''Газета по-киевски'': так що там у них з економікою? (ЦИФРИ і тільки цифри)
Отже, "Газета по-киевски" таки відновлює свій вихід. Очевидно, не все так погано з її економічними показниками, як нас намагався переконати її новий менеджмент. Очевидно, що справді все впиралося в особу головного редактора.
Що ж, тепер головний редактор пішов. Подивимося, яких економічних показників досягне газета з новим редактором. А поки що варто подивитися на цифри, які наводить для "Медіа-бізнесу" колишній президент Української асоціації періодичної преси, медіа-консультант Михайло Вейсберг.
Теперь, когда Тихого все же уволили (почему-то до последнего была надежда, что принимающие решение люди спохватятся), важно еще раз сформулировать: это не экономический конфликт. Скорее – это конфликт, где за ссылками на экономику удобно было спрятать настоящие мотивы поступков.
Я по свежим следам распрашивал участников встречи коллектива редакции с Игорем Коломойским об экономических претензиях к "Газете". "Да успокойся, – говорят те, кому посчастливилось лично пообщаться с хозяином 98% акций издательства "Пресс-центр", – экономических претензий почти не было, ведь у нас на руках были цифры. В основном, говорили, что не хотят работать с Тихим".
Но мне трудно успокоиться.
Я в 2002 году обсуждал с Сергеем Тихим и Вадимом Балицким их проект новой городской газеты (тогда речь шла о еженедельнике), в 2005 участвовал как эксперт в совещании с работниками Приватбанка: мы говорили о будущем уже ежедневной газеты, а в 2006 и 2008 годах модерировал стратегические дискуссии ключевых сотрудников проекта.
Наверное, я лучше многих понимаю – насколько успешным оказался этот замысел, как красиво и неожиданно "Газета" потеснила тяжеловесов рынка и сколько нарастающего потенциала было в этом проекте до 11 марта, когда им отказали печататься в долг.
Особенно злят комментарии якобы "экономически подкованных" медиа-коллег в духе: хозяин что хочет, то и делает, захочет – и закроет проект, пусть журналисты знают свое место, а не нравится – пусть открывают собственную газету.
Так что у них с экономикой?
В официальных заявлениях фигурирует цифра затрат в 80 млн грн, причем никто не отрицает, что половина этих денег – кредит. Не считая кредита, газета сейчас "задолжала" владельцу основного пакета примерно 40 млн грн. Или, говоря экономическим языком, глубина инвестиций во все проекты издательства "Пресс-центр" на сегодня 40 млн грн.
Куда потрачены эти деньги? Запуск еженедельника в 2003 году почти полностью финансировался за счет кредита. Переход на ежедневку финансировался наполовину кредитом, а наполовину – вложениями в уставной фонд предприятия.
Крупных инвестиций в 2006-2007 годах потребовала реализация проекта сети городских газет "Газета по-днепропетровски", "Газета по-харьковски" и так далее – Одесса, Донецк, Львов. Идея создания сети городских газет долго обсуждалась с представителями собственника, бизнес-план по ней тщательно просчитывался и был защищен с поправками у Дубилета в Приватбанке.
Это был наглый и остроумный проект – зайти на рынки городов-миллионников и построить национальную сеть локализованных газет для горожан.
У них получилось, несмотря на кризис. Рекламодатели постепенно оценили преимущества такой сети, а читатели в городах обрадовались настоящему профессиональному контенту. Окупаемость этих проектов уже сейчас на уровне 70-80% и вполне соответствует бизнес-плану.
Еще один затратный на старте, но очень перспективный проект – "Газета моего района" – стартовал в 2007 году. Его финасировали по старой схеме: половина – кредит, половина – увеличение уставного фонда. Естественно – с защитой бизнес-плана в "Приватбанке". Решение было почти очевидное.
Знали об опыте россиян, которые успешно развивали похожий проект в Питере и в Москве (при заходе в Москву к проекту подключились голландцы с крупными вложениями). Знали о планах Джеда Сандена по запуску аналогичного проекта, ему "Драгон Капитал" просчитал инвестиции и перспективу отдачи.
Действовали быстро, меньше чем за год открыли 7 или 8 газет в районах города, захватили рынок, причем не отобрав читателей у "Газеты по-киевски". Джеду пришлось свернуть свой проект ("15 минут" – П.С.) .
В кризис они входили крупным игроком на рынке – с национальной сетью городских газет и сетью районок в Киеве, с хорошими рейтингами TNS. Доходы устойчиво росли. В 2005 году они удвоились, а дальше ежегодно увеличивались на 60-70% от уровня предыдущего года.
Меня всегда поражала жесткая финансовая дисциплина в "Газете", все это действовало не по-газетному, а скорее – по-банковскому. Придирчивые кредитные структуры "Приватбанка" заставили их расписывать подробные планы доходов/расходов и не пропускали платежек, если что-то не сопадало с утвержденным бюджетом.
Они в редакции – то смеялись, то злились, но выполняли требования владельца. Финансовая служба была образцовой. Не случайно главный бухгалтер "Газеты" Ирина Кушнир в какой-то момент стала исполнительным директором всей сети.
Кризис их потрепал, конечно. Они резко свернули все, что можно – банк настоял, уменьшили объемы газет, сократили часть сотрудников, съехали из нового офиса. За счет этого минимизировали спад доходов, он был на уровне 25%-35%.
В общем, с экономикой все было как в правильных инвестиционных проектах: понятно, прозрачно и вполне перспективно. Есть затраты, есть глубина инвестиций, есть время выхода на самоокупаемость и все такое.
Судя по тому, что они жили последние 15 месяцев без утвержденного бюджета, деньгами в этом проекте интересовались далеко не в первую очередь. И никаких плановых показателей им выставлено не было – то есть говорить, что "Газета" не вышла на какие-то цифры тоже сложно.
Смешно читать в протоколе собрания ссылки на убытки в 6 млн грн, зная какие убытки приносят остальные медиа-проекты того же владельца и понимая, что плана по прибылям/убыткам на кризисные годы им никто не озвучивал.
Может, это хороший показатель? Всего 6 млн? Учитывая, что 4 млн – это проценты за кредит и речь идет о сети из шести газет? И что рынок начал восстанавливаться, а у нас есть структура в шести городах-миллионниках, которая готова воспользоваться этим новым ростом?
Дело не в финансовых показателях, давайте это зафиксируем. Если бороться за окупаемость, то зачем закрывать региональные проекты, они же быстрее других готовы выйти на прибыль? В последнюю очередь проекту можно предъявить именно хозяйственные показатели как претензию.
Почему на самом деле владельцы этих газет решили на месяц остановить всю работу, позволили разбежаться половине коллектива и уволили ключевого человека проекта – это отдельный разговор, но об экономике тут речь не идет.
Михаил Вейсберг, бизнес-тренер, медиа-консультант
ПС: Відповідь Тихого на "економічні" закиди
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.