15 липня 2016, 04:59

Власть и оппозиция. Время ''политической амнезии'' заканчивается: кто не перестроится – тот проиграет

Тема власти и оппозиции за последние недели как-то стремительно актуализировалась. И актуализировалась она, прежде всего, в контексте/связке с досрочными выборами.

Тарифы, дроны в ВР, ТСК, МВФ, фразы "АТОшники – это ряженные", "НАБУ – фейк"... все смешалось, и все подчинено одной цели – выборам. Реалистичность призывов никого не интересует. Олег Ляшко требует сделать часть лекарств бесплатными, Тимошенко критикует решения власти, которые сама же поддерживала, будучи премьером (обязательство уравнять цены на газ внутренней добычи и на газ импортируемый, зафиксированное в подписанном ею Меморандуме с МВФ в 2008 году). Вместе они требуют работы Верховной Рады без каникул, но при этом блокируют трибуну, делая невозможным выполнение депутатами своих обязанностей даже до каникул.

Все предельно ясно и банально упрощенно. Часть оппозиционных парламентских партий (Оппозиционный блок и "Батькивщина") всю свою политическую энергию направили на досрочные выборы в ВР здесь и сейчас, то есть выборы как можно скорее. Понимая, что лучших электоральных возможностей, во многом, основывающихся на спекулировании на реально существующих социально-экономических проблемах и растерянности части украинских граждан на почве стремительных изменений/сложностей, уже не будет. Радикальная партия предпочитает находиться в оппозиции, но не столь рьяно настроена на досрочные выборы – видимо, осознает, что больше всего голосов может получить Оппоблок и "Батькивщина". "Самопомич" – вообще против досрочных выборов. Две нереалистичные инициативы, не нашедшие общего "фидбэка" у фракций оппозиции – от "Батькивщины" создать объединенную оппозицию и от Оппоблока сдать депутатские мандаты – свидетельствуют, среди прочего, о конкуренции в оппозиционной среде. Но осенью все, наверняка, начнется сначала. Что касается внепарламентских партий, то партии, существующие давно ("Свобода", в частности), естественно, заинтересованы в досрочных выборах уже сегодня, новосозданные – ориентируются на более отдаленную перспективу.

Власть, в свою очередь, что тоже прогнозировано, не хочет досрочных выборов. Ожидая, что те осторожные позитивы, о которых говорят международные рейтинговые агентства (Fitch и Bloomberg дали прогноз относительно роста ВВП Украины на этот год в 2%; в рейтинге Doing Business Украина поднялась на 40 позиций), а также макростабилизация ситуации, о которой говорят лидеры/представители официальных властей наших государств-партнеров и сопредседатели группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Иван Миклош и Лешек Бальцерович, станут ощутимы в среднесрочной перспективе и для простых граждан. Равно как и борьба с коррупцией, заметно активизировавшаяся со стороны Генпрокуратуры и НАБУ. Кроме того, реформы в начальной стадии (в частности, судебная) тоже должны дать эффект спустя какое-то время. Безвизовый режим, опять же. Не говоря уже об обязательствах перед международными партнерами и сотрудничестве по самым разным направлениям, прежде всего, в сфере модернизации оборонной сферы Украины (на саммите НАТО в Варшаве была согласована программа помощи Украине по 40 направлениям) как важном факторе против выборов – избирательная кампания автоматически усложняет реализацию намеченного плана сотрудничества. Собственно, в период парламентско-правительственного в качестве самого рискового сценария наши западные партнеры называли как раз досрочные выборы. Потому что это выключит страну из реформаторского процесса, может спровоцировать внутренние конфликты (на радость Кремлю), в целом обездвижит страну на период выборов (а время, как мы знаем, одна из самых важных категорий).

Что касается общества, один из последних опросов – социсследование группы "Рейтинг" – дает такие цифры: 25% респондентов однозначно не поддерживают досрочные выборы; 22% – скорее не поддерживают; 21% – скорее поддерживают, чем нет; 17% – однозначно поддерживают; 16 % опрошенных затруднились дать ответ. Условно говоря, 47 % – против досрочных выборов, 38 % – за. Такие цифры, думаю, объясняются тем, что, несмотря на реально существующие сложности социально-экономического характера и отсутствие достаточного понимания развития ситуации в перспективе, на уровне общества вполне закономерны следующие вопросы/позиции. Во-первых, в чем смысл выборов, если не созданы предпосылки для качественного обновления политического класса – нет нового закона о выборах, закон о финансировании партий гражданами только вот-вот вступит в силу, настоящих партий нет (партии – это либо списки, либо вождистские структуры плюс списки)? Во-вторых, в чем конструктив выборов с точки зрения устойчивости государства? Мы гарантировано имеем на ближайшие полгода единую позицию Запада по санкциям в отношении РФ, которая не факт, что сохранится в следующем году, когда Германия и Франция вступят в избирательные кампании. Наши международные партнеры ожидают от нас реформ (а ряд инвестиционных проектов привязаны именно к реформам), а мы в это время, как предлагает часть политикума, решаем провести досрочные выборы, по старым правилам, и, понимая, что любая избирательная кампания – это, прежде всего, популизм и ни к чему не обязывающие обещания, которых у нас и так хоть отбавляй. И это все на фоне информации о создании "псевдообщин" в регионах, к которым может быть причастен "Украинский выбор" Виктора Медведчука, с соответствующей повесткой, то есть на фоне попыток расшатывания ситуации изнутри при помощи извне.

