Итоги Минска-2
1. Локализация военного конфликта в масштабах отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. То есть, ОРДО и ОРЛО, а не "ДНР"/ "ЛНР" и тем более не "Новороссия".
2. Способ дисциплинирования участников конфликта, который усиливается разными дополнительными площадками. Скажем, есть "Парижские гарантии" Минских соглашений.
3. Санкции против РФ (санкции в той или иной форме по отношению к РФ ввели более 40 стран).
4. Слом сценария Кремля "политические изменения под давлением военного шантажа". На трехсторонней встрече Украина-Германия-Франция 1 февраля в Берлине были обозначены следующие позиции: выполнение военной части соглашений, и только потом политической (Ангела Меркель подтвердила, что санкции будут сняты с РФ только после полного исполнения Кремлем Минских соглашений, возврата границы под контоль Украины в том числе); не Украина, а Россия срывает Минские соглашения, соответстственно, пауза в вопросе изменений в Конституцию логична; Европа готова к обсуждению варианта миротворческого контингента на Донбассе (скорее всего, ОБСЕ, Германия сейчас председательствует в ОБСЕ, и Украина должна максимально эффективно использовать этот период).
5. Украина выиграла время для укрепления обороноспособности (постепенное увеличение контрактной составляющей армии, сооружение трех линий фортификационных сооружений, успешное отражение атак боевиков, в частности летом 2015-го под Марьинкой), реструктуризации внешнего долга, подготовки к искам в международных судах против РФ. Подано шесть исков от компаний (Ощадбанк, Приватбанк, "Укрнафта", аеропорт "Бельбек", Stabil, Everest Estate). Седьмой готовится от "Нефтегаза". Также готовится юридическая база для исков государства Украина к государству Россия по четырем конфенциям Международного суда ООН (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция ООН по морскому праву, украинско-российское межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций), о чем детально рассказала в интервью ЗН заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль. Здесь важно, прежде всего, качество досудебной подготовки. Кроме того, следует учесть, что в международной судебной практике есть такой пункт как исчерпание всех переговорных досудебных возможностей, и если они не исчерпаны, то иск может быть не принят (это к вопросу о сроках – почему так долго?). Тем более, что есть опыт Грузии, которой отказали в иске против России в МС ООН по событиям 2008 года по причине недостаточности усилий в досудебном урегулировании конфликта.
Это не значит, что Минские соглашения непременно гарантируют мир. Но когда критики говорят о том, что вся проблема в формате, то это разговор ни о чем. Украина может заявлять о каком угодно формате – только не факт, что его поддержат западные партнеры, и не факт, что Россия будет выполнять условия, прописанные в других форматах. Поэтому либо конструктивные предложения (от политиков, которые считают, что есть альтернатива Минску), либо два варианта на выбор: 1. "отрезаем" оккупированную часть Донбасса; 2. решаем задачу в военной логике. Если ж политики не готовы к честному обсуждению, то нечего использовать Минск в своих, сугубо лично-политических рейтинговых спекуляциях. У президента же (и это понятно) не может быть другой позиции, кроме – реинтеграции и возврата оккупированных территорий (части Донбасса и Крыма) как исторической задачи восстановления территориальной целостности Украины.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.