3 листопада 2021, 20:00

Генерал Ходжес: "Оборонный бюджет должна контролировать Рада"

В спецвыпуске программы "Совет нацбезопасности" в Одессе Татьяна Попова обсудила с генералом Беном Ходжесом – экс-командующим войсками США в Европе и Марьяной Безуглой – политиком, сотрудницей Министерства обороны, народным депутатом Украины 9-го созыва украинско-американское сотрудничество в вопросах безопасности и обороны.

Полную версию смотрите здесь:



- ПОПОВА: Итак, первый вопрос. Бен, вы уже несколько раз были в Украине. Видите ли вы изменения во время ваших визитов в Украину?

- ХОДЖЕС: Я был поражен улучшениями. Я видел некоторую инфраструктуру, я имею в виду аэропорт, дороги, строительство везде. Но самое главное, я чувствую укрепление украинского общества, что люди настроены защищать обретенную свободу. Они хотят защитить ее от России, но они хотят защитить ее от уголовных или иных сил, которые пытаются подавить эту свободу. Это меня поразило больше всего.

- ПОПОВА: Я думаю, что его устойчивость тоже как-то растет в пределах справедливой устойчивости информации. А как насчет развития военного аспекта?

- ХОДЖЕС: Я думаю, важно помнить, что украинские Вооруженные силы остановили российские силы с первых дней после первого вторжения. Сейчас это тупик, солдатам очень трудно сдерживаться, особенно когда другая сторона постоянно нарушает режим прекращения огня. И вы не знаете, как долго это продлится. Но важно иметь в виду, что украинские воины остановили русских. Это то, на что я думаю обратил внимание весь мир. Я слышу разные дискуссии о том, что нужно сделать. Я считаю, что есть три сферы, которые нужно улучшить. Во-первых, оборонный бюджет должен быть абсолютно прозрачным для Совета, что законодательная власть должна иметь больший контроль над оборонным бюджетом.

- ПОПОВА: Вы понимаете, что у нас в парламенте есть открытые российские агенты?

- ХОДЖЕС: Прозрачность оборонного бюджета предотвращает нецелевое использование. Это предотвращает расточительность и помогает убедиться, что солдаты получают наилучшее возможное оборудование. Это предоставляет законодательной власти рычаги надзора за подотчетностью оборонщиков. Вы знаете, оборонный бюджет США полностью открыт для Конгресса. Это опубликовано. За исключением некоторых вещей по разведке и некоторых вещей для спецназа. В противном случае все прозрачно. Поэтому я думаю, что это улучшило наши процессы. И это, конечно, записано в нашей Конституции, что Конгресс несет ответственность за надзор, потому что он дает деньги в бюджет. Второе направление – обучение и повышение квалификации офицеров. Я видел много очень хороших украинских офицеров, много очень хороших украинских солдат. Но я думаю, что их нужно выискивать в долгосрочной перспективе. Найти этих молодых офицеров, которые преуспевают на поле боя, демонстрируют новаторство, а также проявляют инициативу, готовы принимать решения, даже если они не обладают полной информацией. Это качества, которые необходимы. Это те офицеры, которым нужно предоставлять возможность изучать английский язык, поскольку они выполняют все больше и больше операций с западными вооруженными силами, особенно если мы продолжаем двигаться к членству в НАТО. Если все офицеры смогут говорить по-английски, это окупит огромные дивиденды. Третье – это способность украинских сил быстро двигаться внутри Украины. Потому что существует угроза со стороны России, и я верю, что президент Путин что-то задумал. Я в этом уверен. Итак, чтобы Украина была готова, она должна иметь возможность перебросить силы из Крыма, из Донбасса в границу с Беларусью или на северную границу с Россией.

- ПОПОВА: Быстрая логистика?

- ХОДЖЕС: Да, правильно. Вы должны иметь возможность иметь подлинные грузовики, и вы должны уметь и практиковать эти вещи. И я думаю, что украинские вооруженные силы были настолько сосредоточены на Донбассе и этой линии фронта, что другие точки угрозы остались без присмотра.

- БЕЗУГЛАЯ: Я полностью согласна с господином генералом. Роль комитета парламентского и парламента в целом по надзору и контролю за исполнением бюджета в сфере национальной безопасности и обороны является ключевой. Конечно, у нашего парламента тоже есть все полномочия. Парламент вообще формирует бюджет и контролирует его использование, но здесь есть все-таки специфика. Это отдельная роль Комитета по национальной безопасности, обороне и разведке. И в странах Альянса такие комитеты обладают дополнительными полномочиями. Что происходит в Украине? Как раз после того, как фактически заработала Верховная Рада текущего созыва, среди основных приоритетов мы отметили, что должен быть больший надзор и контроль за использованием бюджетных средств в этой сфере, в сфере национальной безопасности и обороны. Одним из первых законов, принятый парламентом – это был закон об оборонных закупках. Он как раз о том, чтобы изменить в соответствии с евроатлантическими практиками, в соответствии с тем, как происходит это в странах НАТО, процесс оборонных закупок, уменьшить чрезмерную засекреченность этого процесса и усилить парламентский надзор и контроль. Мы как раз в транзитном периоде – за один-два года. Это как раз пессимистические прогнозы. Потому что в принципе могло быть быстрее, но могло бы быть медленнее. Тем не менее, за один-два года мы уже будем иметь полностью новую систему. Сейчас уже, к примеру, введен открытый реестр, обеспечена возможность полностью закупок через систему прозрачно оборонительных закупок. Сейчас в 2021 году Комитет согласовывает не только закрытые планы, но и открытые. Возникает, конечно, много вопросов. То есть это одна из ключевых ролей. Более того, это не только об оборонных закупках, это и о таких специфических бюджетных возможностях, как разведывательное сообщество. Потому что не только надзор и контроль, но и помощь в том, чтобы сектор национальной безопасности и обороны был должным образом профинансирован, программы реализации использования бюджетных средств были понятны, соответствовали стратегии национальной безопасности, отвечали нуждам и вызовам, стоящим перед Украиной. А здесь роль комитета профильного в определенной степени определяющая, мы ее постоянно усиливаем. Это отражается и в следующем законодательстве, законах, идущих через наш Комитет. В частности, это законопроект о Службе безопасности Украины. Это часть сектора, а именно силы безопасности, те же принципы.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ? (ч.3)

Третя частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ?

Друга частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Інсайдерський погляд: Як Кремль формує свої наративи через молодь і медіа

У "Хроніках війни" Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Герои ПВО

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью с героями противовоздушной/противоракетной обороны: оператором расчета Stinger, Iris-T, NASAM, Patriot...

Игнат: Путин врал о несокрушимости "Кинжалах"

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью со спикером ВС ВСУ Юрием Игнатом, мэром Владимиром Кличко и экспертами Института судебных экспертиз...

Артилерія під Бахмутом

Тетяна Попова для "Хронік війни" записала інтерв'ю з артилеристами 80-ї ОДШБ.  Відео версія інтерв'ю з артилеристами тут:  Повна версія роботи з 80-ї ОДШБ в четвер в "Раді Нацбезпеки" на Islnd...