Скифский царь – владыка Мира
В 12-й главе Лотосовой Сутры рассказывается о том, как сам Будда в своих прошлых жизнях искал наивысшую мудрость. Эта история тесно связана с духовностью и героизмом саков и скифов – кочевников Евразии, которые почитали своих вождей и верили, что из их рода однажды выйдет вселенский правитель Чакравартин – Святой Царь, вращающий колесо. Согласно их представлениям, все страны и народы, которые существуют на земле, добровольно подчинятся такому правителю и последуют за ним. С древнейших времен скифы хранили веру в этот высший идеал человеческой жизни и предание о том, что именно из их рода появится такой вселенский правитель. Когда вождь покидал этот мир, по древнему обычаю, ему следовало выразить особое почтение, возведя курган в его честь. Так навечно сохранялась, память, благодарность и трепетное уважение, возможность оказывать почести и поклоняться герою.
Однако вернемся к истории из Лотосовой Сутры о бодхисатве, который искал наивысшую мудрость задолго до того как сам стал Буддой:
"в прошлые века, в течение неисчислимых кальп, я искал Сутру о Цветке дхармы и не было во мне лености и усталости".
Из жизни в жизнь бодхисаттва рождался царем, но ради исполнения своего обета – желания спасти свой народ и всех живых существ, он оставлял все блага и отправлялся на поиски наивысшей мудрости – Бодхи, искал Лотосовую Сутру, благодаря которой только и можно обрести совершенное просветление. Он не смог бы исполнить свои клятвы, удовлетворившись царской властью.
Истинная цель героизма саков и скифов была а точности такой же, они тоже считали героями царей и вождей, которые в стремление спасти свой народ, оставляли царскую власть и становились простыми странниками. Перед тем как отправиться в путь, Царь бил в барабан и возглашал на четыре стороны света: "Может ли кто-нибудь поведать мне о Великой Колеснице?!" Что такое Великая Колесница? Это Путь к спасению абсолютно всех. То есть царь хотел помочь не только одному своему народу, или нескольким нациям, но искал такую силу и мудрость, которые могли бы освободить все народы. Это возможно осуществить лишь благодаря Лотосовой Сутре.
Героизм этого царя в том, что он отказался от положения и власти, покинул свой дворец, оставил все свои сокровища и имущество. Отказаться от материальных вещей все же не так трудно, гораздо труднее было расстаться со своей семьей женой и детьми, привязанность к которым обычно наиболее сильная. Еще труднее было пожертвовать собственными глазами, руками, ногами, костным и головным мозгом, головой и своим телом. И самое трудное – собственной жизнью.
Но именно так достигается совершенство в даянии – главной из шести духовных качеств бодхисаттвы, необходимых ему для выполнения своей клятвы о спасении всех живых существ. Это уникальный характер духовности саков, для них героизм состоял в жертвовании своей жизнью ради спасения других. В стремлении к этому идеалу скифы и саки готовы были отдать все, чем обладали и даже убить самих себя. Будда Шакьямуни, в своих прошлых перерождениях привел этот идеал к совершенству, поскольку совершал жертвенные подвиги не только ради своего народа, но для спасения всех живых существ.
В конце концов, однажды царь, вышедший из дома, повстречался со святым по имени Асита, у которого он получил возможность обучаться Лотосовой Сутре. Как проходил процесс обучения? Здесь для сравнения я хотел бы обратиться к современным реалиям.
В обществе распространенно мнение, что молодым людям нужно учиться, это значит поступать в университеты и другие учебные заведения и что иначе знания не получить. Говорят, что нет выбора, ведь в любом случае требуются дипломы и ученые степени. За обучение и скромные знания, поученные от преподавателей студентам приходится платить большие деньги. Бывает и так, дипломом получают за взятки. Обращаются к ректору или министру образования, их родственникам, приносят им подарки: дорогую еду и одежду, дарят автомобили и получают вожделенный диплом. Это называется современной системой обучения.
