Взаимность и подмена
Вот и самопровозглашенный лидер одного из самопроврозглашенных образований сказал, что готов встретиться с номером 1 списка "Батькивщины". На радость соседу.
Интересно, как долго будет воздерживаться от публичной позиции "Батькивщина". Комментарий члена франкции Игоря Луценко на странице ФБ, мол, Надежда Савченко предлагает то, что и так делает власть – это попытка уйти от конкретики. И не совсем корректно по отношению к обществу.
Во-первых, украинская власть (в том числе участники украинских делегаций на самых разных международных площадках) всегда указывала и указывает на Россию как источника и причину войны. "Просить прощения Украине и Донбассу друг у друга", в то время, когда на оккупированных территориях сохраняется присутствие РФ (то есть во время войны) – посыл, который осознанно или неосознанно работает на позицию Кремля, потому что переводит конфликт из внешнего во внутренний.
Во-вторых, переговоры в нормандском формате ведутся на уровне "Украина-Россия-Германия-Франция", а в трехстеронней контактной группе в Минске – на уровне "Украина-Россия-ОБСЕ". Представители ОРДЛО присутствуют только на заседаниях подгрупп, не как участники, а как приглашенные от ОБСЕ (двусторонних форматов вообще нет).
В-третьих, позиция Украины в отношении санкций – по Донбасу (в привязке в Минским соглашениям) и по Крыму – всегда солидарна. Никто из украинской власти никогда не говорил и не говорит о необходимости снятия секторальных санкций с РФ (оставить только персональные), то есть о поэтапном подходе снятия санкций. Все понимают, что поэтапное снятие санкций – это подход, который отставивает, прежде всего, РФ.
В-четвертых, украинская власть никогда не употребляла словосочетание "народ Донбасса" (это можно услышать только от РФ, как элемент пропаганды). Это делается для того, чтобы придать субъектности псевдореспубликам, поддобавить аргументов для шантажа Киева Москвой.
В-пятых, самые разные украинские политики, в том числе участники переговоров в Минске, всегда указывали на несамостоятельность самопровозглашенных лидеров самопровозглашенных образований. Соответственно, "ценность" прямых переговоров с точки зрения реального влияния на ситуацию мимо России – нулевая.
Если украинские политики хотят победы в войне, надо начинать с объективной оценки ситуации и честной позиции, по крайне мере в вопросах, которые касаются национальной безопасности страны. Форма ответа на "гибридную войну" может быть тоже гибридной (с учетом реальных ресурсов и возможностей влиять на ситуацию, это я о том, почему в 2014 году было объявлено АТО, а не военное положение). Но наделять "гибридностью" содержание – недопустимо. Инициативы о "поэтапном снятии санкций", о "попросить прощение", о "прямых переговорах" и т.д. – "гибридны" именно по содержанию. И ладно, когда их делает человек, который два года находился в плену, не имеет политического опыта и, вполне возможно говоря искренне, не до конца понимает, в чью они пользу и каким может быть "фитбэк" общества. Но когда политики с опытом публичной активности делают вид, что между формой и содержанием нет разницы, как это делают однопартийцы Савченко, это значит – сознательно вводить в заблуждение общество. Равно как и списывать неприятие обществом указанных инициатив, в том числе и самими однопартийцами в отдельных организациях, на "провокации", "олигархов", "тарифы", так и до "политических репрессий" дойдет, – это подмена сути вопроса.