Почему Украине нужны системы Patriot?
Вторая часть специнтервью Татьяны Поповой с Игорем Романенко – генерал-лейтенантом ВСУ в отставке.
Полную версию смотрите здесь:
Первую часть смотрите по ссылке:
https://blogs.pravda.com.ua/authors/popova/61efa031929fe/
- ПОПОВА: Ермак еще говорил о том, что нам нужны системы "Patriot". А у нас своих аналогов нет и чем эта система "Patriot" так хороша? Почему она нам нужна?
- РОМАНЕНКО: Потому что она имеет свойство противоракетной обороны.
- ПОПОВА: То, чего у нас нет.
- РОМАНЕНКО: Вторая ракета на "Искандере" это крылатые ракеты. Её наши средства могут сбивать, а вот та, которая баллистические возможности имеет, очень малая вероятность их уничтожения нашими средствами. Поэтому нужен "Patriot". Но "Patriot" или вообще зенитно-ракетный комплекс любой – это оружие, которое требует освоения, причем месяц это в лучшем случае. Проще, конечно, переносные зенитно-ракетные комплексы.
- ПОПОВА: Типа "Стингеров"?
- РОМАНЕНКО: Да, но они имеют по высоте, по дальности ограничение в несколько километров, разные возможности до километров по высоте и так далее. Могут уничтожаться вертолеты, беспилотные летательные аппараты, низколетящие самолеты. Вот такого рода цели переносными зенитно-ракетными комплексами. Выход сейчас для нас такой, что надо все восстанавливать и то, что мы имеем. Все равно надо заниматься тем, чтобы поставлять комплексы сложные противоракетные, это очень важно. Для того, чтобы это осваивать, то есть обучать расчеты для выполнения ими задач. Потому что, когда именно начнется и начнутся ли вообще боевые действия, это вопрос. Поэтому можно только поддержать усилия главы администрации президента и президента в первую очередь по поводу того, чтобы добиться, чтобы такие комплексы у нас появились. Возможности разработки у нас в военно-промышленном комплексе есть, но они требуют времени, от 5 – это наиболее оптимистичный прогноз. У нас предприятия есть, но нужны средства и нужно время которого у нас нет. Поэтому сейчас задача надо насытить Вооруженные силы, не только территориальную оборону, военнослужащих обучить и поставить, старый принцип ведения войны. У Вооруженных силах есть современное оружие. Сами Вооруженные силы такой страны с современным оружием могут быть меньшими по количеству, мобильными, более эффективными и так далее. Если этого нет, к сожалению, это пример Украины, тогда надо увеличивать количество военнослужащих, которые будут вооружаться имеющимися видами оружия и вот этим воевать, это, во-первых. Во-вторых, переходить от стратегии оборонительной войны, которая ведется Вооруженными силами и силовыми структурами государства, это нас должно касаться, к войне оборонительной народной. Основой для этого у нас принят закон в прошлом году "Об основах национального сопротивления". На основании этого закона необходимо формировать, что и делается сейчас. С января месяца ведется финансирование формировать территориальную оборону и также добровольческие отряды при территориальной обороне, которыми занимаются гражданские структуры. Это новый для нашего государства подход, элемент, он требует большой организационной работы, обеспечения и подготовки, что сейчас проводится. В том числе и с точки зрения противовоздушной обороны. Парламент наш рассматривает вооружение. А теперь в связи с поставками тех, которые спасибо союзникам нам помогают, они имели право применять противотанковые ракетные комплексы, переносные зенитно-ракетные комплексы. Это очень важно.
- ПОПОВА: Давайте теперь поговорим о противотанковых ракетных комплексах. Нам передали "Джавелины", нам передали NLAW британцы. Там даже сказано количество – около 2 тысяч этих комплексов.
- РОМАНЕНКО: Да. Сначала была 1 тысяча, потом больше.
- ПОПОВА: Есть еще наш комплекс "Стугна". Расскажите для простых людей.
- РОМАНЕНКО: Да, "Стугна", "Корсар".
- ПОПОВА: Расскажите в чем между ними разница и чем они будут полезны в случае атаки.
