31 грудня 2015, 01:10

По поводу пролонгации Минска

Во-первых. То, что Минские соглашения будут пролонгированы на 2016 год, было понятно еще в октябре, после встречи "нормандский четверки" в Париже. Напомню, президент Франции Франсуа Олланд тогда сказал о том, что выполнение ряда пунктов требует периода, выходящего за календарные пределы 2015 года. Тогда же стала понятна взаимозависимость ряда пунктов, а это значит, что Украина не будет более в одностороннем порядке выполнять Минские соглашения. Скажем, закон об особенностях самоуправления в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей вступит в силу только после проведения выборов по украинскому законодательству. А выборы, в свою очередь, могут состояться только при соблюдении всех демократичных процедур (стандарты ОБСЕ), допуска наблюдателей на всю оккупированную территорию, возобновления вещания украинских СМИ и т.д. Именно поэтому Россия и не готова к политической части Минских соглашений. Само соблюдение демократической избирательной процедуры, в том числе допуск наблюдателей на участок украинско-российской границы, де-факто будет означать частичное возобновление контроля со стороны Киева над этими территориями. Кроме того, следует понимать, что процесс реинтеграции оккупированных территорий не может быть быстрым. Значительная часть украинского общества после того, как на Донбессе погибли лучшие из лучших, защищая свою страну, довольно болезненно относится к быстрой перспективе реинтеграции в политическое и другие пространства Украины этих регионов. Также следует учесть, что на этой территории за это время сформировалась криминальная экономика, что является дополнительным стимулом для самопровозглашенных лидеров как можно дольше продлить хаос и бесконтрольность (с точки зрения отсутствия государственности).

Во-вторых. Минские соглашение стали способом локализации сепаратистских настроений и военной агрессии РФ. Никаких "ДНР" и "ЛНР" нет, есть ОРДО и ОРЛО, а изначальные планы боевиков расширить границы этих образований до масштаба Донецкой и Луганской области, а затем и попыток распространения сепаратистских настроений на другие области, не удались. Прежде всего, по той причине, что возможное военное продвижение (при активном участии России) вглубь Украины не переводится в политический и геополитический результаты. Более того, мы имеем и политическую локализацию конфликта. России не удалось насильственно, путем военного шантажа, продавить федерализацию. Украина усилилась за год (у нас появилась армия и спецслужбы), Россия же – наоборот экономически ослабла (санкции пролонгированы со стороны ЕС, со стороны США – расширены), и не смогла обменять Сирию на Украину, вопреки всем стремлениям, и даже наоборот потеряла стратегических партнеров, Турцию к примеру. Поэтому Киев сегодня может себе позволить не идти на уступки в рамках переговорного процесса, и настаивать, солидарно с Западом, на обязательствах России и сепаратистов в рамках Минских соглашений.

В-третьих. Минский формат стал способом дисциплинирования участников переговорного процесса. Понятно, что Минские соглашения не приведут к миру, договор о мире, скорее всего, будет пописываться не в Минске. В то же время, Минск стал важной площадкой, позволившей достичь перемирия (хоть и с нарушениями) и промежуточным, подготовительным этапом, для условий и возможностей достижения мира. И, что очень важно, этот мир будет подписан не на условиях России, и с учетом поиска будущих гарантий безопасности и территориальной целостности Украины.

2016 год, наверняка, будет сложным. Но в военной агрессии РФ против Украинского государства (а именно против государственности как таковой выступает Россия) Украина победила. Интересно, поняли ли, наконец, это в Кремле?

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...