20 вересня 2013, 20:10

Политические гедонисты

Я был призван на службу, а дальше, как все.

Служил честно, но деньги брал. Понимаете? Все брали. И...

("Убить дракона", Е.Шварц)

Давно собиралась, и вот, наконец, возьму на себя мужество в этой нелегкой политико-психологической ситуации сказать несколько слов в защиту бежавшего и добежавшего до Калифорнии ректора Петра Мельника.

Под "защитой" имеется в виду смещение акцентов в сторону коллективной, а не индивидуальной ответственности отдельно взятого, простите за тавтологию, взяточника. Как говорится, мы в ответе за тех, кого приручили.

Бегущий ректор и все сопутствующие этой эпопее детали-факторы-фон (быт, пособники, государство и т.д.) – это не просто личная история нарушителя Мельника. Это некий собирательный образ всей украинской политэлиты, политический гедонизм в его художественном проявлении. Универсальный пример из жизнедеятельности правящего класса, позволяющий выделить следующие черты/позиции:

1. Нарушение закона крупными чиновниками и политиками в постсоветских реалиях – зачастую лишь повод, а не причина для уголовного преследования. "Сдают" не потому что кто-то нарушает закон, даже если он действительно нарушает, а потому что политическая система в данный конкретный момент посчитала возможным/ необходимым пожертвовать отдельно взятым элементом системы.

2. Правоохранительные органы – это часть бизнеса (политического и экономического), а контролирующие и силовые структуры – механизм управления экономическими и политическими процессами. Представители правоохранительных органов, наряду с политиками и бизнесменами, в качестве действенного инструмента стали членами тех или иных финансово-политических групп.

3. Противостояние между разными группами как внутри оппозиции, так и внутри президентского окружения, является неотъемлемым элементом политического процесса. Зачастую конфликты и конкуренция за ресурсы и "доступ к телу" куда жестче внутри групп, чем между ними, в частности, между властью и оппозицией. Все хотят сохранить, а еще лучше – усилить свои позиции.

4. Политическая элита – это де-факто клубы бизнесменов и бюрократов, построенные на идее доступа к административным и финансовым ресурсам властей различного уровня. В случае прекращения централизованного финансирования и/или прямого отказа власти от административной поддержки, политические проекты зачастую уходят на политический маргинес.

5. Представители украинской элиты – это политические гедонисты, ориентированные исключительно на свои потребности и интересы. Социальную несправедливость они воспринимает не как несправедливое распределение доходов и благ между разными слоями общества, а как несправедливое распределение доходных мест внутри правящих групп. В этом смысле, никакого поколенческого обновления и омоложения элиты нет. Новые кадры дублируют старые принципы, а между олигархами старшего поколения и олигархами нового поколения принципиальной разницы нет.

У социального мыслителя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти, который много времени посвятил изучению массового общества (исследование "Масса и власть", 1962 год) есть прекрасная метафора – люди на арене как вариант "закрытой массы" – очень точно описывающая сущность украинской элиты.

"Снаружи арена четко ограничена. Она обычно видна отовсюду. Ее положение в городе, место, которое она занимает, общеизвестно. Каждый чувствует, где она находится, даже не думая о ней. Крики с нее разносятся далеко вокруг. Если она открыта сверху, разыгрывающаяся в ней жизнь сообщает нечто от себя всему окружающему городу. Но как бы волнующи не были эти сообщения, беспрепятственный доступ к арене невозможен. Число мест на охватывающих ее скамьях ограниченно. Плотность размещения определяется целью... Наружу, то есть городу, арена демонстрирует безжизненную стену. Вовнутрь она повернута стеной из людей. Все присутствующие сидят к городу спиной. Они изъяты из строения города, из его стен и улиц. Пока они пребывают на арене, их не касается, что происходит в городе".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...