Каким должен быть настоящий человек. Забытый идеал героя Лекция в Институте философии (окончание и комментарии)
http://blogs.pravda.com.ua/authors/terasava/51cd18edc5a18/ – первая часть лекции
Существуют записи греческих историков, которые описывают беседы греков со скифами, а также письма скифского царя Анахарсиса. В этих диалогах и высказываниях проводится очень важное различие духовности кочевников скифов и греческой оседлой цивилизации. Так, Анахарсис ясно дает понять сыну греческого царя, что, несмотря на деньги и возможность вести беспечную жизнь в пирах и развлечениях, последний является рабом, да к тому же еще имеет много врагов, а он, скиф, хотя у него есть только лук и стрелы, является свободным человеком, которого ничего не ограничивает. Мы должны быть благодарны греческим историкам, которые сохранили для нас этот удивительный эпизод, в котором кристаллизовано ясное различие между духовностью скифов и сущностью греческой оседлой культуры.
Да, герой это тот, кто не беспокоился о себе, отрекался от себя, был готов умереть ради других и не боялся смерти, потому что жизнь продолжается после смерти. Он также не боялся потерь, потому что ничем не обладал. Когда вы владеете чем то, то будете бояться потерять это, но если ничем не обладать, то нечего терять. Герой считает весь космос принадлежащим ему, а себя – принадлежащим космосу, поэтому обладает безграничным сознанием. В таком единстве вселенной и человека, рождалась сила, объединяющая людей, направляющая и исцеляющая их. Так рождались легенды о героях и люди знали, как почитать героев, не знающих страха смерти и разделения. Обычно принято воспринимать смерть, как момент окончательного разделения и прощания, но здесь смерть больше не разделяла людей. И такое отношение является самым важным качеством человеческой духовности. Идеал героя широко распространился во всей Евразии.
Что касается греческой культуры, обладавшие собственностью, землей и границами греки, действительно стали основой для современной цивилизации, в которой ограничений стало еще больше: все должны иметь адрес постоянной регистрации, документ, подтверждающий личность. Если вы ответите милиционеру, что у вас нет паспорта, то вас просто арестуют. Если задуматься, то это фундаментальный знак: вы должны быть зарегистрированы где-то и не можете быть бездомным, но скифы говорили: "мы не останавливаемся долго на одном месте, постоянно странствуем". Это называется свобода.
Таковы мои открытия забытых корней самой важной человеческой духовности, которая была широко распространена по всему континенту. Странно, почему до сих пор люди не обнаружили это, и не желают объяснить этот феномен. Ведь тогда не было миссионеров, правительств, больших империй. Самые крупные империи известные нам, это империи Чингиз-хана или Александра Македонского, ну и Советский Союз, но у скифов была большая территория, при том, что не было никаких правительств, и на огромных пространствах люди жили, разделяя единый великий дух. Они пользовались лишь одним соглашением: все знали, каким должен быть настоящий человек, герой. Без сомнения, среди скифских племен были разные этнические и языковые группы, разные лица и цвет кожи, но от Украины до Японии все они следовали одному духовному идеалу.
В буддийских Сутрах часто встречаются выражения, характеризующие шакьев – род Будды, как героев. Это значит, память о саках или шакьях и об их героическом характере сохранялась в Индии, Много подобных историй сохранялось в Гандхаре, и сам Будда имеет имя Шакьямуни, что значит святой из рода Шакьев (саков), имя, указывающее на великую космическую духовную силу, широчайшую культуру героев. О своих прошлых жизнях Будда рассказывает, как о жизнях бодхисаттвы, пока он не стал совершенным героем Шакьямуни. Что значит бодхисаттва, следующий различным парамитам? Это воплощение скифского идеала героя. Бодхисаттва это тот, кто все отдает другим: тело, глаза, свою плоть, следуя наивысшему пути отречения от своего тела и жизни, никогда не испытывая страха смерти. В таком отношении заключается сущность буддизма и Будда представляет собой весь древний героизм саков, скифов. После того, как Будда ушел в паринирвану, все цари окрестных племен явились, чтобы попросить для себя часть шариры – священного праха Будды и почитать вечного героя, заложив эту шариру в специально возведенный для этой цели курган.
