"Putin's People". Как КГБ вернул себе Россию и перешел в наступление на Запад?
Первая часть выпуска программы "Совет нацбезопасности", в которой обсуждаются тайные операции Кремля в Европе и мире, в частности книгу "Люди Путина" Кэтрин Белтон (на которую подали в суд сразу 5 путинских олигархов-миллиардеров: Абрамович, Фридман, Авен, Чигиринский и Сечин) с Виктором Ягуном – генерал-майором и экс-замглавы СБУ, и исследователем "Альянса для защиты демократии" Джошуа Рудольфом из Вашингтона. Вторая часть в следующем блоге)
Полное интервью в видео формате:
- ПОПОВА: Джош, вы прочитали книгу и следите за процессом, который идет относительно Кэтрин. Недавно в Великобритании разгорелся скандал: одновременно группа известных людей: Абрамович, Фридман, Хан и "Роснефть" Сечин подали иск на издание книги "Люди Путина", книги, которая якобы разоблачает ближайшее олигархическое окружение российского президента. Расскажите, пожалуйста, подробнее, о чем, и главное, о ком идет речь в книге и почему она вызвала такой резонанс и главное такой массированный иск.
- РУДОЛЬФ: Книга "Люди Путина", которую каждый должен пойти и купить, это тщательный отчет о том, как Путин пришел к власти. Как он перенаправил потоки грязных денег в России в руки своих друзей и охранников, которых он затем назначил на государственные должности. Он обогатил их, дал им наличные, потоки, которые ранее эксплуатировались КГБ, завел их в Кремль. Затем вооружившись, он направляет своих людей за границу для осуществления спецопераций по дестабилизации демократий, как в Украине. В книге также были некоторые важные откровения вроде того, что сам Путин направил олигарха Романа Абрамовича купить футбольный клуб "Челси" и использовать его как плацдарм для российского влияния и спецопераций в Лондоне. Это подтвердили три источника. Есть и другие истории, но я думаю, что это является общей, которая рассказывает не только о путинских людей но и о грязных деньгах Путина и его потоки, которые попали в кремлевские руки.
- ПОПОВА: Полное название книги звучит так: "Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешел в наступление на Запад". Что подразумевает под "наступлением на Запад", господин генерал?
- ЯГУН: На самом деле кардинально в системе безопасности Российской Федерации ничего не изменилось. То есть те же методы работы, которые были при Советском Союзе, они фактически были законсервированы и вступили в бой в том же направлении и с теми же силами и средствами, которые использовались при Советском Союзе. То есть даже в самой книге было написано, что они в какой-то определенный период, они – я имею в виду КГБ, поняли, что то, что они приобрели при Советском Союзе на стыке его развала, они ни в коем случае не могли упустить. Это их источники, их методы работы.
- ПОПОВА: Там даже говорится о террористических группах.
- ЯГУН: Да, именно это и имеется в виду. Потому что все говорили, что и Советский Союз, и Россия активно использовали. Не надо себе думать, что это использовал только Советский Союз и Россия, это все спецслужбы пытались в тех или иных методах использовать крайне радикальные, в том числе и так называемые террористические группировки. Мы же знаем эту историю с Бен Ладеном которого возможно даже в свое время в начале финансировала и Америка. Она тогда его финансировала, потому что он боролся и использовал свои методы такие специфические против Советского Союза. Другое дело как он потом воспользовался этой помощью и куда он потом ушел, как он развивался. Советский Союз так же активно использовал такие террористические структуры, но не фундаменталистские на Востоке, а крайние радикальные левые группировки, действовавшие в Европе. Это так называемые "Красные бригады" в Италии.
- ПОПОВА: Там речь идет о "Фракции Красной армии" в Германии, которой якобы Путин занимался еще во времена Советского Союза.
