28 січня 2019, 18:47

Почему новый план Мартина Сайдика по Донбасу нереалистичен

Как мы знаем, cпецпредставитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик заявил в интервью австрийской газете Kleine Zeitung, что существует новый план мирного урегулирования на Донбассе, который должен заменить Минские договоренности. Главная идея заключается в том, что "ООН и ОБСЕ должны действовать не параллельно, а вместе под общим руководством во главе с так называемым специальным представителем: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже действует на местах". В связи с этим хотела бы озвучить несколько позиций.

Во-первых, Сайдик неоднократно договаривался о режимах перемирия, которые потом нарушала Россия. Любой мирный план не на условиях РФ не имеет шансов на реализацию – пока Кремль все еще не теряет надежды на то, что по итогам выборов в 2019 году (парламентских в том числе) удастся навязать свой вариант, то есть, перевести военный взлом ситуации в свою гео/политическую победу.

Во-вторых, в отношении миротворцев ООН позиция РФ заключается не в том, чтобы реально начать деоккупацию Донбасса, а в том, чтобы ее усилить – и таким образом усилить свои шантажистские позиции. То есть, к военному шантажу (через свое присутствие на Донбассе и поддежку войны) добавить еще и политический компонент – для шантажа всей Украины. Кремль категорически против допуска миссии (не то что ООН, а вообще любой, в том числе наблюдательной) на всю территорию ОРДЛО, включая российско-украинскую границу. И понятно почему – позиция "нас там нет" в таком случае перестанет быть предметом пропагандистских спекуляций со стороны РФ. Владимир Путин рассматривает присутствие миссии ООН только в случае ее размещения на линии разграничения, что только еще больше будет работать: 1). на оккупацию части Донбасса Россией; 2) на версию о якобы "гражданской войне" с ОРДЛО.

В-третьих, попытки уйти от Минских соглашений могут привести к снятию части санкций против РФ со стороны ЕС. Как мы знаем, за предыдущий год Россия неоднократно пыталась навязать предложения мимо Минских соглашений (провести псевдореферендум, уругелировать ситуацию по типу Чечнского варианта – через согласованного назначенца). Раз у Запада и Украины выработан общий подход в отношении реализации Минских соглашений – вначале безопасность, потом политическое регулирование (и санкции – это инструмент принуждения России к деоккупации) – значит, Кремль будет пытаться навязать предложения в обход Минска.

Любой мирный план возможен только тогда, когда Россия поймет, что Украина – неуязвима, и ее шантаж невозможно перевести ни в какие гео/политические позитивы для РФ. За годы войны, на мой взгляд, в Украине сформировался консенсус в обществе в отношении оккупированных территорий, суть которого в следующих позициях: 1). Украина не отказывается от своих территорий – ни от Донбасса, ни от Крыма, но будет их возвращать на украинских, а не российских условиях; 2). никакие обмены (в частости, Крым на Донбасс) – не приемлемы; 3). Украина будет возвращать свои территории мирно-дипломатическим способом, что не противоречит параллельному процессу усиления нашей обороноспособности (в этом смысле деление политиков/партий на "партии мира" и "партии войны" – политический штамп); два крайние варианта – силовой возврат территорий и мир любой ценой (то есть, капитуляция) – неприемлемы.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...

Навіщо Кремль проштовхує прецедент легалізації окупації

От здавалося б, навіщо США вносять до обговорення тему Криму, якщо від України не вимагається юридичного визнання його російським, а таке визнання від себе, ніби, допускають США? (Ніби, бо варто відзначити, що багато чого про пропозиції США ми читаємо в ЗМІ...

Про розвилку для світової системи

Днями міністр оборони Великої Британії Джон Гілі сказав, що 2025 рік стане критичним, закликавши союзників посилити військову підтримку України...

Самовизначення триває: deal, гібридність, пробудження та ієрогліф

Ну що ж, активна дипломатія останніх місяців (маю на увазі очікування від ініціативи адміністрації Трампа) у супроводі не менш активних військових дій на російсько-українському фронті показала: знайти Атланта, який утримує на своїх плечах ситуацію, неможливо...