28 січня 2019, 18:47

Почему новый план Мартина Сайдика по Донбасу нереалистичен

Как мы знаем, cпецпредставитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик заявил в интервью австрийской газете Kleine Zeitung, что существует новый план мирного урегулирования на Донбассе, который должен заменить Минские договоренности. Главная идея заключается в том, что "ООН и ОБСЕ должны действовать не параллельно, а вместе под общим руководством во главе с так называемым специальным представителем: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже действует на местах". В связи с этим хотела бы озвучить несколько позиций.

Во-первых, Сайдик неоднократно договаривался о режимах перемирия, которые потом нарушала Россия. Любой мирный план не на условиях РФ не имеет шансов на реализацию – пока Кремль все еще не теряет надежды на то, что по итогам выборов в 2019 году (парламентских в том числе) удастся навязать свой вариант, то есть, перевести военный взлом ситуации в свою гео/политическую победу.

Во-вторых, в отношении миротворцев ООН позиция РФ заключается не в том, чтобы реально начать деоккупацию Донбасса, а в том, чтобы ее усилить – и таким образом усилить свои шантажистские позиции. То есть, к военному шантажу (через свое присутствие на Донбассе и поддежку войны) добавить еще и политический компонент – для шантажа всей Украины. Кремль категорически против допуска миссии (не то что ООН, а вообще любой, в том числе наблюдательной) на всю территорию ОРДЛО, включая российско-украинскую границу. И понятно почему – позиция "нас там нет" в таком случае перестанет быть предметом пропагандистских спекуляций со стороны РФ. Владимир Путин рассматривает присутствие миссии ООН только в случае ее размещения на линии разграничения, что только еще больше будет работать: 1). на оккупацию части Донбасса Россией; 2) на версию о якобы "гражданской войне" с ОРДЛО.

В-третьих, попытки уйти от Минских соглашений могут привести к снятию части санкций против РФ со стороны ЕС. Как мы знаем, за предыдущий год Россия неоднократно пыталась навязать предложения мимо Минских соглашений (провести псевдореферендум, уругелировать ситуацию по типу Чечнского варианта – через согласованного назначенца). Раз у Запада и Украины выработан общий подход в отношении реализации Минских соглашений – вначале безопасность, потом политическое регулирование (и санкции – это инструмент принуждения России к деоккупации) – значит, Кремль будет пытаться навязать предложения в обход Минска.

Любой мирный план возможен только тогда, когда Россия поймет, что Украина – неуязвима, и ее шантаж невозможно перевести ни в какие гео/политические позитивы для РФ. За годы войны, на мой взгляд, в Украине сформировался консенсус в обществе в отношении оккупированных территорий, суть которого в следующих позициях: 1). Украина не отказывается от своих территорий – ни от Донбасса, ни от Крыма, но будет их возвращать на украинских, а не российских условиях; 2). никакие обмены (в частости, Крым на Донбасс) – не приемлемы; 3). Украина будет возвращать свои территории мирно-дипломатическим способом, что не противоречит параллельному процессу усиления нашей обороноспособности (в этом смысле деление политиков/партий на "партии мира" и "партии войны" – политический штамп); два крайние варианта – силовой возврат территорий и мир любой ценой (то есть, капитуляция) – неприемлемы.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...