- ЯГУН: Все дело в том, что Дрезден как раз был той базой, через которую и проходили те все структуры. Там не только финансирование было, там и реабилитация была, был специальный Центр по переподготовке подготовке, это достаточно активный клубок был разведывательный, и там достаточно мощная была база Комитета государственной безопасности того времени. И Путин там действительно выполнял, я не говорю, что ключевую, но не последнюю роль в том конгломерате. И понятно, что, используя те специфические методы и понимая совсем другую специфику Запада чем мы себе представляли. То есть он знал гораздо больше тех слабостей, на которые он мог затем повлиять или использовать. И те слабости, как потом показала дальнейшая жизнь, в первую очередь, это коррупционная составляющая и подкуп тех или иных чиновников, как низшего так и среднего и потом, как показало время, и высшего ранга позволяло тогда КГБ, а сейчас России внедрять свою политику в странах, которые официально выступали против тех методов, которые Россия внедряет в мире.
- ПОПОВА: Давайте послушаем мнение Джоша. Джош, а вы как считаете?
– РУДОЛЬФ: Да, именно такой нарратив и проходит через всю книгу. Сначала это кажется фантастикой, когда вы впервые берете ее в руки. Автор провела семь лет исследуя это, разговаривала с сотнями людей, которые касаются Кремля, олигархами и диссидентами. И именно за это время, что заняло расследование, все встало на свои места. Она очень четко описывает работу Кремля, как вы и описали. Со временем эта вредная международная деятельность стала заметной, и было больше случаев разоблачения различными западными разведками и журналистами-расследователями. Вторую половину книги она разработала и написала сама. В итоге эти материалы стали историей деятельности международной сети влияния. Хотя сначала собиралась быть о людях Путина и грязных деньгах в России.
- ПОПОВА: В книге, ссылаясь на источники, как анонимные, так и открытые источники, Кэтрин вспоминает множество компаний и имен, говоря, что Европа с головой погружена в тайные операции Кремля, которые финансируют приближенные к власти компании включая тех олигархов, которые подали на Кэтрин в суд. Расскажите о механизме этих операций и механизме финансирования. Я прочитала книгу и знаю о чем речь, но, если можно расскажите с точки зрения спецслужб как это делается.
- ЯГУН: Никогда нельзя напрямую делать какие-то финансовые вливания в ту или иную структуру. Почему? Потому что это все отслеживается, все проходит в определенные банковские структуры и сейчас это достаточно четко видно и по расходам, и по приходу как доход так и расход, и понятно, что это все должно быть скрыто имея определенные подконтрольные себе структуры. Давайте да, не будем разделять и Комитет государственной безопасности тогда при Советском Союзе и спецслужбы России сейчас. Почему? Поэтому столь подобная методика работы и она настолько дает эффект, если раньше перед Советским Союзом стоял вопрос дестабилизации в тех или иных странах, подкуп политиков, которые бы проводили или хотя бы поддерживали и не мешали политике Советского Союза и получения технологических преимуществ и в том числе получение от корпорации, занимающиеся научно емкими разработками...
- ПОПОВА: Ноу-хау, которые они различным образом получали.
- ЯГУН: Да, получение технологий, которые не может себе позволить разработать Советский Союз. Все это именно осталось сейчас с Россией. Почему? Потому что и санкции, и попытки задешево купить то, что во что дорого уже вложено. Это все осталось теми же методами. И имея структуры, которые, как правило, стоят за какими-то олигархами или подконтрольные каким-то олигархам, через те структуры можно делать обнал средств.
- ПОПОВА: Вывод средств?
- ЯГУН: Вывод средств в темную.
- ПОПОВА: Расчеты средствами с политиками, шпионами и т.д.?
- ЯГУН: Бесспорно, это раз. А во-вторых, под эти фирмы можно вводить под видом сотрудников этих фирм, можно вводить действительных разведчиков или теперь уже понятно диверсантов, которые сейчас всем известны, – те взрывы и в Чехии, и в Болгарии. Потому что дипломатическое прикрытие оно все же предусматривает определенные последствия, и оно обычно отслеживается спецслужбами той или иной страны. А вот бизнесмены они меньше к себе привлекают внимания и они могут более раскованно себя чувствовать в той или иной стране, даже несмотря на наличие или отсутствие дипломатического иммунитета. И это все в комплексе позволяет общаться с какими-то предпринимателями и общаться с политиками и решать те или иные задачи, которые возможно даже и не входят в сферу тех или иных олигархов. Но они интересны в первую очередь спецслужбам России.
