7 квітня 2018, 13:21

О законопроекте по нацбезопасности (в контексте сотрудничества Украина-НАТО)

Один из важнейших итогов уходящей недели – это принятие в Верховной Раде в первом чтении президентского законопроекта о нацбезопасности (265 голосов "за"). Наверняка, ко второму чтению будут внесены правки от представителей разных фракций. Но, уверена, что законопроект, имеет все шансы быть принятым, поскольку является важнейшей составляющей национальной безопасности и обороноспособности Украины, а также направлен на усиление политического и гражданского контроля над Вооруженными силами. В этом смысле хотела бы обратить внимание/напомнить и о других шагах/решениях/изменениях в этой сфере, направленных на усиление нацбезопасности в широком смысле слова.

Прежде всего, речь идет о трансформации восприятия возможного будущего членства Украины в НАТО – трансформации как внутри Украины, так и со стороны стран-членов НАТО. Понятно, что с момента агрессии РФ против нашей страны, когда у Украины был внеблоковый статус, уровень поддержки гражданами (о чем свидетельствуют разные соцопросы) вступления Украины в НАТО существенно возрос. Но и внутри НАТО изменилось восприятие возможных рисков и угроз. 10 лет назад Саммит в Бухаресте показал, что не все члены Альянса были готовы к тому, чтобы рассмотреть вопрос о предоставлении Украине ПДЧ по присоединению к НАТО. Не все страны Альянса готовы и сейчас. Но сдвиг в понимании ситуации произошел. Если раньше доминировала позиция, что Россию нельзя провоцировать и что сближение Украины с НАТО является как раз провоцирующим фактором, то сегодня все более очевидным становится прямо обратное – именно независимый внеблоковый статус Украины спровоцировал Россию на агрессивные действия, аннексию Крыма и войну на Донбассе.

Думаю, многие согласятся с тем, что сегодня в Украине сложился консенсус основных политических сил относительно безальтернативности курса на евроатлантическую интеграцию. Такой курс поддерживается экспертами и большинством украинцев. Летом 2017-го, как мы знаем, парламент внес изменения в законодательство, обозначив курс на вступление в Альянс. Президент фактически возглавил этот курс, предложив зафиксировать его в Конституции. Затем, в ферале 2018-го, было письмо Петра Порошенко к Генеральному секретарю Альянса, где, насколько можно понять из публичной информации, были две важные позиции: 1). статус "аспиранта"; 2). предложение провести комиссию "Украина – НАТО" с участием глав государств/правительств во время предстоящего в июле саммита Альянса. И в этом смысле получение статуса "аспиранта" Украины в НАТО, конечно же, не означает автоматическую готовность предоставить нам ПДЧ. Но это означает признание Альянсом нашего собственного видения своего будущего в НАТО, а также признание прогресса Украины в сфере обороноспособности.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Автократії vs автократії. Демократії vs демократії

Черговий штрих до new reality: сенатор-республіканець Майк Лі з Юти вніс проект щодо повного виходу США з ООН. Прогнозовано. Світова система йде до свого зламу, раз є збій на рівні її дієвості...

Що ''не так'' з пропозиціями США

Буває так, чуєш/бачиш щось очевидне, а все одно виникає питання: що ж "не так" і де "закопаний собака"? В принципі, те, що озвучили представники адміністрації Трампа як реальність, було зрозуміло саме як поточна реальність...

У контексті дати Ялтинської конференції (4-11 лютого 1945-го) та сучасних реалій

Можна по-різному ретроспективно говорити про події. Але, обертаючсь поглядом і в 20-те сторіччя, і вже зараз дивлячись на 21-е, можна констатувати: Росія завжди вибирає найгірші варіанти з можливих...

Deal, гібридність, європейське пробудження і китайський ієрогліф

Ну, що ж, такий момент, що і стилістика, і дії набувають чітких обрисів позиції. Подальше зволікання неможливе. Дональд Трамп поєднує стилістику та дії за принципом батога та пряника...

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...