Нужно также отметить, что скифский герой никогда не был завоевателем или императором, кем-то, подобным политическому лидеру. Герой имел другие черты, он тот, кто отдавал, был бесстрашным, кто жертвовал собой, спасая мир. Эти добродетели почитались скифами в образе совершенного правителя, который в буддизме обрел название чакравартина, царя, который добивается победы и объединяет весь мир без завоеваний и насилия, благодаря величию своих добродетелей.
Будда имел такие добродетели и мог стать чакравартином, но он выбрал другой путь, отказался от обладания царством, и стал Буддой. Став странствующим монахом, он нигде не останавливался на долгое время, жил только на подаяние. Будда основал Сангху – общину вышедших из дома, которая унаследовала духовность и стиль жизни кочевников. Вот почему, когда Будда ушел в Махапаринирвану, цари соседних племен захотели почитать его, как чакравартина, возведя над его шарирой большой курган-ступу.
Эти ступы люди почитают, делая им подношения музыкой, цветами, благовониями. Одной из самых важных церемоний в буддизме является церемония почитания ступы, но такие церемонии скифы совершали еще до возникновения буддизма, почитая курганы. Почитание и поклонение как ритуал, стали основной религиозной практикой всех религий, включая даосизм, конфуцианство, буддизм, а также христианство, и ислам, возникшие позднее. Такое поклонение имеет корни в древней скифской культуре почитания кургана героя. Вместо ступ христиане стали строить церкви, а мусульмане – мечети. Подобное исследование – это отдельный вопрос, но с точки зрения архитектуры, очевидно, что дизайн церквей и мечетей возник на основе образа ступы и кургана. Больше того, в христианстве есть обряд крещения, а также причастия – вкушения плоти и крови Христа, подобные ритуалы – различные вариации древних ритуалов, обозначающих вечное единство и близость с бессмертным героем. Тоже можно сказать об намазе в исламе, который является церемонией почитания вечного. Омовения и многочисленные поклоны совершенно идентичны буддийским церемониям. Конечно, христиане и мусульмане вряд ли признают, что их ритуалы происходят от древней скифской духовности и буддийских церемоний. Все думают, что их религия самая правильная и превосходная.
Особенно смущают мусульман статуи, ведь они считают, что бог невидим и не имеет образа и что поклоняться статуям это грех. Хотя это трудный вопрос, но скажу, что такое непонимание возникает из-за того, что в доктрине этих религий существует огромная пропасть между создателем, творцом и творением. Из-за такого разделения, творения никогда не могут достичь творца и объединиться с творцом. Но идеал героя другой, поскольку герой – это и есть тот, кто смог достичь наивысшего и объединиться с ним. Если мы никогда не можем достичь наивысшего, то в чем тогда смысл духовности? Считать, что Бог невидим и никогда не может быть связан с чем-то материальным – ошибка. Кочевники никогда не разрушали другие культуры, но мусульмане и христиане от имени бога совершали много преступлений и разрушали целые культуры и цивилизации. "Откуда такая нетерпимость?" – мы должны прямо задать этот вопрос и открыто обсуждать эту тему. Я не собираюсь делать этого сегодня. И хотел бы сделать заключение, что фундамент современной цивилизации, к сожалению, не унаследовал наиболее важный духовный процесс человеческой истории – духовность кочевников, не воспринимает ее и построен на греческой идее ограниченности и обладания собственностью. Все думают, что это и есть цивилизация.
