27 січня 2016, 00:33

Спекуляции вокруг и около, или Подмена референдумом

В любой реформе всегда есть две составляющие. Собственно, сама реформа. И политика (рейтинги, должности, выборы, обещания и т.д.) как часть интереса субъектов политического процесса. Хорошо, когда больше реформы.

В изменениях в Конституцию есть еще и третий компонент – геополитика – как ответ на военную агрессию России на Донбассе.

Понятно, что совместить все эти составляющие – довольно сложно, особенно, когда внутри политического класса много спекуляций в отношении "особого статуса", "парада суверенитетов", в общем "зрады", и – мало замечаний по существу.

Надо ли совмещать, если мы говорим о противниках рассмотрения в одном пакете децентрализацию и проблемы Донбасса, – это тоже вопрос, но вопрос аргументов и дискуссии, а не популизма и политических спекуляций, как это зачастую делают оппоненты Минских соглашений. Иначе общество, тем более, будет пребывать в состоянии дезориентации.

В этом смысле обращение депутатов от фракций БПП и НФ в Конституционный суд за объяснением термина "очередная сессия", которое может позволить Украине не спешить со вторым чтением, вполне логично. Перспектива предлагаемых изменений зависит от того, насколько в Минске удастся добиться ощутимых результатов в выполнении ОРДО/ОРЛО/Россией "военной части" соглашений и, как следствие, того, насколько для политикума и общества в большинстве своем эти изменения будут приемлемы (о чем говорил и Президент, и представители переговорной группы в Минске).

Те же, кто против Минска, если они осмысленно и осознанно против, должны предложить внятную альтернативу. Понятно, что Минские соглашения – это не окончательный договор о мире. Это способ локализации конфликта в масштабах ОРДО и ОРЛО. Это способ давления на Россию через санкции. Это способ дисциплинирования участников переговорного процесса. Но все ответы противников Минска на вопрос о возможных альтернативах сводятся обычно к общему набору фраз о смене формата. Как будто дело только в формате. Дело в недоговорспособности России, но которая, так или иначе, из-за давления санкций, вынуждена идти на уступки. И те же США, даже не участвуя в Минском и Нормандском форматах переговоров, привязывают санкции, все-таки, к Минским соглашениям (если мы говорим о Донбассе). Альтернативы, о чем не очень любят говорить украинские политики, по большему счету есть только две – или военные действия, или стена между Украиной и Восточным Донбассом. И если противники Минска готовы к таким вариантам, то они так и должны сказать, а не подменять форму (критику) якобы содержанием (а по факту отсутствием альтернативы).

Что касается изменений в Конституцию, последние предложения относительно референдума (по крайней мере, в том варианте и в тех условиях, в которых оны предложены) только уводят проблему в сторону не разрешения. Во-первых, в Украине действует старый закон о референдуме. Во-вторых, на референдум надо выносить конкретный проект предложений, а не просто абстрактные формулировки (я про 5 вопросов, озвученных Арсеном Аваковым), иначе это чистая спекуляция (если же референдум носит консультативный характер, то выносимые вопросы всегда требуют разъяснений в обществе). В-третьих, озвученный список вопросов на референдум усложняет ситуацию, добавляя такие вопросы, как самоопределение по НАТО и смена формы правления в сторону концентрации полномочий в одном центре власти – правительстве (мечта всех не кандидатов в президенты и тех, кто стремится федерализировать Украину). Дело в том, что методологически ставить одновременно вопрос по Донбассу, когда конфликт все еще окончательно не вышел из военной фазы, и вопрос по НАТО (когда заранее известно, что это в любом случае не быстрая перспектива) – это все равно, что двигаться в прямо противоположных направлениях, поскольку такое совмещение может только обострить ситуацию (как в свое время активно была использована тема отмены закона о языках). По поводу формы правления (либо президент, либо премьер), такая постановка вопроса после Майдана и в отсутствие развитых институтов государства звучит несколько деструктивно. Да и в политической истории Украины есть не совсем удачные примеры, когда политики предпринимали усилия по переходу к парламентской республике. Мы помним, как в 2007 году Виктор Янукович, Александр Мороз и Петр Симоненко в рамках "антикризисной коалиции" собирали 300 голосов для упразднения президентского поста.

В итоге, те, кто обвиняют Петра Порошенко в попытке совместить децентрализацию и особенности самоуправления в ОРДО/ОРЛО, спекулируя на теме референдума, переводят вопрос Конституции вообще в плоскость исключительно политического интереса. Судя по всему, предполагаемое переформативание Кабмина (и, возможно, коалиции) несколько нервозно влияет на отдельных представителей власти. Украинский политический класс – вообще самая слабая составляющая современной Украины. И все бы ничего в стандартных условиях (умение находить компромиссы и гармонично распределять полномочия требует колличественного опыта, прежде чем появится качество). Но сейчас не стандатные условия, и в ближайшие полгода (пока действуют санкции против РФ) Украина должна максимально эффективно использовать это время. И в проведении реформ, и в сотрудничестве с международными институциями, и в постановке вопроса о миротворческой миссии, и в поиске новых рынков, и в переформатировании отношений (в том числе со странами СНГ), и в других важнейших вопросах. Для успешности всех этих и других задач, кроме активной позиции гражданского общества, нужны ум, консолидация и слаженные действия украинских элит с расчетом на несколько шагов наперед. Но где их взять? Если за отмену той же поправки, тормозящей электронное декларирование (одно из условий безвизового режима с ЕС), народные депутаты не смогли проголосовать с седьмого раза.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...