26 вересня 2022, 09:40

Репортаж из пыточной

В рамках проекта "Хроники войны" Татьяна Попова записала спецреп из освобождённой Балаклеи с местным жителем Василием Копустянским, который не только рассказал, но и показал камеры, где держали заключённых, и пыточные комнаты в Балаклее.

Полную видео версию интервью смотрите (c 17 мин):



- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Вот это крыша второго подъезда нашего кооперативного дома по адресу Октябрьская, 11. Не помню число, но я точно помню, что в 6 часов утра. Там у них расположение было "Градов". Они выезжали на окружную дорогу и оттуда гатили. А населению объясняли, что это были украинцы. Но мы не дураки, мы понимаем откуда. И вот сюда они ударили, полностью уничтожено перекрытие, попадали опорные стены, эти стены тоже нарушены. Я так думаю, что фактически это не подлежит ремонту.

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Это военный завод.

- ПОПОВА: Там стояла русская техника?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Да. Завод большой и там много было русской техники, вооружение. Они прятались тут. Буквально недавно я подсказал.

...

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Это было недавно, это было давно.

- ПОПОВА: Так выглядят камеры?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Первый раз 14 мая (День рождения моего зятя бы как раз) меня сюда бросили. Здесь я сутки пробыл. У меня знакомство произошло, меня опросили: все сведенья обо мне, моей семье, родственниках. Здесь он меня спросил кого я знаю из служащих, из власти. Я ему ответил, что все, у кого была власть уехали.

- ПОПОВА: А за что вас арестовали в первый раз?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Они мешок на голову и бросают. А потом уже начинают расспрашивать кто вы. В первый раз, я считаю, что это был недоброжелатель, коллаборант за мои активные гражданские позиции меня им сдал.

- ПОПОВА: Сколько вы отсидели первый раз?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): сутки.

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Здесь в этой камере было минимум 6-8 человек. Те, которые раньше были арестованы, старожилы, были здесь. Я все время на пороге сидел, там холодно. Я простыл и заболел. 7 июля я сюда попал. Здесь были, я так понял, пленные наши. Я помню был из Гратова, из Шевченково и другие. Они особо так не распространялись, где их захватили. Один лежал прямо на полу. Мне место определили там с сумками.

- ПОПОВА: Это они писали на стене?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Да, это они писали сколько дней они уже здесь сидят. Этот товарищ иногда сжаливался надо мной, днем на время разрешал мне полежать здесь. Он бежал спасаясь и его бросили сюда. Ему дали задание, чтоб он меня задушил. Он пытался подушкой. Это страшно было пережить. Здесь кромешная темнота. Выключается свет, вентиляция. Среди ночи тут в темноте уснуть страшно. Он пытался агитировать этих ребят, чтобы меня задушили. Теперь вторая камера. Там было трудно, в четвертой камере, а здесь вообще было трудно. Дело в том, что у меня проблемы со здоровьем, воспаление простаты, аденома. Мне нельзя переохлаждаться. Я постоянно через каждые 5 минут хотел в туалет. Днем еще полбеды, а среди ночи невозможно. Все ж тут лежат.

- ПОПОВА: А сколько здесь было человек?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Я тут был трое суток. Здесь было 7-8 человек. Их периодически меняли. Здесь туалет поломанный, поэтому проблема была в том, что все сюда бежало и мы, по сути, на мокром, на моче лежали. Здесь меня вроде не трогали.

- ПОПОВА: А что это на стене? Что означают надписи?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Каждый отмечал сколько сидит. Это же как в тюрьме.

- ПОПОВА: Здесь была женская камера.

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Сидел за столом и записывал сведенья. Расспрашивал меня кто я, что я, моих родственников. А я здесь сидел на стуле самый первый раз.

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Здесь, по всей видимости, проживал их личный состав. Там большая комната, я запомнил. Она оборудована как комната страха. Меня, когда водили на допрос во время второго задержания, у них была специально оборудована комната страха. Полумрак и разные огни мигали. Главарь сидел по середине, сбоку него еще пару человек стояли с автоматами, тут табуретка стояла. И два человека сбоку стояли. Один бил электрошокером. Один задает вопрос, я ему отвечаю, что ничего не знаю, это провокация, наговор на меня. А он: "Молчи!". Говорю, что вы же меня спрашиваете, я должен отвечать. Но ему надо было, что бы я сказал то, что ему надо. Если нет, то иди в карцер.

- ПОПОВА: Они были в масках?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Да, были в масках. Каждый в такой устрашающей маске и такая атмосфера, что действительно попал в ад. Плюс, наводят красный цвет прямо в глаз. Я до сих пор плохо вижу на этот глаз. Другой электрошокером. Третий битой бил по коленях и по спине.

- ПОПОВА: Они отбирали ключи от квартиры?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Да, отобрали у меня ключи от квартиры, от гаража. У меня на доме висел флаг Украины, еще до войны.

- ПОПОВА: А вот эта штука обрезанная, это чтобы током пытать?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Током я не знаю, меня электрошокером пытали. Смотрите, это тоже орудие пыток – этим душили. Меня не душили, но кого-то другого могли. У них в зависимости от вины, наверное.

- ПОПОВА: А здесь они просто жили?

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Да, там сами вояки жили.

- ПОПОВА: Партия Жириновского оставила в пыточных свои кепки.

- КОПУСТЯНСКИЙ (местный житель): Здесь сами рашисты, наверное, жили.

- ПОПОВА: Быстро они собирались, судя по всему. О, надпись "россия".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ? (ч.3)

Третя частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ?

Друга частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Інсайдерський погляд: Як Кремль формує свої наративи через молодь і медіа

У "Хроніках війни" Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Герои ПВО

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью с героями противовоздушной/противоракетной обороны: оператором расчета Stinger, Iris-T, NASAM, Patriot...

Игнат: Путин врал о несокрушимости "Кинжалах"

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью со спикером ВС ВСУ Юрием Игнатом, мэром Владимиром Кличко и экспертами Института судебных экспертиз...

Артилерія під Бахмутом

Тетяна Попова для "Хронік війни" записала інтерв'ю з артилеристами 80-ї ОДШБ.  Відео версія інтерв'ю з артилеристами тут:  Повна версія роботи з 80-ї ОДШБ в четвер в "Раді Нацбезпеки" на Islnd...