Однако греческая цивилизация в качестве исключения родила одного великого героя – царя Александра. Хотя он был очень молод, но обладал многими способностями, в частности умением находить общий язык со своим конем, он имел такую же чувствительность, как и кочевники, мог свободно общаться с другими формами жизни. С юных лет он слышал много историй о скифских героях. Почему Александр захотел отправиться на Восток? Потому что он хотел быть таким же, как скифские герои, подражать им. Он относился к своему коню, как к брату, и конь был ему роднее, чем семья. Когда он отправился походом в Индию, передовыми отрядами его армии были скифы из Причерноморья и Кавказа, великие воины, которые в жизни и смерти были неразлучны. Это стало одной из причин могущества армии Александра. Мы можем сказать, что Александр последовал скифскому идеалу героя, он хотел создать другую цивилизацию, свободную, без границ, которую объединяло бы настоящее братство героев разных культур: греков, скифов, македонцев, объединить разные народы. Его армия достигла Памира и Кашмира. Даже сегодня в тех местах можно встретить людей, которые считают себя потомками Александра. Его идея не погибла, ее реализовал другой герой, который появился в Индии после Будды – великий царь Ашока. Эти два великих царя следовали одним идеалам. Между ними существует глубокая связь. Так, бабушка Ашоки была гречанкой, родившейся в семье греческих поселенцев, осевших в Индии после похода Александра. Историческая встреча идеалов Ашоки и Александра способствовала появлению великих сутр Махаяны и буддизма Махаяны, который известен как буддизм Гандхары. Гандхара охватывала территории Кашмира, Памира, современных Афганистана и Пакистана, Ирана. Она вобрала в себя весь духовный героизм, основанный на скифской духовности.
Почему сегодня в 21 веке этот регион, стал самыми опасным местом возможного апокалипсиса? Потому, что мы создали цивилизацию, отвергающую память о самом важном и священном – скифском героизме и героизме бодхисаттв Будды Шакьямуни. Цивилизацию, не принимающую духовных достижений Александра Македонского и индийского царя Ашоки. Современные историки считают поход Александра покорением варваров греками, они не видят, что он преодолел в своем сознании дилемму "греки против варваров", и хотел создать цивилизацию, основанную на духовных идеалах скифского братства и героизма.
Царь Ашока начал новое важное движение, направляя послов мира в другие страны, в частности на Запад. Его посланцы достигали Греции и Македонии, это исторический факт.
Если бы не было этих двух великих встречных движений в Евразии, то в Палестине не появился бы Иисус Христос. Его благая весть непосредственно духовно связана с этими двумя великими духовными движениями. Время Александра – 300 лет до Христа, Ашоки – 200. Они способствовали появлению глубокой творческой силы, из которой и появился Иисус, и принес послание об истинной любви и самопожертвовании ради спасения мира. Таким образом, Иисус непосредственно представляет идею скифского героизма и бессмертия. Но Европа изменила и предала суть его послания, превратив в идею превосходства над другими. Налицо искажение, отторжение, непризнание и сокрытие очень важной истины и современная европейская цивилизация построена на таком ложном фундаменте.
На этом я хочу закончить.
Спасибо за внимание и терпение, извините за постоянные отступления от темы.
Примечания:
Бодхисаттва – буквально, тот, чья сущность – просветление, бодхисаттва дает четыре всеобъемлющие клятвы: спасти всех неисчислимых живых существ, очистить сознание от всех заблуждений, постичь Дхарму, какой бы непостижимой она ни была и достичь состояние Будды, каким бы недостижимым оно ни казалось
Парамиты – совершенные духовные качества, благодаря которым, бодхисаттва достигает просветления и спасает других живых существ. Шесть парамит: даяние, заповеди, терпение, усердие, сосредоточение, мудрость
Махапаринирвана – великая нирвана, этим словом в буддийских сутрах обозначается видимое исчезновение из мира Будды Шакьямуни или любого другого Будды прошлого
Чакравартин – дословно "царь, вращающий колесо", совершенный правитель мира, покоряющий всех без войны силой и величием своих добродетелей
Шарира – священные реликвии Будды, остающиеся после его ухода в Махапаринирвану
Скіфський шлях як альтернатива сучасному світу
Спочатку, читаючи перші сторінки актуальної і глибокої лекції відомого буддійського учителя Дзюнсея Терасави "Якою повинна бути справжня людина. Забутий ідеал героя", складається враження, що її автор продовжує тематику всезагальної відповідальності, підняту Далай-ламою XIV і німецько-американським філософом Гансом Йонасом, ще у 1970-их роках.