- РОМАНЕНКО: "Стугна", "Корсар" – это комплексы более серьезные, которые должны и могут использовать противотанковые подразделения любых Вооруженных силах, которые имеют возможности по уничтожению "Джавелин" 2,5 километра, наша "Стугна" более 4 километров. Но есть особенности. "Джавелин" имеет свойство выстрелил и забыл. То есть правильно прицелился, захватил цель, выстрел и дальше можешь в укрытие и так далее. Во время выстрела с лазерным наведением или подсветкой "Стугной" нашей или "Корсаром" необходимо сопровождать цель до попадания ракеты в эту цель, но дальности такие. А если будут британские, вообще ее, когда разрабатывали шведы, то задачи ставились легкий вариант дальности до 800 метров, хотя поражать могут и на тысячи километров начиная от 20 метров, это очень малое расстояние. Простое 3-5 секунд прицеливание и пуск, выстрелил и забыл. Несколько вариантов наведения, то есть по прямой, так можно стрелять по танкам, по целям защитным каким-то, автомобилям, вертолетам напрямую, а можно стрелять с использованием магнитного наведения, которое имеет траекторию над этими поражения танков в данном случае. Они рассчитывали на танк, разрабатывали непосредственно на Т-90 российский, что нам очень важно и нужно, с верхней сферы, где наименее защищен танк. Россияне уже в Крыму, например, решетки доваривают сверху на танках. Есть видео в интернете, можно посмотреть, как они уже пытаются от этого защищаться.
- ПОПОВА: Это им не поможет, насколько я понимаю.
- РОМАНЕНКО: Да, очень надеюсь. Что-то поможет, что-то не поможет. Если массово применять и использовать, я отстаиваю такие подходы. Поскольку ситуация уже усугубляется, военным надо вообще то вооружение, которое сейчас можно принимать и как можно быстрее осваивать, но это не значит, что надо, мы с вами это уже обсуждали, упускать перспективу стратегического, а там должны быть противоракетные комплексы "Patriot" PAC-3, которые могли бы уничтожать ракеты баллистические, предположим. Конечно, они нам нужны, потому что россияне имеют "Колибри", россияне имеют "Искандеры". "Искандеры" дивизионные бригады выставили так, чтобы они накрывали, например, отдельно на Киев. И вообще к границам максимально подвели. Поэтому это надо понимать и надо соответствующим образом реагировать на такие возможности противника, соответствующе улучшать и повышать наш потенциал, улучшать наши возможности защиты от такого вида вооружений россиян.
- ПОПОВА: Также я видела в списках поставленного оружия беспилотники "Fly Eye", "Байрактар", наверняка еще есть наши беспилотники. Если вы в курсе этого вида вооружения, расскажите о них.
- РОМАНЕНКО: "Байрактар" это тоже уже наши. Если они на вооружении Вооруженных сил Украины, то это уже наши.
- ПОПОВА: Это уже украинские "Байрактары".
- РОМАНЕНКО: Это во-первых. А во-вторых, как известно, мы строим производственные возможности по выпуску аналогов "Байрактаров" и даже их перспектив и так далее. За беспилотными летальными аппаратами будущее. В связи с тем, что у нас сложная ситуация с управляемым летательными аппаратами, это опять-таки советские восстановленные летательные аппараты, много видов, типов самолетов мы имеем. Мы хотим переходить на современные, но надо принимать решения буквально этот год и так далее. Есть визия воздушных сил на этот счет. А поскольку это дорого и требует времени, то надо вооружаться теми беспилотниками, о которых вы говорили. Мы даже имеем одно боевое применение, это с точки зрения ударного применения, а с точки зрения наблюдения, украинские аналоги "Байрактаров" использовались уже неоднократно при проведении стрельб на полигонах для того, чтобы видеть, как поражается сразу в онлайн, кто как поражает и так далее. Кроме того разведка. Хотя есть недостатки связаны с тем, что турецкие "Байрактары" рассчитаны на применения их на Кавказе, в Нагорном Карабахе, на то, что большое количество дней в году с ясной погодой. У нас есть разработки на "Луче", например, которые могли бы делать по максимуму все погодные условия, но это требует опять-таки денег, времени и так далее. Позиция военных заключается в том, что, если вы им ставите воевать сейчас активных действий, но, к сожалению, есть у нас и на востоке и гибнут военнослужащие наши и так далее. Но вот широкомасштабные действия если начнутся завтра, значит военным надо завтра уже применять это оружие в том числе противовоздушной обороны, противоракетной обороны. Противоракетной мы оговаривали какие возможности. Противовоздушные то, что имеется по максимуму восстанавливается, модернизируется. Но этого недостаточно.