Но вернемся к нашей истории, чему учился царь, получив наконец, возможность изучать Лотосовую Сутру ради спасения всех живых существ и как проходил процесс обучения?
Целый день царь собирал дрова, приносил воду, готовил пищу и в соответствующее время подносил ее святому учителю, которому он во всем, таким образом, прислуживал. Наконец, когда, после длительного периода такого служения, пришло время для проповеди Дхармы – лекции, ученик если он, конечно, был готов получит наставления должен был показать свое абсолютное почтение к Учителю. В древности ученик не мог сидеть на одном уровне с Учителем. Дающий наставления должен был сидеть на высоком месте, а принимающий – на низком. Выражение почтения для передачи Дхармы имело решающее значение. Поэтому для того, чтобы Учитель смог проповедовать учение с высокого места, царь сделал свое тело сиденьем для него. Он встал на четвереньки, а святой сел на спину своего ученика и стал проповедовать, тот же внимал ему в таком положении.
Так царь изучал Лотосовую Сутру. Он служил святому, хотя сам мог иметь тысячи слуг и рабов. Ради того, чтобы изучать Лотосовую Сутру, он целых 1000 лет (продолжительность жизни в те времена, согласно тексту Лотосовой Сутры, равнялась 10 000 лет прим. ред.), выполнял самую грубую работу, и получал наставления, подставив свое тело как стул для учителя. Обычный человек, прожив такой жизнью только один день сразу устанет и на второй день подумает: "какой смысл в этом?" А на третий скажет: хватит с меня, – и уйдет. Царь же весь этот немыслимый срок непрерывно выполнял свою работу и при этом никогда не чувствовал усталости. Это было знаком его искреннего самоотверженного желания спасти весь мир. Ведь так самозабвенно служить возможно только тогда, когда есть искреннее стремление к высокой цели – наивысшей священной мудрости.
Подобного отношения сегодня не найти нигде, кроме Чечни. Там до сих пор сохранилась суфийская традиция взаимоотношений между учеником и Учителем. Чтобы стать мюридом, ученик приходил к Учителю, оставляя все: дом хозяйство, даже семью, жену и детей. Учитель мог сказать ему: "ты должен уйти под землю". Тогда ученик выкапывал подвал и спускался в него, не выходя до тех пор, пока Учитель сам не позовет его. Он мог просидеть там безвылазно несколько месяцев и даже лет -Учитель все это время не только не говорил ему ни слова, но даже не навещал его.
В Индии такого преданного ученика называют истинным последователем Учителя – Гурушикша. Только такой человек способен пожертвовать собой ради Учителя. Благодаря тому, что эта традиция еще не умерла в Чечне, общество там еще обладает некой духовной силой. Но унаследована эта традиция от скифов. Именно об этом ясно рассказывает глубокое откровение из Лотосовой Сутры.
Эта история имеет свое продолжение. В конечном итоге, тот святой Учитель стал Девадаттой – злейшим врагом Будды, лжецом и убийцей. Это учение о том, что лишь у своего самого непримиримого оппонента, противника, врага можно научиться наивысшей мудрости. У Будды потому нет врагов, что он готов учиться наивысшей мудрости у своего самого жестокого противника.
Если мы сможем последовать этому примеру Будды и изучать Лотосовую Сутру у людей, подобных Девадатте, то сможем увидеть единую истинную природу – реальность, в которой не может быть противников, врагов, соперников и ненавистников. Ради того, чтобы спасти всех живых существ, нам нужно пожертвовать собой для служения своему самому ненавистному противнику. Только тогда и он тоже будет спасен и таким образом, благодаря Лотосовой Сутре, мы полностью исполним клятву Бодхисаттвы.
В этой короткой истории о том, как Будда Шакьямуни в прошлых жизнях изучал эту Сутру, содержится исчерпывающая характеристика героической духовной культуры скифов.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.