5 жовтня 2017, 15:36

О законопроектах по Донбассу и спекуляциях отдельных политиков

Как только законопроекты по Донбассу (субъектом законодательной инициативы которых является президент) были внесены в ВР, политический пиар и спекуляции тут же стали доминировать в оценках отдельных политиков. Оппозиция настойчиво выискивает в законопроектах по Донбассу "сдачу интересов". Этим же, еще настойчивее, занимаются российские политики. Хрусталики глаз в этом вопросе, видимо, синхронизировались.

Речь идет о проекте Закона 7163 "Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях" и проекте Закона 7164 "Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей".

Главная идея базового законопроекта 7163 "Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях" – это восстановление территориальной целостности Украины.

Законопроект, во-первых, определяет правовой статус ОРДЛО как временно оккупированных территорий, что влечет за собой все последствия, согласно международного права об оккупированных территориях.

Во-вторых, в тексте определяются понятия "российская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска".

В-третьих, нормирует государственную стратегию возвращения Донбасса и противостоит ползучей аннексии ОРДЛО Россией (введение рубля, ограничение экономических связей с Украиной, введение так называемых "паспортов" республик).

В-четвертых, гармонизирует правовое поле Украины с реальной ситуацией на Донбассе, в частности, в части применения ВСУ.

В-пятых, фиксирует право Украины на самооборону, согласно 51 статье Устава ООН.

В-шестых, законопроект защищает собственность украинских юридических и физических лиц на оккупированных территориях, не признавая правовые акты так называемых "республик".

В-седьмых, повышает роль Министерства по вопросам оккупированных территорий (в части защиты прав внутренне перемещенных лиц).

Что касается законопроекта 7164 "Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей", то, по сути, он продлевает еще на год действие закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который был принят три года назад. Как мы знаем, этот закон де-факто так и не вступил в действие, поскольку, согласно поправкам, внесенным позже, он вступает в силу после проведения местных выборов в ОРДЛО. А местные выборы, в свою очередь, могут быть проведены только согласно украинского законодательства, стандартов ОБСЕ полного допуска украинских СМИ и т.д., в общем, после возвращение в правовое поле Украины этих регионов.

Две позиции, которые вызывают опасения/критику у части политиков, – это: 1). упоминание Минских соглашений; 2). продление еще на год закона об особенностях самоуправления в ОРДЛО, который не работает.

Эти риски, на мой взгляд, на сегодня не акутальны. Украина, наконец, указывает на субъекта агрессии и обозначает статус территорий ОРДЛО как оккупированных. При этом, для нас важно, предоставив больше полномочий ВСУ, всячески подчеркнуть мирно-дипломатический способ возврата территорий. К Минским соглашениям, кто бы что ни говорил из украинских политиков, привязаны санкции по Донбассу, а также резолюция ООН по Донбассу. Сегодня позиция Украины и Запада едина в необходимости выполнения вначале пунктов по безопасности. И отказ от Минских соглашений означает обнуление совместной логики давления Украины и Запада на Россию. Без предложения какой-либо другой реальной альтернативы. Некоторые политики предлагают вернуться к Будапештскому меморандуму. Можно, конечно, вернуться, только пускай эти политики покажут в меморандуме ответственность сторон, в случае его нарушения. Что касается продления закона об особенностях самоуправления, этот закон де-факто не работает. Но с точки зрения дальнейших переговоров в Нормандском и Минском форматах, дальнейших перегоров по миротворческой миссии продление действия этого закона является юридически важным. Тех рисков, о которых говорили в 2014-2015-частично 2016 годах применительно к Минским соглашениям (навязывание политической части Минских соглашений без выполнения пунктов по безопасности, что могло спровоцировать кризис в целом в Украине), на сегдоня нет (в выходе из Минских соглашений, которые реализовываются не в той последовательности, на которую расчитывал Кремль) на текущем этапе как раз больше заинтересована Россия.

Тактика Украины на совмещение внутренних и внешних инструментов реагирования на военную агрессию РФ позволила нам: избежать полномасштабной войны с Россией (а уход в военную логику в 2014-2015 годах мог именно к этому привести); 2. уйти от варианта "мир любой ценой", то есть, капитуляции под видом компромисса (в том числе обмена Крыма на Донбасс); 3. использовать время для усиления обороноспособности Украины; 4. сохранить и усилить международную поддержку. 5. начать процесс исков против России в международных судах.

Украине сегодня крайне важна целостная позиция внутри страны в вопросах восстановления территориальной целостности, с тем, чтобы максимально эффективно использовать совместное с Западом давление на Россию в деоккупации украинсикх территорий. И это давление сегодня начинает реализовываться в конкретных и довольно болезненных для России инструментах (санкции, обсуждение миротворческой миссии, возможное предоставление Украине Соединенными Штатами оборонного летального оружия).

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...