31 січня 2013, 12:57

Политический консенсус "руки Москвы" и "агентов Госдепа"

К вопросу о "происках врагов".

Казалось бы. Сообщение недельной давности (от 25 января) о нахождении видеожучка у одного из украинских политиков (в данном случае Романа Забзалюка, фракция БЮТ) должно было обеспокоить самую разную широкую украинскую общественность.

Как минимум – вызвать серьезную реакцию. Но уж точно не спровоцировать эффект комизма и политического кокетства, как это получилось по факту.

А получилось так отнюдь не потому, что сюжетом записи стала спортивная тренировка народного депутата, а не политический разговор / встреча. То есть, не профессионально-политический, а любительско-досуговый жанр видео, да еще и выложенный на YouTube (надо полагать, самими спецслужбами).

Равно как и не потому, что сам факт прослушек как массовое явление в современной Украине каким-то образом ставится под сомнение. Прослушивание тех же телефонов у огромного количества людей – политиков, бизнесменов, журналистов – стандартная тема. То есть, никаких иллюзий относительно существующих практик, а также представлений украинской власти о границах допустимого и возможного в политике нет.

Но, все-таки, регулярные попытки украинских политиков приплести (по делу и без) "внешний фактор" куда только можно – по-моему, перебор. Особенно, когда эти попытки накладываются на ситуацию в сопричастном по ходу темы государстве, и эта ситуация абсолютно не соответствует внутриукраинскому контексту события.

Вот, Р. Забзалюк говорит, что он находится под контролем спецслужб, и что видеоустройство, найденное им, это жучок производства Минобороны РФ.

Смею предположить (не в обиду украинскому депутату), что в России, вообще никто не знает, кто такой Забзалюк – в РФ сейчас вообще мало кто по-настоящему интересуется Украиной, несмотря на наступательную риторику про Таможенный союз.

Но главный диссонанс вносят сами российские реалии. Имею в виду громкий коррупционный скандал в РФ, повлекший отставку министра обороны Анатолия Сердюкова в ноябре 2012 года и дальнейшее возбуждение уголовного дела против него по статье "злоупотребление должностными полномочиями" в январе 2013 года, а также следственные действия в отношении ряда других лиц (преимущественно женского пола). Само упоминание в такой ситуации Министерства обороны России уже выглядит крайне нелепо. Как косвенное отмывание имиджа российского ведомства – типа, серьезными вещами занимается контора, а не только любовно-коррупционными.

Или – возьмем два других, синхронных во времени примера, о нереализованном "внешнем заговоре" против украинской власти. Они из более раннего периода, из 2011-го, но смысловой нагрузки своей от этого отнюдь не потеряли. Классика жанра.

Если кто помнит, в 2011 году (18 апреля) Олег Рыбачук (глава президентского секретариата при Ющенко) заявил, что российская власть готовит переворот в Украине с целью свержения действующей власти, по киргизскому сценарию 2010 года.

Как видим, никакого переворота в Украине не произошло, и никаких усилий по "киргизации" Украины Кремль даже и не предпринимал. И в принципе не мог предпринять. Для начала – действующая российская власть не имела и не имеет ресурсов для проведения переворотов вообще где бы то ни было. Иначе – она свергла бы Ющенко еще в 2005-ом. Все разговоры про "российские танки" на украинской территории – это фэнтези от политики. Для продолжения – постреволюционный (после революции тюльпанов в марте 2005 году) переворот в Киргизии в апреле 2010-го произошел без всякой помощи со стороны РФ и по причинам, никак не зависящим от Кремля. Просто новый лидер Курманбек Бакиев со временем стал олицетворением всего того, за что, собственно, критиковал своего предшественника Аскара Акаева (прежде всего, за монополизацию власти в одних руках).

В том же 2011-ом (13 апреля) прозвучало не менее сенсационное политическое заявление – от Александра Ефремова (лидера фракции ПР) – о том, что некий "внешний инвестор", если точнее Джордж Сорос, выделил деньги на реализацию в Украине переворота "по варианту Северной Африки". Так, разом, одним махом, одним заявлением произошло автоматическое приравнивание режима Виктора Януковича к диктаторским режимам, поваленным "арабской весной". Причем, своими же соратниками. Но это, как говорится, эстетическая сторона вопроса.

Что же касается мотивов политических акторов – подобные периодические попытки превращения граждан в "коллективного идиота" с использованием абстрактных "внешних угроз" не имеют никакого отношения ни к внешней, ни, тем более, к мировой политике. И даже – к политике внутренней. Это не политика. Это чисто постмодернистский подход (скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты), ориентированный на решение сугубо конъюнктурных политических задач. К примеру:

1.Привлечение публичного внимания к фигуре того или иного политика для личностной актуализации.

2. Завуалирование процесса перехода или уже состоявшийся переход части политиков из одной команды в другую.

3. Отвлечение общества от реальных экономических проблем, нереализованных реформ и возможного ухудшения социально-политической ситуации.

4. Маскирование отсутствия позиции у политиков (главный принцип дифференциации которых – география бизнеса, в России или на Западе), а также идеологического обоснования у политических проектов.

5. Мобилизация электората, когда нет мобилизующего позитива, вокруг образа врага, некой абстрактной угрозы.

С точки зрения политического развития Украины, штампы "рука Москвы" и "агенты Госдепа" – это признак безыдейности государства. Внешняя угроза – тут вообще ни при чем. А вот интеллектуальная немощь – таки да.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...