Але Д. Терасава іде значно далі, прагнучи вийти за існуючі наукові, релігійні, світоглядні та культурні стереотипи. І йому це вдається, бо, як справжній подорожуючий монах, він не скутий багатьма соціальними обов'язками й умовностями, а відтак не залежить від думки своїх академічних колег, працедавців чи представників влади. Головне для нього – це практика Дгарми Будди і бодгісаттви, яку Д. Терасава упродовж кількох останніх десятиліть здійснює у багатьох країнах Євразії. Його практика відбувається не так у затишних приміщеннях, орендованих на час проведення буддійських ретритів чи наукових конференцій, як під час маршів миру (Данія, Франція, Німеччина, Австрія, Україна, Росія, Ірак, Пакистан, Індія), паломництв буддійськими місцями (Індія, Непал, Пакистан, Китай, Японія), будівництва буддійських ступ (Велика Британія, Індія, Україна).
Таке активне пересування євразійським простором: від столиць і мегаполісів до глухих сіл і лісів, віддалених гірських масивів і пустель та постійне спілкування з багатьма людьми різних національностей, культур і релігій, освітньої підготовки і соціального статусу, дозволило Д. Терасаві сформувати надзвичайно широке і незвичне бачення, зрозуміти і поєднати те, що надто складно здійснити вузькому спеціалісту. Тож його заклик відійти від звичного стереотипу: грецький цивілізований світ, а згодом європейський, і нецивілізована, варварська решта світу, який призвів до доби колоніалізму та сучасного зіткнення цивілізацій, і звернутись до спадщини, головних цінностей кочового скіфського світу, заслуговує на неодмінну увагу. Як справедливо зауважує Д. Терасава, сучасне людство перебуває перед надто серйозними викликами, щоб і надалі спиратись на збанкрутілий і небезпечний спадок. Бо саме він і призвів до появи існуючих глобальних проблем.
Натомість увага до осмислення скіфського минулого з наголосом на культі героя, позбавленого тавра власності, відкритому життєвому просторі без кордонів і ключовому значенні кургану – земного локусу космічної гармонії і вічності – якраз і можуть, на думку буддійського учителя-монаха, дати необхідні смисли для виживання сучасного світу.
Цілком імовірно, що запропоноване бачення Д. Терасави, може набути особливої актуальності для сучасної України, яка і досі перебуває на шляху вироблення національної ідеї і пошуку власної ідентичності. Не тільки давня історія України тісно переплетена зі скіфською добою, а і значно пізніше, вже у модерні часи, численні кургани, розкидані ледь не по всіх її теренах, продовжували формувати вітчизняний культурний ландшафт, відіграючи ключову роль у пророчих візіях її видатних представників, як-то Т. Шевченка і Д. Донцова.
Також можна припустити, що осмислюючи і розробляючи висловлені міркування Дзюнсея Терасави, які зовсім не чужі Україні, вдасться запропонувати альтернативний шлях сучасному, загальноцивілізаційному розвитку людства.
Юрій Завгородній, к. філос. наук, Інститут філософії ім. Г.С. Сковороди НАН України.
Истина объединяет всех
Хотя многие считают философию точной наукой, к счастью, философские идеи не надо доказывать прямо сейчас. Некоторые из них являются прямым указанием на будущее человечества и находят свое подтверждение спустя много лет, другие же исчезают в небытие.