С точки зрения качества политического процесса, уход исключительно в досрочные выборы – это упрощение. Гораздо важнее – а научатся ли политики согласовывать свои позиции в рамках дискуссии? Умеют ли они в принципе согласовывать разные взгляды (есть ли у них взгляды?) и приходить к взвешенному решению без блокирования трибуны? Увидим ли мы, наконец, содержательную дискуссию, например, о философии наших экономических реформ? Никто не отрицает наличия проблем и социально-экономических сложностей. Но оказалось, что ни одну проблему невозможно обсудить содержательно. Потому что критика со стороны оппозиции не направлена на решение проблем, а на спекуляции вокруг проблем. А, значит, только уводит в сторону от реалий вообще. Фактически, мы видим две крайности – или недостаточность информации, обосновывающей те или иные решения власти; или дискредитацию оппозицией всех инициатив (даже тех, что в рамках безвизового режима – создание антикоррупционных органов) и простые решения, не имеющие ничего общего с реалиями. Притом, что ответственность сегодня перед страной и власти, и оппозиции – чрезвычайно высока.

Задача власти – результат, а не процесс, а также четкое видение реформ и направления развития экономики. После того, как удалось стабилизировать ситуацию в стране на макроэкономическом уровне, активизировалась борьба с коррупцией и расследование громких дел, рассматриваются амортизаторы смягчения для граждан сложностей социально-экономической ситуации, следующим этапом должна стать профессиональная дискуссия о том, какую экономику строить и как достичь экономического развития. Сейчас у нас, во многом, работает "принцип супермаркета" (грубо говоря, одежда, жвачки, еда – все вместе), то есть, последовательность несколько хаотична, и, тем не менее, процесс идет. Чтобы этот процесс шел быстрее, нужна содержательная дискуссия и работа разных политических сил на один реформаторский результат, а не запуск дронов в сессионном зале в условиях военной агрессии и критика наперед всех инициатив, как это делает оппозиция.

Задача оппозиции – корректировать решения власти и предлагать альтернативы обществу, с точки зрения интересов общества и страны, а не своих личных. Разрешение любой проблемы (в том числе вопроса тарифов) начинается с адекватной оценки ситуации и понимания объективной природы тех или иных решений. А не со стремления использовать ситуацию исключительно на свою политическую пользу. Тот же Оппозиционный блок в упор избегает оценок причин экономического падения в Украине в 2014-2015 годах – это, прежде всего, война, потеря 25 % ВВП, который давал разбомбленный Россией Донбасс, а также потеря рынков для экспорта, тоже не по инициативе Украины. Как и "Батькивщина" и Радикальная партия в упор избегают оценок причин стремительного повышения тарифов. А это, в том числе, бездеятельность всех властей, которые предпочитали договариваться с Россией о цене на газ, а не заниматься энергомодернизацией, энергодиверсификацией и альтернативными источниками. Зато они уверенно предлагают вернуться в прошлое, к старым схемам, как будто на протяжении последних двух лет Украина живет в статичных, довоенных реалиях и условиях. Ну а запуск квадрокоптера в сессионном зале Верховной Рады – это и есть уровень и масштаб депутатов. Особененно тех, которые очень часто любят говорить о парламентско-президентской форме правления в Украине. Оказывается, значительная часть депутатов не понимает, зачем ей расширение пространства парламентаризма, этот ответ формируется по ходу, по ходу "политики настроения".

В Украине за эти два года произошли колоссальные изменения, на уровне общества, самоосознания страны, идентичности, появления реальных институтов (скажем, армии) и т.д. Хочу здесь напомнить слова Бальцеровича и Миклоша о том, что за 2 последние года Украина сделала больше, чем за все предыдущие 22. Но Украине, чтобы стать современным сильным государством, предстоит сделать еще больше, чем было сделано за 2 года. А, тем временем, многие политики продолжают работать по старым "методичкам", где убедительная ложь – одно из главных качеств. Соответственно, легкость и безответственность смены своей позиции – это норма. Такой домайданный и довоенный подход говорит о неправильной оценке запросов общества, самого общества, расчете на короткую политическую память, если не амнезию на предыдущие заявления и поступки политиков. Это время заканчивается. Кто не перестроится – тот проиграет.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...