7 жовтня 2014, 03:40

Люстрация. Трудности перевода

Люстрация, независимо от того, будет она проведена или нет, стала базовой понятийной категорией текущего политического времени. Как евроинтеграция, приватизация, украинизация на каком-то этапе. При этом очевидно, что политики и общество совершенно по-разному понимают этот термин.

Политики все сводят к очищению от одиозных представителей режима Януковича, чиновников-коррупционеров среднего звена, а также тех, кто является/считается российской "пятой колонной" в Украине.

Общество же видит люстрацию гораздо шире. Как запрос на социальную справедливость. Как запрос на превращение Украины из осколка Советской империи в самодостаточную независимую Восточно-европейскую страну. Как запрос на преодоление политико-государственной модели "консенсуса безразличия". Как запрос на идеологию и стратегию политики национального единства. Как запрос на внутреннюю интеграцию. Как запрос на политиков, ассоциирующихся в обществе с механизмом реализации программы национального развития и средством достижения украинской цели. Как запрос на правду. А главное – как запрос на результат, который вне зависимости от того, умеет президент говорить или нет, отсутствует. Общество устало от отсутствия результата.

Ведь при Кравчуке все реформы сводились к юридическому факту наличия независимой Украины. Пафосные разговоры о государстве уже воспринимались как выдающееся реформаторско-прогрессивное достижение.

При Кучме реформы невозможно было поводить из-за того, что затрагивались интересы бизнеса, контролирующего ту или иную отрасль экономики, экспортеров/импортеров и т.д. Олигархи как класс возникли именно при втором президенте, ближе к окончанию его первого срока президентства.

При Ющенко весь реформаторский потенциал и энергия общества были загублены политическим интриганством и шантажем внутри оранжевой команды, которая, победив внешнего врага, занялась внутривидовой борьбой. Ющенко и Тимошенко включились в конкурентный процесс буквально с первых же дней власти. В итоге, ни одна задекларированная реформа не была проведена, а превращалась в громкий пиар-процесс.

При Януковиче задачи проведения реформ как таковой вообще не было, даже на уровне целеполагания. Команда четвертого президента, видимо, считала, что крупные инфраструктурные проекты (мосты, аэропорты, развязки) – это и есть реформы.

При Порошенко никаких реформ мы пока тоже не видим. Спрос почему-то не рождает предложений. Мы слышим об историческом шансе для Украины, об иностранном опыте реформ, а также о фантастических показателях, если провести, условно говоря, 150 реформ (чем больше – тем лучше), но при этом непонятно, почему на данный момент не проведена хотя бы одна. Да и вообще нет разбора текущей ситуации, карты страны на уровне предельно точного анализа.

Параллельно есть предпосылки, с одной стороны, для повторения 2005 года в виде кризиса управляемости. В том смысле, что президент получил более 50 % голосов, но при этом оказался в ситуации парламентско-президентской республики, да еще и с сохранением старого закона о выборах от 2012 года. Уже есть конкуренция за нишу реформатора – в ответ на инициативу Порошенко "Стратегия-2020" Яценюк предлагает свой пакет антикоррупционных реформ. С другой стороны, есть желание президента добиваться результата путем компромисса всех со всеми. Это бизнесовая логика, логика получения незначительного результата в каждой ситуации, которая в условиях внешней агрессии неэффективна. Нужна логика больших, а не мелких шагов. А с третьей – выборы 26 октября, не проведение которых гораздо хуже, чем проведение, не добавляют устойчивости ситуации. С учетом разношерстности будущего парламента нас ожидает огромное количество скандалов, разоблачений, провокаций, учебы по ходу. Все будут претендовать на то, чтобы быть событием. Что касается будущего правительства, то украинская система управления в исполнительной власти обычно имеет две крайности. Или в формате жесткой вертикальной системы, когда поведенческая рамка задается президентом, как это было при Кучме. Или хаос, когда после освобождения от контроля сильной президентской власти, политики-чиновники впадают в идеологию, пиар и т.д., как это было при Ющенко. Иногда та или иная указанная модель, в зависимости от личности президента, может приобретать уродливые гипертрофированные формы, как это было при Януковиче. Политическая модель при Порошенко – один из базовых, политикообразующих вопросов.

Революция снизу в Украине уже произошла. Стране нужна революция сверху. В виде смелого плана реформ, публично и широко обсуждаемого, значительных кадровых изменений, хотя бы частичной реализации идеи справедливости. Ведь если все будет продолжаться так, как было и есть за все 23 года независимости Украины, ближайшая внутриполитическая перспектива, перефразируя Камю, – когда все политики будут виновными, тогда-то и наступит истинная демократия. Люстрация люстраторов как один из элементов процесса.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...