Почему новый план Мартина Сайдика по Донбасу нереалистичен
Как мы знаем, cпецпредставитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик заявил в интервью австрийской газете Kleine Zeitung, что существует новый план мирного урегулирования на Донбассе, который должен заменить Минские договоренности. Главная идея заключается в том, что "ООН и ОБСЕ должны действовать не параллельно, а вместе под общим руководством во главе с так называемым специальным представителем: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже действует на местах". В связи с этим хотела бы озвучить несколько позиций.
Во-первых, Сайдик неоднократно договаривался о режимах перемирия, которые потом нарушала Россия. Любой мирный план не на условиях РФ не имеет шансов на реализацию – пока Кремль все еще не теряет надежды на то, что по итогам выборов в 2019 году (парламентских в том числе) удастся навязать свой вариант, то есть, перевести военный взлом ситуации в свою гео/политическую победу.
Во-вторых, в отношении миротворцев ООН позиция РФ заключается не в том, чтобы реально начать деоккупацию Донбасса, а в том, чтобы ее усилить – и таким образом усилить свои шантажистские позиции. То есть, к военному шантажу (через свое присутствие на Донбассе и поддежку войны) добавить еще и политический компонент – для шантажа всей Украины. Кремль категорически против допуска миссии (не то что ООН, а вообще любой, в том числе наблюдательной) на всю территорию ОРДЛО, включая российско-украинскую границу. И понятно почему – позиция "нас там нет" в таком случае перестанет быть предметом пропагандистских спекуляций со стороны РФ. Владимир Путин рассматривает присутствие миссии ООН только в случае ее размещения на линии разграничения, что только еще больше будет работать: 1). на оккупацию части Донбасса Россией; 2) на версию о якобы "гражданской войне" с ОРДЛО.
В-третьих, попытки уйти от Минских соглашений могут привести к снятию части санкций против РФ со стороны ЕС. Как мы знаем, за предыдущий год Россия неоднократно пыталась навязать предложения мимо Минских соглашений (провести псевдореферендум, уругелировать ситуацию по типу Чечнского варианта – через согласованного назначенца). Раз у Запада и Украины выработан общий подход в отношении реализации Минских соглашений – вначале безопасность, потом политическое регулирование (и санкции – это инструмент принуждения России к деоккупации) – значит, Кремль будет пытаться навязать предложения в обход Минска.
Любой мирный план возможен только тогда, когда Россия поймет, что Украина – неуязвима, и ее шантаж невозможно перевести ни в какие гео/политические позитивы для РФ. За годы войны, на мой взгляд, в Украине сформировался консенсус в обществе в отношении оккупированных территорий, суть которого в следующих позициях: 1). Украина не отказывается от своих территорий – ни от Донбасса, ни от Крыма, но будет их возвращать на украинских, а не российских условиях; 2). никакие обмены (в частости, Крым на Донбасс) – не приемлемы; 3). Украина будет возвращать свои территории мирно-дипломатическим способом, что не противоречит параллельному процессу усиления нашей обороноспособности (в этом смысле деление политиков/партий на "партии мира" и "партии войны" – политический штамп); два крайние варианта – силовой возврат территорий и мир любой ценой (то есть, капитуляция) – неприемлемы.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.