Мир, который открывает нам Дзюнсей Тэрасава – мир волшебной сказки, героического эпоса, где герои становятся героями потому, что они сами так решили. Их не избрал народ, они не вытянули жребий, не унаследовали свое предназначение от родителей. Просто, из глубин своей любви, сострадания и желания спасти всех от страданий, они дают клятву. Клятву, согласно которой всегда рождаются в этом мире и живут ради других, ищут самую высшую истину и бесконечно делятся с другими результатами своих поисков.
Так делал Будда Шакьямуни, который давным-давно, в прошлых жизнях, дал клятву, что найдет путь, освобождающий всех от страданий. Древние истории, которые рассказывают о потрясающем самопожертвовании героев, все они – на эту тему. О том, каким должен быть настоящий человек с большой буквы Б – Будда, Герой Мира, Почитаемый в мирах.
Современный, постмодернистский взгляд на вещи, говорит, что у каждого человека, у каждой религии – своя истина. И каждый имеет право на собственную правду, и даже на ее защиту. Жизнь и учение буддийского монаха Дзюнсея Тэрасавы – это восстание против посмодернизма, утверждение, что истина – одна для всех, одинаково принадлежит всем. Истина – это то, что вечно изменяется, не имеет формы, но объединяет человечество и всю планету, а также всех живух существ в единый организм, а всех людей делает братьями.
Попытки привести все религии и духовные учения к единому знаменателю в истории уже были. Каждый пророк объявлялся единым спасителем, а его последователи утверждали, что Бог разговаривает именно с ним и только с ним. Некоторые философы утверждают, что Иисус, Кришна, Будда – просто разные воплощения одного и того же божества.
Знаменатель, который предлагает Дзюнсей Тэрасава принципиально другой. Он предлагает погрузиться в эпоху легенд и героев, увидеть, что все мировые религии происходят из одного этического корня – из уважения и почитания героев древности. Героев, которые будучи царями, не присваивали имущества, будучи умнее других, не возвышались, а будучи самыми сильными – желали мира, а не войны. И главный вопрос здесь – не во что верить, а как поступать – человеку, стране, всему человечеству.
Можно обозначить несколько главных мыслей, которые Дзюнсей Тэрасава произнес в этой лекции:
- Конфликт религий и цивилизаций в сегодняшнем мире – надуманный, в нем никогда не может быть победителя. Но из него есть выход – восстановить духовность, которая предшествовала мировым религиям.
- Хотя это и не очевидно многим людям, глобальная переоценка ценностей уже происходит. Так же, как она происходила, к примеру, в эпоху просвещения. И пока не ясно, каким будет выбор человечества, мы вправе предлагать глобальные решения, не ожидая их от власть имущих.
- Мы придумали цивилизацию, где свобода, которую мы жаждем, все больше становится мнимой. На самом деле мы живем в мире, наполенном ограничениями, и создаем все новые и новые. Древние греки и их культурные последователи в Европе выбрали цивилизацию порядка, которая противопоставляется хаосу так называемых нецивилизованных народов. Однако, на сегодняшний день мы в тупике, и жизнь в "хаосе" может дать больше свобод и наполненности.
- Духовность, которая, несомненно, существовала у все обширной скифской цивилизации, нуждается в дополнительном серьезном прочтении. Уже сейчас ясно, что наличие дома, красивой одежды, земельного участка вовсе не говорит – что владелец всего этого хороший человек. А отсутствие собственности, кочевой образ жизни и отсутствие письменности вовсе не говорит о культуре, как о отсталой
- Дзюнсей Тэрасава объясняет жизнь человечества не как извечную борьбу добра и зла, а как борьбу тех, кто хочет единства и свободы с теми, кто хочет превратить людей в человеческий материал, мусор, говорящую скотину, не имеющую права голоса и права на счастье. И в этой борьбе обязательно одержат победу те, кто не стремится побеждать и навязывать, сильные духом бодхисаттвы, живущие ради других.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.