- ПОПОВА: Напоследок хотела спросить, чтобы вы порекомендовали простым гражданам Украины, после вот этих всех заявлений и после отъезда части семей дипломатов. Куда им идти? Я слышала, что выживаемость выше в организованном отряде.
- РОМАНЕНКО: Абсолютно.
- ПОПОВА: Куда нужно идти гражданам Украины, которые не собираются никуда уезжать?
- РОМАНЕНКО: Прежде чем куда-то идти, надо осмыслить ситуацию в семье. Взрослые члены должны собраться, обдумать эту ситуацию и определиться, что, если, к сожалению, завтра наступит этот день. То есть надо определиться, что, когда делать членам семьи. Есть дети, есть пожилые, есть взрослые люди. Поэтому в зависимости от того, где они находятся на территории Украины. Страны с большим опытом они принимают какие-то, дипломаты семьи вывозят и так далее. Надо подумать о детях, о пожилых людях, подготовить эту ситуацию. При необходимости может кому-то вывозить в те районы, где менее вероятно вот эти действия, это, во-первых. Во-вторых, для военных это вообще суть их службы и жизни, так называемые, "тревожные чемоданы". Раньше были вещмешки, потом чемоданы, сейчас рюкзаки, в которых должны быть документы, деньги, медикаменты, продукты, вода. Причем надо рассчитывать, чтобы всего этого на трое суток в семье было на то количество, которое в каком-то пункте будет находиться. Взрослые, представители семьи должны продумать, где и как они будут участвовать во всем том, что происходит у нас и может происходить. То есть заведомо, если хотят быть полезными. У нас сейчас очень большие возможности, как собственно Вооруженные силы, силовые структуры, вот возможности новые появились связаны с территориальной обороной по закону. Хочу подчеркнуть, вы можете стать военнослужащим со всеми вытекающими последствиями. То есть пойти на службу уже сейчас. Второе, вы можете стать резервистами в эти структуры в том числе территориальной обороны, где вас учтут, будут готовить, обмундирование, оружие и все остальное и по переходу государства в определенный режим вас будут определенным образом использовать. Кроме того, ко мне по местам службы моей в Вооружённых силах Украины последнее время обращаются многие ветераны кому уже за 60. Они имеют возможности, они имеют многие приличные физическое состояние, навыки и все прочее. Есть третье направление, это в добровольческие отряды при территориальных громадах наших. Сейчас громады и их руководство разбирается как они должны взаимодействовать с территориальными руководством территориальных бригад и боевых частей, которые на этой территории находят для того, чтобы можно было туда поступать после 18 лет независимо от пола. Потому что тут у нас были месяц назад визги по поводу облика женщин. Упорядочились я надеюсь эти подходы, становится на свои места и количество их ограничено и, по сути, надо разобраться.
- ПОПОВА: Я на самом деле звонила в военком и спрашивала, что делать, куда идти. Мы с журналистами хотели просто стать на учет уже чтобы лишний раз нас не дергали. А мне сказали только если мы хотим сразу в ВСУ на контракт, то приходите, а так пока девочки посидите.
- РОМАНЕНКО: Да, но теперь девочки, которые жаждут и мальчики тоже от 18 лет и старше, которые там не судимы по каким-то тяжелым преступлениям, можно решать эти вопросы в территориальной громаде, где формируются. Хотя эта процедура нарабатывается по ходу. Кабмин принял соответствующее постановление, посмотрите в интернете об этих формированиях, во-первых. Во-вторых, об вооружениях этих формирований, у кого есть охотничье, дарственное оружие, они получать будут документ о том, что они входят в эти формирования. С этим оружием можно перемещаться, выполнять задачи те, которые ставятся руководством территориальной обороны. Это новое направление, оно по ходу дорабатывается, есть финансирование с 1 января этого года и так далее. Дальше надо продумать каким образом решать эти вопросы. Опять-таки возвращаясь к пункту первому, не паниковать. Украинцы, народ, который многое что прошел и за последние восемь лет особенно. У нас за Независимость 3 революции. Мы пережили агрессии. Поэтому надо держать себя в руках и организовано осуществлять те мероприятия, которые я предлагаю.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.