22 квітня 2013, 13:49

Налог на бороду

Иногда ретроспективный взгляд в прошлое позволяет очень точно понять современные проблемы и процессы.

Вот, скажем, в апреле 1715 года Пётр I ввёл "единый налог на бороду" – 50 рублей в год. До того подать была разделена посословно/ потарифно: от 600 для дворян – до 30 рублей для холопов. При этом в обществе формировался дискриминационный подход по отношению к бородачам, не все социальные нормы были им доступны – скажем, бородач имел право подавать жалобы в органы государственной власти только в старомодном мундире.

Налог на бороду выполнял две важнейшие функции. Во-первых, ломал существующий менталитет правящих сословий допетровской эпохи. Во-вторых, уравнивал в правах бородачей всех сословий.

Этот налог приживался в обществе долго и трудно, но просуществовал 74 года (с 1698 по 1772).

***

Возможно, сейчас нам нужен некий аналог налога на бороду. Отсюда возникает вопрос: какое качество украинской элиты является наиболее ретроградным? Речь идет о свойстве, общем для большинства постсоветских сословий, которое не позволяет ни государству, ни элите стать по-настоящему самодостаточными.

Собственно, Украина, как и ряд других постсовестких стран, находится в состоянии трансформации – из крупного субъекта советской Империи в полноформатное государство. Никакие качественные реформы в Украине невозможны – хотя бы потому, что их некому проводить. Отечественные элиты лишены каких-либо ориентиров и ценностных установок в масштабах страны. Мы видим две крайности: либо полное игнорирование общественно значимых вопросов и следование своим личным интересам, либо гипертрофированная реакция на любые внешние выпады.

Главная проблема постсоветских элит – отсутствие мотивации что-либо менять. Зачем вкладывать деньги в поэтапное развитие, в качественные, но долгосрочные проекты, если все можно получить здесь, сейчас и без особых усилий.

Причиной этому – "быстрые деньги". В Украине, как и во многих других странах бывшего СССР, субъекты в бизнесе возникли значительно раньше субъектов в политике. Нигде в мире не было такого стремительного обогащения, не подпадающего ни под какие схемы возникновения денег. В итоге "быстрые деньги" – это базовая, а зачастую единственная для украинской элиты стратегия успеха. Она априори исключает успех как результат неких долгосрочных усилий.

Обычно проблему "быстрых денег" рассматривают как пример социальной несправедливости – и редко кто воспринимает ее с точки зрения умения разрабатывать и реализовывать те или иные проекты в масштабах государства. Между тем, для любой страны очень важен первый опыт проектирования. Именно он во многом задает параметры и предопределяет методы, практики, инструменты для любых последующих проектов в масштабах страны. В этом смысле "быстрые деньги" как способ поведения, мышления, выстраивания отношений с конкурентами и социумом стали первой, а для большей части элиты единственной проектной формой реализация своего мировоззрения. Именно поэтому отечественные политики предпочитают договариваться в кулуарах, используя в качестве стимула финансовые аргументы, а не публично в дискуссиях согласовывать свои позиции.

Философия "быстрых денег" в принципе исключает инициирование долгосрочных проектов, создающих прочные государствообразующие основания. Вера во всесилие денег размывает все сословия и обессмысливает качественный подход к разрешению любой проблемы. В итоге – порождает агрессивное невежество, которое распространяется на всю управленческую вертикаль и является системообразующим фактором практически всех сфер публичной и непубличной деятельности. В этом смысле для Запада, где человек, скажем, без политической биографии никогда не может занять значимую позицию в иерархии государственной власти, постсовесткие элиты никогда не станут "своими" – сколько бы денег они ни вкладывали в западные банки и какую недвижимость они бы там ни приобретали.

По сути, все парламентские выборы в Украине, даже если в них официально не участвуют топ-олигархи, по-прежнему являются своеобразной формой легитимации бизнес-элиты. Власть является инструментом доступа к большим деньгам, а политика – средством зарабатывания денег и достижения определенных бизнес-целей. Свои задачи и требования к потенциальным партнерам политики формулируют исключительно в бизнес-категориях. Победителем считается тот, чьи деловые интересы полностью соблюдены – независимо от итогов выборов, политических раскладов и даже формального представительства того или иного победителя в органах власти.

Так что применительно к Украине поговорку "Бедность – не порок, а мать пороков" следует сформулировать по-другому: "Деньги – не порок, а мать пороков". Возможно, нам нужен современный "налог на бороду", в более широком смысле – гуманитарная политика, которая как институт должна установить в обществе правильные ориентиры, где профессионализм не покупается за деньги, а является результатом воли, труда и усилий человека.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...