- ПОПОВА: И Кэтрин в книге говорит о том, что, во-первых, КГБ заранее готовилось к "перестройке" и готовилось к тому, что им надо сделать, она так это называет "общак", через который они будут потом, когда будет полное падение экономики, падение поступлений, чтобы они могли продолжать финансирование.
- ЯГУН: Смотрите, мы же не считаем, что в КГБ сидели неадекватные люди. Возьмем, например, нацистскую Германию, когда ситуация была ужасная и они понимали, что будет развал, они так же приняли решение о выводе определенных средств, о выводе людей и о создании такой грубо говоря "подушки", которая сохранила их силу где-то в будущем. Такая же ситуация была и в конце Советского Союза, потому что КГБ своей аналитикой понимало, что сейчас может что-то произойти чрезвычайное и они могут быть отодвинуты от власти. И они могут лишиться тех возможностей, которые были при доминировании коммунистической партии, доминировании КГБ в системе. Они не знали, как пойдет дело, а может действительно их отодвинут и они будут распущены и все пойдет по той же самой схеме, как произошло в Восточной Европе. То есть, они видели, что происходило в Штази, что происходило в Чехии. Это все происходило на их глазах. Поэтому они имели определенный год-два-три, максимум пять лет для того, чтобы обеспечить себе возможное будущее существование. Только они не понимали в каком статусе. Или это будет их, грубо говоря, какая-то мафиозная структура вне государства или они все же сохранят в государстве свое влияние и смогут это потом использовать в своих методах, как выяснилось. То есть выходец из их среды пришел к власти, они его поддержали все, всей своей мощью, он поддержал их и они те же методы просто использовали, которые уже были наработаны много лет до этого.
- ПОПОВА: И там еще один нюанс. Они не всегда просто средства выводили из олигархов, они им давали, условно говоря, право, в Питере даже за это отвечал сам Путин "Oil for food", помните программа "Нефть за еду". И на самом деле потом госпожа Марина Салье, (бывший народный депутат России, депутат Питерского горсовет) начала делать расследование еще в 90-х и выяснила, что извините, но те компании, которые вывозили редкоземельные элементы, они получали их на 2000 или сколько-то тысяч раз дешевле чем на зарубежный рынок, а затем никакой food, никакую еду они в Питер не завозили.
- ЯГУН: В Российской Федерации сейчас на данный момент четко распределены все сферы бизнеса, которым можно заниматься. То есть там может быть предприниматель, но он выше какого-то магазина или какой оптовой базы просто подняться не сможет, если он не будет входить в ту или иную касту. И это четко просматривается. То есть, если ты на каком-то областном уровне или на республиканском имеешь какое-то прикрытие, или ты входишь в "семью" или ты член "семьи", то тогда можешь по ступенькам подниматься наверх. Поэтому четко понятно, что если ты олигарх, если ты имеешь доступ к государственному финансированию или к проектам, которые финансируются государством, тот же самый "Крымский мост" или "Северный поток". Если ты входишь даже на том уровне в те проекты, однозначно ты имеешь прямой выход на первых лиц государства. А если первые лица государства тебе позволяют чем-то пользоваться и зарабатывать, ты что-то должен им отдавать. Что ты можешь отдавать? Тем, что надо для них. Или вывод лично для них средств, или решения тех или иных специфических вопросов, которые стоят перед спецслужбами Российской Федерации. В глобальном смысле, это контроль за определенными политическими кругами в других странах, дестабилизация этих других стран и поднятия имиджа
- ПОПОВА: Джош, а вы как считаете?
- РУДОЛЬФ: Она как раз описывает механизмы, через которые грязные деньги отмываются за океаном. Подставные компании, юридические лица, СМИ и некоммерческие организации. Это то, что они создают. Я раньше писал об этом в своем собственном исследовании, но она раскрыла тему глубже. Привлеченные актеры, олигархи, мини олигархи, в России и Европе. Все роли, которые они играют, как они получают приказы от Кремля. Их конечная цель – сбить Запад в развитии, сделать это, подорвав наши демократии и так далее. Достаточно иронично, что ответ Кремля звучит, что "это еще больше подрывает нашу демократию. Это нападение на свободу слова, свободную прессу". Все это имеет признаки атак на наши институты демократии. И да, я считаю, что Западу действительно нужно дать отпор на это.
