20 серпня 2015, 20:52

Конец знакомого постсоветского мира

Постсоветского мира, сложившегося после развала Советского Союза в 1991 году, уже нет. Обвал этого мира своими действиями ускорил самый большой революционер на постсоветском пространстве. Этот революционер – Россия. Переформатирование, которое в ближайшие годы обретет вполне понятные очертания, де-факто уже началось.

Несмотря на "цветные революции" в ряде государств, пятидневную войну РФ с Грузией в 2008-ом, относительную ресурсную независимость отдельных стран СНГ Центральной Азии, Россия оставалась региональным лидером, модератором и инициатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Другое дело, что такое лидерство было бесперспективным. Не вообще, то есть потенциально, а в силу политики самой России.

До 2013-2014 года Кремль выстраивал свои действия, исходя из догоняющей стратегии во внутренней политике, во внешней политике – исходя из стремления консервации постсоветских режимов, условий, правил, основываясь на следующих базовых позициях/мотивациях.

1.Остановить/затормозить интеграцию постсоветских государств в западные проекты. Причем, такой подход не всегда отображал важность с точки зрения геополитической жизни и смерти (как в случае с НАТО). Гораздо чаще – это был вопрос ревности и конкуренции по отношению к тому, кто быстрее/эффективнее интегрируется в западные проекты (как в случае с ВТО).

2. Втянуть постсоветские страны в интеграционный проект, не с целью возможных экономических выгод и формулирования общей ценностной платформы, а с целью использования их в качестве ресурса в переговорах с крупными геополитическими субъектами, – статус регионального лидера добавлял масштаба России.

3. Практиковать в качестве realpolitik доктрину "исторического материализма". То есть, Россия спекулировала на общем прошлом и абстрактном совместном будущем, но при этом единственной и настоящей мотивацией всех интеграционных проектов, в том числе ТС, всегда была личная выгода. Ни у одной из стран, включая Россию, не было достаточного ресурса, чтобы выстраивать общий проект. Именно поэтому, даже после того, как де-юре (с 2012 года) заработала Зона свободной торговли в рамках СНГ, торговые войны (не только России с Украиной, но даже с союзной Беларусью), никуда не исчезли.

Таможенный Союз оказался нефункционален, и свелся к следующей формуле: союз сырьевой империи России и других государств без экономики, которые объединяет общая текущая, а не стратегическая, выгода и интерес. РФ повышает внешнеполитический вес в мире за счет регионального лидерства, остальные страны зарабатывают на перепродаже сырья.

Такой формат удерживался до 2013-2014 года. Пока Россия сама все не обнулила. Сейчас странам ТС вообще предлагается нести солидарную ответственность за деструктивную политику и действия Кремля, притом, что экономики как таковой в Таможенном Союзе нет. То есть, оказалось, что ТС создавался под войну и ограничения, а не под мир и возможности. Не думаю, что Беларусь и Казахстан сильно обрадовались недавнему предложению Россельхознадзора создать единую электронную базу санкционных продуктов для России, Беларуси и Казахстана.

Из двух, условно говоря, базовых вариантов, Кремль выбрал худший. 1. Создавать реальную экономику, выстраивать сотрудничество в треугольнике "Украина-Россия-Европа" (когда объединяются ресурсы, технологии, человеческий капитал), развивать две зоны свободной торговли – с СНГ и с ЕС. 2. Остановить силовым путем евроинтеграционные движения и трансформациив постсоветских странах, что при отсутствии достаточных ресурсов и зависимости от Запада, де-факто только ускоряет эти трансформации. Россия выбрала второй вариант. Вместо того чтобы уйти или объявить реформаторскую повестку, Путин взял и поссорился с миром. Будучи зависимым от Запада, вообще не имея собственной банковской системы, по сути, объявил войну и разрушил неофициальный договор между постсоветскими элитами и Западом. В этом смысле Кремлю не в чем винить США и Европу. Кремль все сделал для этого сам. Но это значит, что количество неопределенности в краткосрочной и среднесрочной перспективах не уменьшается, а только нарастает – как в самой России, так и в целом на постсоветском пространстве. Украина, как и другие соседи, имеют дело не только с агрессивной Россией, но и со слабой и непрогнозированной Россией.

Эту неопределенность с каждым днем все острее начинают ощущать, в первую очередь, партнеры по ТС. Беларусь и Казахстан уже заняты поиском альтернативы, и небезосновательно. За последние недели прозвучало несколько знаковых заявлений. Так, во время встречи с американскими конгрессменами Александр Лукашенко сказал, что Беларусь – хороший ученик, и готова воспринять советы относительно того, как сохранить и укрепить суверенитет страны (понятно, от посягательства со стороны кого). В свою очередь, Нурсултан Назарбаев на днях заявил, что Казахстану надо привыкать жить при цене нефти в 30-40 долларов за баррель, низкие цены на нефть и металлы (главные экспортные позиции страны), ограниченный доступ к инвестициям и капиталу, недостаток средств в бюджете – условия "новой экономической реальности", которая может растянуться на годы.

При этом экономические риски – не единственные. Лидеры постсоветских государств, думаю, начинают понимать, что, во-первых, Путин бесперспективен, его эпоха уходит, соответственно, необходимо искать варианты, как переориентироваться. Правда, эпоха тех же Лукашенко и Назарбаева тоже уходит, и в этом смысле вопрос, понимают ли они это, и если да, то как намерены реагировать. Во-вторых, вместе с неопределенностью увеличивается и риск потенциальных конфликтов на постсоветском пространстве. И дело не в возможном повторении размывания границы России с другими соседями, после Украины. То есть не в силе России, а в ее слабости и проведении волюнтаристской политики на фоне этой слабости. "Кража" Крыма, война на Донбассе и всплеск ура-патриотизма в РФ – это "одноразовая акция", потому что не имеет стратегического обоснования (со стратегической точки зрения – это ошибка), политический и экономический изоляционизм неизбежно будет ослаблять Россию. Постсоветское пространство, пытаясь постепенно переориентироваться на Запад, в каком-то смысле де-факто становится "ничейным". На фоне этой "ничейности" актуализируются ранее находившиеся в пассивном состоянии конфликты и вызовы. Беларусь боится, что ею пожертвуют в случае чего. Казахстан находится под влиянием Китая и России. Между Арменией и Азербайджаном есть Нагорный Карабах, плюс Армения – это еще и часть темы/проблемы Курдистана. В целом, существует риск феодализации постсоветских стран Центральной Азии. И так далее. В-третьих, слабая Россия может бросаться из крайности в крайность – от вертикали власти и обездвиживания политической системы к резкой активизации процессов. Если мы посмотрим на российскую историю, то восстание декабристов в каком-то смысле было реакцией на 1812 год, то есть на слабую Россию, хоть и победившую Наполеона. Какой выйдет РФ из кризиса, ею же спровоцированного, – вопрос. Масштаб трансформаций может быть самым разным – вплоть до того, что Россия вернется к монархии.

Неопределенность всегда нарастает, когда политик перестает соответствовать эпохе. Это не раз доказано историей России. Впрочем, вопрос соответствия уровня лидера уровню вызовов и задач государства актуален сегодня практически для всех стран постсоветского пространства. Для Украины, кстати, тоже.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...