20 вересня 2013, 20:10

Политические гедонисты

Я был призван на службу, а дальше, как все.

Служил честно, но деньги брал. Понимаете? Все брали. И...

("Убить дракона", Е.Шварц)

Давно собиралась, и вот, наконец, возьму на себя мужество в этой нелегкой политико-психологической ситуации сказать несколько слов в защиту бежавшего и добежавшего до Калифорнии ректора Петра Мельника.

Под "защитой" имеется в виду смещение акцентов в сторону коллективной, а не индивидуальной ответственности отдельно взятого, простите за тавтологию, взяточника. Как говорится, мы в ответе за тех, кого приручили.

Бегущий ректор и все сопутствующие этой эпопее детали-факторы-фон (быт, пособники, государство и т.д.) – это не просто личная история нарушителя Мельника. Это некий собирательный образ всей украинской политэлиты, политический гедонизм в его художественном проявлении. Универсальный пример из жизнедеятельности правящего класса, позволяющий выделить следующие черты/позиции:

1. Нарушение закона крупными чиновниками и политиками в постсоветских реалиях – зачастую лишь повод, а не причина для уголовного преследования. "Сдают" не потому что кто-то нарушает закон, даже если он действительно нарушает, а потому что политическая система в данный конкретный момент посчитала возможным/ необходимым пожертвовать отдельно взятым элементом системы.

2. Правоохранительные органы – это часть бизнеса (политического и экономического), а контролирующие и силовые структуры – механизм управления экономическими и политическими процессами. Представители правоохранительных органов, наряду с политиками и бизнесменами, в качестве действенного инструмента стали членами тех или иных финансово-политических групп.

3. Противостояние между разными группами как внутри оппозиции, так и внутри президентского окружения, является неотъемлемым элементом политического процесса. Зачастую конфликты и конкуренция за ресурсы и "доступ к телу" куда жестче внутри групп, чем между ними, в частности, между властью и оппозицией. Все хотят сохранить, а еще лучше – усилить свои позиции.

4. Политическая элита – это де-факто клубы бизнесменов и бюрократов, построенные на идее доступа к административным и финансовым ресурсам властей различного уровня. В случае прекращения централизованного финансирования и/или прямого отказа власти от административной поддержки, политические проекты зачастую уходят на политический маргинес.

5. Представители украинской элиты – это политические гедонисты, ориентированные исключительно на свои потребности и интересы. Социальную несправедливость они воспринимает не как несправедливое распределение доходов и благ между разными слоями общества, а как несправедливое распределение доходных мест внутри правящих групп. В этом смысле, никакого поколенческого обновления и омоложения элиты нет. Новые кадры дублируют старые принципы, а между олигархами старшего поколения и олигархами нового поколения принципиальной разницы нет.

У социального мыслителя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти, который много времени посвятил изучению массового общества (исследование "Масса и власть", 1962 год) есть прекрасная метафора – люди на арене как вариант "закрытой массы" – очень точно описывающая сущность украинской элиты.

"Снаружи арена четко ограничена. Она обычно видна отовсюду. Ее положение в городе, место, которое она занимает, общеизвестно. Каждый чувствует, где она находится, даже не думая о ней. Крики с нее разносятся далеко вокруг. Если она открыта сверху, разыгрывающаяся в ней жизнь сообщает нечто от себя всему окружающему городу. Но как бы волнующи не были эти сообщения, беспрепятственный доступ к арене невозможен. Число мест на охватывающих ее скамьях ограниченно. Плотность размещения определяется целью... Наружу, то есть городу, арена демонстрирует безжизненную стену. Вовнутрь она повернута стеной из людей. Все присутствующие сидят к городу спиной. Они изъяты из строения города, из его стен и улиц. Пока они пребывают на арене, их не касается, что происходит в городе".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...