О национализации ПриватБанка (по итогам заявлений власти, менеджмента банка, международных финансовых партнеров)
Теперь, когда национализация ПриватБанка – уже принятое решение, когда прозвучали самые разные комментарии (от представителей власти, менеджмента банка, экономических экспертов, представителей ключевых международных финансовых структур-партнеров Украины и т.д.), можно подытожить и описать ситуацию вокруг Привата, исходя из озвученной публичной информации.
1. ПриватБанк – это почти 20 млн. граждан Украины, которые пользуются услугами и сохраняют средства в этом банке, среди которых – в том числе 3,1 млн. пенсионеров. Так или иначе, состояние дел в этом банке косвенно затрагивает/влияет на всю финансово-экономическую ситуацию в стране.
2. Проблемы ПриватБанка возникли не за последние годы, они накапливались годами. За последние годы, в условиях войны и сложной социально-экономической ситуации, они только возросли. Невозможность выполнения обязательной программы докапитализации – результат в том числе того, что действующая бизнес-модель банка, судя по всему, себя исчерпала (речь идет, прежде всего, о выдаче Приватом кредитов аффилированным компаниям, то есть самим себе). Насколько мне известно, в течение последних полугода обеспокоенность по поводу этого риска высказывали финансовые партнеры Украины – Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, они требовали национализации ПриватБанка. Такие опасения высказывались в том числе в процессе обсуждения получения транша МВФ.
3. Судя по всему, единственным способом сохранить банк (в силу масштаба), а, значит, и обеспечить сохранность средств его клиентов, стал переход в собственность государства. Все международные структуры, кстати, позитивно оценили такое решение государства. Так как оно, с одной стороны, решает вопрос вкладчиков, а, с другой, – заставляет бывших акционеров играть по правилам, установленным не только в Украине, но и в мире. В этом смысле, решение власти по национализации ПриватБанка следует рассматривать не с точки зрения отношений с Коломойским, а через призму интересов клиентов и миллионов вкладчиков банка. Кстати, акционеры банка признали его проблемы и сами обратились к правительству с просьбой о переходе банка в государственную собственность. Акционеры обязались компенсировать потери и реструктуризировать свой долгпортфель, а государство согласилось на такую модель сотрудничества.
4. Работа банка продолжается в обычном режиме. Все физлица смогут пользоваться своими карточками, как в банкоматах Привата, так и в других банках. Юрлица также могут проводить свои платежи, хотя в течение нескольких суток операции будут идти с задержкой в один банковский день. Никаких проблем для физлиц, которые хотят рассчитаться карточкой за рубежом, не будет. Приостанавливаются на несколько дней только расчеты кампаний, связанных с владельцем банка, а также платежи за границу. Для усиления защиты вкладчиков банка президент в качестве неотложного подал в Верховную Раду законопроект, который предоставляет дополнительные гарантии вкладов граждан банка. Они будут такие же, как для Ощадбанка (то есть, как для банка, который полностью принадлежит государству). В свою очередь, правительство выпустит 30-летние облигации на 150 млрд. грн., которые выкупит НБУ под минимальные проценты, и эти деньги войдут в капитал банка. В ближайшие дни Кабмин представит нового главу ПриватБанка, который был избран вместе с признанной международной компанией и международными партнерами Украины.
5. Отсутствие информационной войны между государством и владельцами ПриватБанка очень важно для безболезненной трансформации структуры.