Кто на реформы
Прошедшие две недели, насыщенные внутриполитическими и внешнеполитическими событиями, несколько отодвинули на второй план рассмотрение бюджета-2017 во втором чтении в Верховной Раде, к которому депутаты, очевидно, приступят уже на предстоящей неделе.
И если платные уличные митинги под НБУ не переросли (прежде всего, благодаря позиции активной части общества, понимающей деструктивность дестабилизации ситуации в условиях войны) в "тарифные акции", а затем – и в тему досрочных выборов, то дальнейшая "эпическая борьба", судя по всему, будет сконцентрирована вокруг бюджетного процесса-2017.
Надо отметить, что сама по себе дискуссия вокруг проекта бюджета – в целом, позитивна. Тем более что в этом году проект подан вовремя, и есть время, чтобы в достаточной мере подискутировать и обсудить все предложения депутатов к бюджету. Другое дело, что очень хочется, чтобы в процессе этого обсуждения не исчезли те позитивы (в том числе, разумная социальность, то есть, социальные предложения в меру экономических возможностей Украины на текущем этапе), которые заложены в этом проекте.
Если бюджет на следующий год не будет принят (а отдельные оппозиционные фракции, которые так любят аппелировать к "интересам народа", уже обозначили свою позицию – априори не будут поддерживать), то финансирование расходной части будет осуществляться в рамках бюджета-2016. Для Украины непринятие бюджета в срок – не впервой (самое растянутое во времени принятие бюджета было в 2009 году, когда проект вносило правительство во главе с Тимошенко, а принят он был только в апреле 2010 года правительством Азарова). Но в таком случае, как минимум: 1). не будут повышаться зарплаты, в том числе, врачам и учителям (на 20 и 30 % в среднем); 2). будет заморожено повышение пенсий (на 10 %); 3). не будут увеличены объемы финансирования субсидий на оплату услуг по ЖКХ; 4). малые и средние фермерские хозяйства останутся без финансовой поддержки государства (Кабмин сказал, что учтет часть депутатских поправок после первого чтения, в том числе по финансированию фермерских хозяйств); 5).не будет повышения минимальной заработной платы в два раза, до 3200 гривен; 6). не будет выделено 500 млн.грн. на снижение цен на лекарства через госрегулирование цен (с 1 января 2017 года) и обеспечение бесплатных лекарства/с существенной скидкой от сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2 типа и бронхиальной астмы (с 1 апреля 2017 года). Кроме того, следует отметить, что предоставление следующего транша МВФ (о чем говорилось в заявлении по итогам двухнедельной работы Фонда в Украине) будет зависеть, прежде всего, именно от принятия бюджета, от того, насколько депутатам удастся удержать баланс доходов-расходов и сохранить дефицит на уровне 3% (показатель, приемлемый для МВФ).
Что зависит от правительства?
1.Насколько эффективно удастся перевести стабилизацию ситуации на макроуровне (от – 15 падения ВВП к + 3 роста ВВП по прогнозам на следующий год) на микроуровень, то есть, на уровень, когда простые граждане начнут ощущать позитивы. Иными словами, насколько будет выполнима задача роста социальных показателей по мере роста экономики.
2. Насколько эффективно удастся выстроить коммуникацию с обществом. Для любого органа власти, исполнительной власти, прежде всего, очень важно вовремя информировать граждан о своих инициативах. Нередко власть опаздывает, начиная что-то объяснять уже тогда, когда обществу навязаны со стороны отдельных оппозиционных политиков трактовки, которые не имеют никакого отношения к реалиям.
3. Насколько эффективно Кабмину удастся выстроить сотрудничество с Верховной Радой. Надо отдать должное этому правительству в части предпринимаемых попыток выстраивания сотрудничества с разными фракциями парламента. Имею в виду не столько поддержку во время голосований в ВР (голосования – это, безусловно, показатель, но он зависит в том числе от позиции парламентских партий), сколько более активную работу с комитетами ВР, то есть качество и соблюдение процедуры, применительно к тем или иным законодательным инициативам. И, кстати, в самом Кабмине ликвидирована практика внесения решений с голоса – большинство решений выносится на заседание правительства только после обсуждения на правительственных комитетах.
Что зависит от парламента?
1.Насколько политическим партиям удастся поставить интересы государства и общества выше партийных. Понятно, что как только экономические позитивы станут ощутимы для простых граждан, часть партий потеряют свои рейтинговые позиции – поэтому они и используют сегодня по максимуму критику и настроения "на зраду" (к слову, надо сказать, что в 2009 году Печерский суд по обращению "Батькивщины" запретил критиковать тогдашнего премьера Тимошенко; о критике времен Януковича вообще говорить не приходится). В то же время, такая позиция приводит к тому, что ошибки/слабые места власти не критикуются, потому что "зрада" от оппозиционных партий не имеет никакого отношения к реалиям и направлена исключительно на досрочные выборы.
2.Насколько депутатам удастся удержаться от обессмысливания социальных инициатив. Уже сейчас можно говорить о том, что наметилась определенная тактика оппозиционных фракций – при помощи якобы большей социальности завалить реальные (выполнимые) социальные предложения. С одной стороны, ни одна из фракций не может напрямую отказаться от повышения социальных стандартов. А с другой – фракции, заинтересованные в досрочных выборах и работающие на нагнетание ситуации и создание социальной паники в стране, нашли манипулятивный способ отказа от повышения соцстандартов – обещать все и всем сразу: повышение зарплат, пенсий (несмотря на то, что в Пенсионном фонде огромная дыра), возврат старых тарифов и т.д.
3.Насколько критика оппозиции будет конструктивной. Критика тех или иных действия власти, если она реальная, то есть имеет отношение к сути вопроса, – всегда в плюс. Такая критика работает на качество. Критика же, которая призывает вернуться к доллару по 8, тарифам 2013 года и т.д. – это спекуляции на социально-экономических сложностях и проблемах граждан, не имеющие никакого отношения к реальным перспективам. Просто потому, что страна находится в других условиях. И эти другие условия – это минус 25 % от ВВП, которые давал Донбасс, теперь разбомбленный Россией. Это полная переориентация украинского экспорта из-за войны России против Украины (кстати, падение товарооборота между Россией началось еще в 2013 году, когда Россия начала шантажировать Украину не подписанием Соглашением об Ассоциации с ЕС). Кроме того, если все было так прекрасно в 2013 году, то на что и под что Янукович хотел взять кредит у России в 15 млрд. долларов?
Что зависит от общества?
1.Насколько общество будет требовать адекватной информации по самым разным вопросам, без "зрад і перемог", и от власти, и от оппозиции.
2. Насколько общество способно будет преодолеть такую проблему, как "политическая амнезия", которая позволяет политикам с легкостью отходить от своих предыдущих заявлений, меняя свою политическую позицию в зависимости от конъюнктуры.
3. Насколько общество будет требовать от политиков/чиновников работы и результата не во время выборов, а в период между выборами. Если же вопрос досрочных выборов будет актуализирован, то требовать создания условий не для количественной, а для качественной смены элит. Как минимум, новый закон о выборах, новые условия финансирования партий, ограничение депутатской неприкосновенности. Иначе переизберутся те парламентские партии, которые числятся на первых местах в э-декларациях по количеству миллионеров, да еще и с пророссийской риторикой.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.