7 жовтня 2016, 18:22

В День рождения Владимира Путина

Придя к власти в 2000 году, Владимир Путин в глазах россиян выглядел почти как спаситель. Просто потому, что уровень существующих на тот момент запросов государства и общества политик типа Бориса Ельцина, вряд ли, мог реализовать. Как в свое время политбюро не способно было на перестройку. Поэтому и появился Михаил Горбачев. На смену Горбачеву пришел Ельцин, чтобы осуществить переход от СССР к РФ. На смену Ельцину пришел Путин, чтобы реализовать задачи 2000-х – укрепление государственности, подавление сепаратизма, построение госкапитализма. И, в общем, их реализовал.

К концу нулевых эти запросы исчерпали себя. По идее, Путин должен был или озвучить новую повестку перед РФ (предусматривающую модернизацию экономики, прежде всего), или уступить место новому лидеру, способному это осознать и осуществить. Вместо этого, действующая российская власть не просто остановилась, а ушла в сторону – в Крым и на Донбасс. Со всеми вытекающими – изоляционизмом, который, как оказалось вовсе не перспективный (хотя раньше Кремль заявлял обратное), санкциями, разрушением советского геополитического наследства, сомнительной легитимностью процессов и т.д.

Оказалось, что политика конфликтов и расколов по всему миру, вместо собственного развития, – это и есть реакция российской власти на внутренние вызовы. Для Кремля мир, фактически, поделился на "бандеровцев" и "не бандеровцев", и на первое место вышел самый простой способ достижения целей – нарушение правил и военный шантаж. А на фоне этого произошел колоссальный уход российской власти от реальных задач государства. И пока Россия продолжает бороться с "бандеровцами" по всему миру, убивая собственную экономику и фашизируя свое общество, в это время крупный сосед РФ – Китай (а восточные регионы РФ подвержены медленной китаизации) активно развивается. С 1 октября китайский юань, кстати, включен в корзину резервных валют Международного валютного фонда, наравне с долларом, евро, японской йеной, британским фунтом (то есть, МВФ фактически признал растущее значение китайской валюты и экономики страны).

При этом откат обратно, даже если часть российских элит понимает ошибочность изоляционистского пути, представляется довольно сложным в краткосрочной перспективе – из-за взаимозависимости лидера и консервативного большинства в РФ. 343 голоса у "Единой России" в Госдуме, да еще и недолегитимной – итог такого подхода, то есть, это демонстрация отсутствия политического процесса как такового в России. Эта взаимозависимость определяет пределы и горизонты друг друга, за которые выйти очень сложно. В такой рамке никакие изменения априори невозможны. А это значит, что накапливание ошибок по принципу снежного кома будет только нарастать.

Во-первых, пропаганда сепаратизма на Донбассе может ударить бумерангом по самой России, как многонациональной и многоконфессиональной стране. Российские власти боятся майданов, хотя смена власти в РФ по принципу "власть-оппозиция" – это, вряд ли, реальный риск. Сепаратизм на фоне экономически слабой России, а также внутриэлитные/внутрисистемные конфликты – куда более реальные угрозы. Сломы Российской государственности на протяжении всей истории происходили на фоне ослабленной России и на фоне власти, не чувствующей реальных угроз. В Украине же, в отличие от РФ, несмотря на разность менталитетов регионов, нет реальных предпосылок для сепаратизма – ни политических, ни экономических, ни этнических, ни культурных. В этом смысле все разговоры о необходимости федерализации, навязываемые Кремлем и зачастую озвучиваемые Виктором Медведчуком – тоже абсолютно бессмысленны и бесперспективны. Украинские граждане хотят не меньше, а больше государства, то есть эффективного государства – справедливых и честных судов, правоохранительных органов, работающих на безопасность граждан, адекватной налоговой политики и т.д., в общем, всего того, что создает базовые условия для развития государства. Все разговоры о необходимости федерализации – скорее, из области фантомных ощущений. Но поскольку никакой содержательной позиции не только по отношению к Украине, но даже и по отношению к самой себе у России нет, то российская власть продолжает воспроизводить мантру о федерализме.



Во-вторых, Россия стирает память собственных граждан и сама же уничтожает "русский мир".
Отсутствие реальной мотивации агрессии РФ против Украины заставляет использовать российскую власть для формирования псевдообоснования "мягкую силу" (язык, религию, родственные связи между гражданами стран), а также историческую память, поскольку при помощи этих инструментов можно формировать расколы. Искусственность версий об угрозе украинских "нацистов" требует все новых и новых бредово-фантастических версий. Вот, скажем, в России ухватились за цитату израильского президента по поводу Бабьего яра, не понимая, что исторические споры или конфликтные ситуации, даже если они и были, не влияют кардинально на уровень современных межгосударственных отношений (позиция Израиля по Крыму тому подтверждение). То, что в России пытаются связать темы Бабьего яра, Майдана и сбитого Боинга (а именно так освещались события последних недель на российских федеральных телеканалах), говорит об отсутствии реального объяснения агрессивной политики РФ по отношению к Украине. Ипользование истории как пропаганды (даже не как идеологии) – демонстрация безсодержательности. Кроме того, налицо постерпенное исчерпание пропагандистских тем и дефицит образа "бандеровца".

В-третьих, у России, как оказалось, нет долгосрочной политики. Вместе нее – все чаще "калинка-малинка" (как компенсаторный механизм, "хорошая мина" при "плохой игре"). Для протоимперии, то есть страны, претендующей на статус империи, отсутствие стратегии – это очень неприлично. Позиция Кремля по Крыму – это ведь не стратегия. Говорить, что исторически вопрос полуострова закрыт, и при этом придерживаться антиисторической линии/логики (меньше, чем за сто лет, пытаться дважды выгнать крымских татар) – это не стратегия, а импульсивность. И, кстати, хотела бы напомнить цитату Владимира Путина из интервью немецкой телекомпании ARD от 29 августа 2008 года: "Крым не является никакой спорной территорией. Там не было никакого этнического конфликта, в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией. И Россия давно признала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общем и целом наши переговоры по границе. Речь идёт о демаркации, но это уже технические дела. Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом. Там, внутри общества, в Крыму, происходят сложные процессы. Там проблемы крымских татар, украинского населения, русского населения, вообще славянского населения. Но это внутриполитическая проблема самой Украины. У нас есть договор с Украиной по поводу пребывания нашего флота до 2017 года, и мы будем руководствоваться этим соглашением".

Позиция по Донбассу – это тоже не стратегическая позиция, а использование псевдосепаратистских образований в качестве инструмента обвала Украины.

А главное – что выход из ситуации Кремль видит исключительно в субъективном подходе, то есть в смене/ослаблении личностей. В частности, в США, Франции и Германии после выборов. Это значит, что осмысленной позиции, с учетом объективных реалий у российской власти нет. Ставка делается исключительно на субъективный фактор.

Поэтому Путину в День рождения можно пожелать подумать о перспективах России, а не о перспективах собственного политического режима. Игры несоответствия, которыми сейчас занимается Кремль – несоответствие политического предложения задачам государства – больнее всего, в итоге, ударят по самой РФ и ее гражданам. Как только Россия даст адекватный ответ на вопрос относительно видения себя в современном мире (подход "сила есть – ума не надо", пересмотр границ от 1991 года, шантаж ядерным оружием и т.д. нельзя назвать адекватными), тогда и необходимость во внешней агрессии для Кремля станет неактуальной.

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...