Принуждение России к деоккупации
Перспектива досрочных парламентских выборов, на приближение которой, так или иначе, будут работать отдельные парламентские партии, даже после переформатирования правительства, неизбежно будет приводить к росту популизма. Одна из наиболее благодатных тем для популизма – это Донбасс. Стандартный набор "зрад" – тайные договоренности с Путиным, захарченки-плотницкие-гиви-моторолы – чуть ли не в Верховной Раде, Запад "сливает" Украину, США обменяли Украину на Сирию и т.д. Между тем, из двух возможных вариантов реализации Минских соглашений – 1. совместная линия Украины и Запада по принуждению России к деоккупации и 2. уступки Запад под давлением России и "гибридизации" ситуации в целом – реализовывается именно первый варинт.
Во-первых, во время трехсторонней встречи 1 февраля в Берлине Украина-Германия-Франция (Порошенко-Меркель-Одибер) удалось достичь важнейших результатов по вырабатыванию совместной линии Украины с западными партнерами в вопросе Донбасса, а затем и наработать согласованный план во время встречи 17 марта. Такой подход обусловлен тем, что Россия воспринимается как сторона, которая не стремится к реальному урегулированию ситуации на Донбассе и возврату Киеву контроля над границей, но при этом предпринимает усилия по снятию санкций, в том числе через торг в одних вопросах в обмен на уступки по другим (Украина и Сирия). Как мы знаем, после встречи 17 марта лидеры Германии и Франции еще раз заявили, что санкции по отношению к РФ будут сняты только после полного выполнения Минска-2.
Во-вторых, вопрос безопасности (начиная от выполнения "военной части" Минских соглашений, первых трех пунктов, и заканчивая контролем над границей) – ключевой в урегулировании конфликта. В этом смысле решение Украины отложить голосование за изменения в Конституцию является вполне логичным и понятым Западом. Поскольку "ДНР/ЛНР"/Россия воспринимают "политическую часть" Минских соглашений как инструмент для разжигания конфликтов в Украине. Голосование за изменения в Конституцию в конце августа 2015-го в первом чтении спровоцировало конфликт в обществе и политикуме, и в то же время на уровне оценок в "ДНР/ЛНР"/России получило следующие интерпретации: "Это не те изменения, они ни с кем не согласованы". То есть, "политическая часть" Минска не имеет смысла, если не решен вопрос безопасности на всех уровнях. Отсюда, кстати, и все "гибридные варианты" о переходном правительстве, озвученные Виктором Медведчуком, от нежелания возврата Киеву контроля над границей и реальной, а не под контролем РФ, реинтеграции оккупированной части Донбасса.
В-третьих, основной акцент в политическом регулировании смещен с вопроса изменений в Конституцию к вопросу выборов в ОРДО/ОРЛО. Для Киева выборы могут стать поводом для реального регулирования, через международный полицейский контингент. Насколько известно, во время встречи 17 марта в Брюсселе удалось договориться в трехстороннем формате (Украина-Германия-Франция) о дорожной карте "политической части" Минска, с четким перечнем действий и сроков их выполнения. Украинская сторона предложила план получения контроля над границей в три этапа, выделив девять болевых точек в этом процессе. Если меры по восстановлению безопасности принимаются и реализовываются (а Киев ставит, в том числе вопрос о полицейской миссии ОБСЕ под выборы), дальше вместе с западными партнерами и с учетом переговоров в подгруппах в Минске нарабатывается закон о местных выборах. Как вариант, это может быть формулировка об особенностях применения уже существующего закона о выборах. В любом случае, эти особенности обязательно включают все те условия, что прописаны в Минских соглашениях – безопасность, украинское законодательство, доступ украинских СМИ, участие в выборах перемещенных лиц и т.д. Дальше оценочная миссия ОБСЕ еще до выборов должна дать свой вердикт относительно соблюдения/не соблюдения всех прописанных условий, равно как и после выборов – оценку хода избирательной кампании. То есть, предполагается, что ОБСЕ будет полностью сопровождать процесс – до, во время и после выборов. Если будут соблюдены все условия (демилитаризация, возврат границы, честные выборы), только потом может идти речь об изменениях в Конституцию. Понятно, что такой подход будет вызывать/уже вызывает всяческое сопротивление со стороны "ДНР/ЛНР"/России. Более того, боевики могут даже провести фейковые выборы в апреле, как это было анонсировано ранее, и попытаться сделать их предметом шантажа. Однако другого алгоритма, кроме как вырабатывание согласованного плана Украины и западных партнеров по урегулированию ситуации на Донбассе и принуждения России к принятию этого плана, то есть деоккупации, сегодня нет. Украина, кстати, каждый день передает Германии и Франции как переговорным сторонам "нормандской четверки" видео- и фотоматериалы нарушений Россией украинско-российской границы и доказательства поставок оружия с начала текущего года. В случае дальнейшего саботирования Россией Минска-2 Украина вместе с западными партнерами будет ставить вопрос об усилении санкций.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.