имеет ввиду. Так что этот выбор, конечно, не случайный. О них, конечно, все подробно описывается, репортажи их поддерживаются и вообще им дают платформу для своих высказываний.
- ПОПОВА: В 2020 году Ruptly начали снимать документальные фильмы, а некоторые из них бесплатно раздают партнерам. В новом дивизионе было заявлено более 170 "документальных фильмов с историями, представляющих интерес для людей", например, о выращивании листьев коки в Колумбии и защиты дикой природы в Зимбабве. Я думаю, что там будут не только эти темы. А как вы считаете, почему они перешли к документальным фильмам, к документалистике?
- ДЕЙНИЧЕНКО: Мне кажется, это еще одно направление, где можно привлечь и получить какую-то новую аудиторию. Это то, что возможно не очень популярно в мейнстрим медиа, в европейских, в американских и это то, на чем можно какие-то дополнительные баллы. То есть они хотят на этом...
- ПОПОВА: Увеличить аудиторию. На самом деле ВВС очень замечательные документальные фильмы снимает, у них есть фильм "Отравление в Солсбери", очень интересный. И они начинают делать такие documentary
- ДЕЙНИЧЕНКО: Да, но это больше для каналов. Если это раздается бесплатно, за это не надо платить, то есть каналы будут заинтересованы в таком сотрудничестве и получать этот бесплатный контент.
- ПОПОВА: Да, конечно. Просто я думаю, что там будут продвигать свои нарративы, не только о листьях коки в Колумбии. Алексей, а вы как считаете?
- АРЕСТОВИЧ: Я и говорю, они делают эти сюжеты, потому что они не резонансные, так как на них есть спрос, на них есть огромный спрос. Каким образом? Создается цепочка. То есть люди, которые использовали эти сюжеты немедленно получают внимание, просмотры, лайки, то есть всю эту валюту социальных сетей, информационных сетей. И таким образом они становятся очень заинтересованные в том, чтобы брать этот контент. Те, кто создал эту вещь, эту технологию, это очень умные и умелые люди. Хотя и наши враги.
- ПОПОВА: Спасибо Алексей. В Германии действует широкая российская сеть СМИ, поддерживаемая Россией, о которой Сьюзан говорила, которая пытается продвигать интересы Кремля, влияя на общественное мнение. Доктор Спан также говорила в своем интервью, что немецкие политики не воспринимают угрозу всерьез, хотя в RT Deutsch, немецкая часть Раша Тудей, имеет более миллиона подписчиков в Германии. А все остальные каналы влияния связаны с сетью, например, фабрика троллей в Санкт-Петербурге и фабрика ботов в Нижнем Новгороде. И что вы думаете, что частично недостаточная осведомленность в Германии вызвана деловыми отношениями некоторых немецких компаний с российскими партнерами. Кроме того, некоторые немецкие СМИ учли взгляды Кремля и не считают российскую дезинформацию проблемой. А сейчас что-то меняется, Сьюзан?
- СПАН: Я думаю ситуация у нас сильно не изменилась. Вообще, что касается нашего бизнеса, они, конечно, настроены на диалог, они подчеркивают сотрудничество, а не разногласия, конечно. Это как бы не в их целях, уточнить вот именно всякие проблемы, типа Навальный и всякие другие спорные вопросы. Что касается деятельности нашего правительства, вообще там мало чего делается. В связи с ковидом они предупредили об опасности дезинформации, да, это было. Но делается практически ничего. Так что нету никакой публичной реакции на это, нету никакой стратегии, и в школах тоже не говорят об этом. И вообще не понятно, кто там занимается, разные ведомства занимаются, но нету целой стратегии. И вообще надо сказать, что это не политический приоритет в Германии. Так что, если это сравнить допустим с Великобританией, там была целая парламентская комиссия, которая занималась российским влиянием на Brexit. Они выпустили там доклад такой. И общественность там очень интересовалась этой проблемой. А вот этого в Германии нет, это скорее всего, к сожалению, об этом молчат. Хотя надо сказать, конечно, дезинформация большая проблема, и в особенности, конечно, российская дезинформация. Если мы посмотрим на недавний доклад, который был опубликован коллегами в ЕС, где говорится о том, что Германия именно находится под прицелом российской дезинформации. Так что в прицеле есть такой task-force, и они регистрировали 700 случаев дезинформации именно относительно Германии с 2015 года. Если это сравнить с другими странами в ЕС, они вообще отступают. Так что на втором месте только Франция (там 300 случаев). Так что мы видим там большой разрыв, а Германия именно в центре этих дезинформационных кампаний. Я думаю, здесь общественность проблему еще не осознало. И к сожалению, пока нету политической воли бороться против этого.
- ПОПОВА: А вы не делали каких-то отчетов по дезинформации в Германии, в Европе?
- ДЕЙНИЧЕНКО: Мы больше о российской пропаганде, которая работает у нас, но мне кажется, что это очень большая ошибка и в Германии, и в других европейских странах – игнорирование проблемы. То есть рассмотрение российской пропаганды как такового несущественного, неважного какого-то фактора. Потому что пропаганда работает в таком фоновом режиме, даже если ты не замечаешь или не делаешь ничего для того, чтобы она не работала. Однажды ты можешь проснуться и в окно увидеть, как бегают там люди с оружием и убивают друг друга, потому что кто-то их убедил...
- ПОПОВА: Как было у нас на Донбассе?
- ДЕЙНИЧЕНКО:... что вопрос языка, религии или еще чего-то...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.