- ПОПОВА: Господин генерал, вы как считаете, в странах Европы насколько сейчас серьезно Россия может контролировать ситуацию? Мы слышали историю о Чехии, о подрывах и 6 лет об этом все молчали. Слышали об отравлениях и подрывах в Болгарии, и все молчали. По "желтых жилетам" есть вопросы, о связях их организаторов с Россией и все молчат. Почему это происходит? Насколько Россия, российские спецслужбы реально сейчас влияют на страны Европы?
- ЯГУН: Сейчас, к счастью, ситуация меняется к лучшему для нашей стороны. Все меньше людей в европейском сообществе и в других странах, я буду говорить так – Западного мира, откровенно и прямо могут сказать: "Я вот поддерживаю" или "Давайте как-то ближе подойдем к тому..."
- ПОПОВА: Могут не говорить, что поддерживают, а на самом деле продолжать поддерживать.
- ЯГУН: Не столь продолжать, сколько игнорировать те или иные вызовы и просто их обходить. Здесь такая, знаете, деструктивная позиция и не поддерживане явных вещей. На самом деле Российская Федерация, используя свои специфические методы она в первую очередь захватила некоторые организации. Почти во всех странах можно найти праворадикальные или леворадикальные структуры, которые или напрямую, или косвенно финансируются из Российской Федерации. Мы знаем эти истории и во Франции, и в Германии, и в Италии, и в Венгрии, и даже в Польше такие структуры. То есть во всех странах, если глубоко покопаться, есть такие структуры. Но вместе с тем, они пошли дальше. Они пошли, привлекая определенных лиц бывших или действующих политиков к финансовым корпорациям своим, как в наблюдательные советы или какие-то проекты, которые выгодны якобы для их стран, но финансируются со стороны России. Это так же такой айсберг...
- ПОПОВА: Это "золотой парашют", который дается политикам, которые на самом деле поддерживали политику Кремля?
- ЯГУН:... но это открытая часть того айсберга. А есть закрытая часть этого айсберга. То есть скрытое финансирование тех или иных проектов через бизнесменов, которые уже или легализуются или натурализовались в тех или иных странах и входящих в ту или иную политическую структуру среди даже руководства. В качестве примера можно взять Великобританию, где бывший гражданин Советского Союза и России уже вошел в Палату Лордов, и я не верю в то, что он до сих пор не имеет контактов с Россией и что он через Россию...
- ПОПОВА: Он (Евгений Лебедев) сын официального резидента КГБ в Лондоне.
- ЯГУН: Собственно о чем и речь. Я не верю в то, что он порвал те связи. Это ответ на этот вопрос.
- ПОПОВА: И ему принадлежит, к сожалению, еще Independent, London Evening Standard и телеканал London Live.
- ЯГУН: Это ответ. То есть они вышли даже на такой высокий уровень. Они этого не скрывают. Когда мы видим голосования в парламенте тех или иных стран, у нас вызывает удивление, что политические структуры, которые открыто пропагандируют ту или иную политику в отношении России на самом деле голосуют в совершенно другом направлении. Почему? Это уже скрыто, пусть работает контрразведка тех или иных стран.
- ПОПОВА: Джош, а вы как считаете, насколько страны Европы подвержены этому кремлевскому вирусу?
- РУДОЛЬФ: Одна вещь, которая мне показалась шокирующей и интересной, это то, что некоторые из этих олигархов провели много лет, даже десятилетий своей жизни служа Путину и его режиму. Его усилия контролировать общество внутри России, затем переросли в желание сделать это на международном уровне. Я привел пример Романа Абрамовича, которого отправили с золотой кредитной карточкой в Лондон, чтобы купить, а потом потратить много денег на инвестирование в футбольный клуб "Челси" ради победы над сердцами и умами британцев. О чем я и не подозревал, пока не прочитал предысторию в книге, где рассказывается, что за десять лет до этого в самой России, на Дальнем Востоке России, Абрамовича прислали как своего рода "смотрящего" Путина. Он вложил много денег и усилий, чтобы завоевать сердца и умы людей в этом регионе. И именно там он развил талант манипулирования людьми. И теперь они пытаются использовать этот талант в широком масштабе на международном уровне.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.