Челночная дипломатия Шольца. Получилось ли?
В новом выпуске программы "Совет нацбезопасности" Татьяна Попова обсудила позицию Германии с Александром Мусиенко – руководителем "Центра военно-правовых исследований", с Андреасом Умландом – аналитиком Стокгольмского центра исследований Восточной Европы и исследователем из Берлина Сьюзан Спан.
Полную версию смотрите здесь:
- ПОПОВА: Я так понимаю, что вы все видели пресс-конференцию с Путиным и Зеленским с Шольцом. Какие у вас впечатления по пресс-конференции с Путиным? Что вы можете сказать об этой пресс-конференции?
- МУСИЕНКО: Я могу сказать, что, возможно, это не так все было плохо как с президентом Франции Макроном, но тоже не очень хорошо. Мне кажется, что одна из проблем действующего канцлера, со стороны наблюдая бесстрастно, в том, что ему, во-первых, сейчас очень тяжело выходить из тени своей предшественницы Меркель. Из-за того, что есть определенная история, была какая-то политическая традиция, были какие-то решения. Я так вижу, что пока он набирает обороты. Как он наберет быстро их, непонятно и не ясно, как это будет. Конечно, наберет, просто в какой перспективе. Он не так убедителен и это заметно как на встрече с украинским президентом, где было видно, что он пытался и улыбнуться и сказать что-то уверенно и убедительно и с российским так же. Мне эти визиты европейских лидеров, я, откровенно говоря, не понимаю их вояжей в Москву. Путин снова посвятил тому, что ему задают вопрос об одном, возможном нападении на Украину и о полноценной войне в Европе, а он отвечает о не расширении НАТО. И он снова скатывается в 1997 год и апеллирует к американцам. А ведь Соединенных Штатов нет сейчас на переговорах. И получается, что это все вырывается из контекста на совсем другую повестку дня.
- ПОПОВА: Мне, честно говоря, как раз показалось, что до Шольца Путин относился с большим уважением, чем к Макрону, не знаю, почему. И Шольц был в своей риторике жестче, чем госпожа Меркель раньше. Но я хотела все-таки вернуться с нашими гостями, которые немцы, к предыдущей пресс-конференции Зеленского с Шольцем. Какие все-таки гарантии безопасности может предоставить Германия Украине? Потому что президент Зеленский сказал, что они вели переговоры о гарантиях безопасности, но я так и не поняла какие.
- УМЛАНД: Я думаю, что речь тут в основном идет, с одной стороны, о роли Германии, как большой экономической державы, экономической помощи, которую она может дать Украине. С другой стороны, роли Германии в вопросе санкций против России. Тут Германия не является автономной, она часть Европейского Союза и такого рода санкции должны приниматься обычно коллективно всеми странами членами Европейского Союза. И Германия там имеет большую роль, не главную, но большую роль. И в этом отношении Германия важна для Украины. Сейчас последние недели, как мне кажется, стала лишняя тема поставки оружия, которое было поставлено со стороны Украины. Мне кажется лишняя, потому что Германия тут слишком сложный партнер. У нее есть старая политическая традиция, как правило, не поставлять оружие в конфликтные регионы. В связи с этим сейчас испортились отношения, можно сказать, между Украиной и Германией в чем-то. Собственно говоря, это немецкое оружие не так уж нужно Украине. Украина сама производит оружие, экспортирует оружие и имеет много других партнеров в военно-технической сфере, которые могут поставить оружие без каких-то больших дискуссий, как это сейчас происходит с Германией. С Германией нужно концентрироваться на экономические теми, там Германия действительно может во многом помочь Украине, как в отношении своей экономики, так и в отношении санкций против России.
– ПОПОВА: Сьюзан, вы же, как исследователь, как вы понимаете, насколько сейчас в Германии отношение относительно санкций против России в случае нарушения или признания сейчас ЛНР/ДНР? То, что во вторник Госдума подала Путину это предложение. Насколько сейчас вот эти дополнительные, наверное,санкции, которые могут последовать за такое признание, они будут поддержаны немцами?
- СПАН: В целом, надо сказать, что немцы достаточно скептически относятся к этому вопросу санкций по отношению к России. Где-то половина считает, что это, скорее всего, вредит нашим отношениям. Что касается вопроса поставки оружия, там отношение совсем отрицательное. Там даже по опросам 71% опрошенных сказали, что не стоит Германии поставлять оружие. Я думаю, на самом деле, это не настолько важно сам по себе факт поставляет Германия оружие или нет. Но мне кажется, более важный вопрос, является ли Германия надежным партнером или нет. Мы видим, что наши партнеры США и в Евросоюзе, особенно Польша, в последние время очень скептически относились к нашему руководству. И сложилось такое впечатление, что Германия на самом деле уже не надежный партнер. Потом мы выдели визит Шольца в США. Но там тоже было примечательно увидеть, что это сказал Байден, что Германия является надежным партнером. Так что у меня сложилось такое впечатление, что выдали скорее желание за действительность. Так что такие сомнения есть в нашем руководстве. Я думаю, это особенно касается газопровода "Северный поток-2". Потому что канцлер Шольц в последнее время мало об этом говорил и в Украине тоже старается избежать этой теми. Так что я думаю, что эти сомнения остались и стоит нашему правительству все-таки укрепить свои позиции именно в постсоветском пространстве в том плане, что надо еще больше поддерживать демократию. Имею ввиду Украину, Грузию и Молдову.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.