Украина и МВФ: что мешает договориться
Еще один раунд переговоров украинского правительства и миссии МВФ закончился... неловкой тишиной. Никто не выходил с комментариями, не рапортовал о прогрессе, и самое главное – не сказал, когда же Украина получит очень нужный нашей стране транш макрофинансовой помощи, который должен был прийти еще в сентябре прошлого года.
И только через несколько дней представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман вышел, чтобы сообщить нам безрадостные вести: переговоры закончились ничем. Извините, дальше длинная и сложная фраза, но она нужна.
"Дискуссии фокусировались на усилении управления Национальным банком; улучшении законодательного и регулятивного основания банковского надзора и финансового оздоровления; мероприятиях, направленных на уменьшение фискального дефицита в среднесрочной перспективе; законодательных инициативах по восстановлению и усилению антикоррупционной инфраструктуры и судопроизводства; также дискуссии касались мероприятий в секторе энергетики. Обсуждение было продуктивным, однако нужен больший прогресс в пользу завершения первого пересмотра программы. Дискуссии продолжатся" – сообщил он.
На вопрос в фейсбуке, не считает ли он, что украинская власть, простите, обкакалась, экс-министр экономики и советник главы Офиса президента Тимофей Милованов заявил, что если честно взглянуть, "обкакался" МВФ. Это странный подход, но он уважаемый экономист, допустим на минутку.
Кто же именно осквернил себе исподнее? Давайте разберемся.
В этом году Украине нужны будут деньги.
Они ей нужны всегда. Но так уж вышло, что в прошлые годы мы много занимали, а в в 2020-м наша экономика переболела коронавирусом в тяжелой форме. К осени 2021-го придется выплачивать кредиторам два миллиарда долларов – а бюджет и так будет максимально растянут. Даже если 2021-й не будет дарить сюрпризы по ходу, ко второй половине года придется перезанимать. И не было бы с этим проблем – есть МВФ, с которым мы официально сотрудничаем, есть и другие кредиторы, которые смотрят на это сотрудничество и видят, что все хорошо, мы платежеспособны. Но есть нюанс.
Нюанс в том, что официально мы "ведем переговоры" с МВФ, а реально все еще не можем получить те транши макрофинансовой помощи, которые должны были зайти еще в сентябре прошлого года.
МВФ слишком часто обжигался во взамодействиях с украинской властью – включая действующую. Транш, который должен был зайти полгода назад, завис в небытии, а в качестве "историй успеха" власть продает украинцам уже то, что переговоры идут, а миссия время от времени выходит на связь по Zoom, а не делает вид, что абонент недоступен. И даже эти переговоры "на паузе" до 1 марта.
Почему до 1 марта? А потому, что тогда прекращает действовать режим директивного снижения цен на газ для населения. Решив подсластить народу горькую пилюлю реальных тарифов, власть демонстративно перечеркнула договоренности с МВФ. Возобновлять общение, пока действуют сниженные тарифы, как-то неправильно: украинской стороне будет неудобно делать вид, что не обманули, западной – что не заметили.
Это, кстати, проблема не только этой власти. Еще с кучминских времен любая администрация искренне считает, что западные кредиторы – это какие-то наивные буржуи, которых можно и нужно облапошить. Например, взять деньги на борьбу с эпидемией и вложить их в дорожный фонд. Или до последнего вилять от аудита. Или очень свободно трактовать достигнутые договоренности. Опыт "попередників" не просто не учитывается – он даже не принимается в расчет.
А он не просто есть – он очень травматический.
Возможно, вы помните такого президента, как Леонид Данилович Кучма. Видит небо – он не из тех людей, которые вообще склонны кому-то что-то отдавать. Но при его президентстве и премьерстве Виктора Ющенко Украина вернула почти 100 миллионов долларов уже взятых у МВФ средств. Случай был беспрецедентный – но, по тогдашним слухам, могло вскрыться, что украинская сторона просто мухлевала с отчетностью. А это было бы намного хуже и обошлось намного дороже.
Кучма это понимал. Понимают ли это нынешние деятели? Понимают ли, что МВФ нельзя вечно пытаться обвести вокруг пальца – вернее, можно, но сумма расплаты будет намного выше, и проще будет сразу вернуть даже то, что уже взяли?
Постоянные срывы переговоров и молчание по их результатам – очень тревожный звоночек.
При этом Фонд не требует многого. И не требует ничего из того, что не было бы и так нужно стране. Помимо экономически обоснованных тарифов и стабильного развития "Нафтогаза", МВФ нужно:
- чтобы не мешали работать антикоррупционным органам. Чтобы ОП, Рада и отдельные суды прекратили войну с САП и НАБУ. Да, даже в тех случаях, когда НАБУ возбуждает дело против замглавы Офиса президента.
- чтобы перезапустили украинское правосудие. Нужна реформа Высшего совета правосудия и перезапуск Высшей квалификационной комиссии судей – то есть "судей над судьями", ключевых игроков этой системы, причем под наблюдением независимых международных экспертов. Потому что именно это гарантирует кредиторам, что украинская сторона не сорвет договоренности через суды, как это уже бывало.
- чтобы оздоровили банковский сектор, сделав регулирование четче и прозрачнее – чтобы было видно, куда пойдут деньги.
По первому пункту, антикоррупционными органам, прогресс возможен. Группа Коломойского, чья война "с Сытником, соросятами и агентами внешнего управления" совпала с судами против самого Коломойского, попала в немилость Офиса президента. Не без труда, но нардепа Александра Дубинского все-таки удалось выгнать отовсюду и заклеймить предателем общего дела. Помогло то, что нардеп сам замазался в российской спецоперации с попыткой влияния на американские выборы и попал под санкции США.
С правосудием сложнее. Соответствующий законопроект долго маринуется в парламенте – слишком уж сильны околосудейские группы влияния, слишком много игроков повязано взаимными договоренности. При этом позиции "Слуги народа" в Раде сейчас ослабли настолько, что и коалиции де-факто уже нет – даже если Офис президента захочет продавить, давить уже не на кого.
Наконец, с банковским сектором все упирается, собственно, в регулятора – в Национальный банк. А я уже писал, в чем там проблема. Если вкратце, то во-первых, само назначение нового главы никак не выглядело политически нейтральным. И изменения в самом НБУ, заключающиеся в перестроении европейской горизонтальной структуры в советскую вертикальную, где все ключевые решения выводятся на шефа – это не те реформы, которые хотят видеть кредиторы. И регулятору с такими проблемами предстоит теперь менять всю систему – врач, исцелись сам!
Если мы решим все эти проблемы – мы получим деньги. Но и это не будет концом истории. Как показывает практика – для нашей власти слишком велик соблазн пуститься во все тяжкие и перечеркнуть договоренности сразу после того, как деньги лягут в карман. Это немного роднит ее с запойными алкоголиками, обещающими исправиться. Проблема в том, что после этого сразу нужны новые кредиты – а иногда, как в вышеупомянутом случае из 2009 года, приходится отдавать даже уже взятое.
Очень хотелось бы верить, что до этого не дойдет. Но слишком многое во взаимоотношениях Украины и Фонда похоже на дешевый комедийный сериал про неудачливых жуликов.