27 серпня 2020, 01:34

Почему "консенсус безразличия" (аналог "какая разница"?) – это давно обнулившаяся повестка

"Устаревают не только ответы, но и вопросы"

(Эрнест Хемингуэй)



Взрослую и профессиональную власть/политиков в целом, на мой субъективный взгляд и вкус, отличает, прежде всего, умение отделять текущие темы от масштабных и долгосрочных, выходящих далеко за пределы политика/партии/отдельных социальных групп. По большему счёту, это то, что лежит в основе отличий функционера и политика настроений/просто случайного человека от государственника, задающего перспективу.

В этом смысле неопытность и наоборот – чрезмерно долгое пребывание во власти – иногда схожи в последствиях. Тот, кто не имеет опыта, зачастую не умеет отличать текущие темы от стратегических, а значит – не чувствует и не знает, куда и как идти. Ну а тот, кто долго находится во власти – вообще теряет понимание/ощущение того, что надо стране, и, в итоге, сворачивает в направлении ложного курса. В первом случае нет осознания реальных рисков и значимости долгосрочных процессов, во втором – появляются бредовые инициативы, почти всегда паранойя и как результат – волюнтаризм/субъективизм политики, когда ошибки не то, что не исправляются, а вообще и не признаются таковыми (классический пример – современная Россия).

У Владимира Зеленского, случайно попавшего в политику (думаю, он и сам с этим согласится, имею в виду отсутствие какого-либо социально-политического опыта; так что в этом нет намерения сказать что-то обидное или оскорбительное), все же, был (может, еще и есть) редкий шанс – сконцентрироваться на нескольких главных задачах, имея всю полноту власти, моновласть.

Но, как видим, эти задачи, спустя год, так и не сформулированы, а сам президент, складывается такое впечатление, все еще пребывает в логике предвыборной кампании. Со стороны это выглядит иногда так, как будто президент представляет не всю страну, а бренд Зе.

Самое интересное, что Зеленский очень часто говорит о необходимости единства внутри страны – как я понимаю, через сглаживание противоречий и уход от проблемных тем (а по факту – их "замыливание"). Допускаю, что подход "какая разница?" (как продолжение предвыборной кампании в стиле "за все хорошее и против всего плохого") с этой целью и предлагается. Но по факту – подход "какая разница?" не только не работает на единство, но и прямо наоборот – привносит конфликтность внутри общества и возвращает страну к старым постсоветским практикам.

Именно поэтому хочу остановиться детальнее на теме "какая разница?". Шире, чем исключительно с точки зрения позиции текущей власти (и буду благодарна за содержательные комментарии). Считаю, что этот подход имеет более глубокие причины, и выходит за рамки отдельных политиков, которые не хотят и не знают, как работать "в долгую". Есть значительная часть людей, которые на полном серьезе считают, что откат назад в риторике, уход от конкретики, проблемных тем и точных формулировок (в том числе в гуманитарной сфере) могут вернуть Украине мир, и будут способствовать развитию и процветанию. Глубоко ошибочное мнение. По нескольким причинам.

Во-первых. "Какая разница?" как один из вариантов "консенсуса безраличия" – повестка, которую обнулила Россия еще в 2014 года, аннексировав Крым и развязав войну на Донбассе.

Собственно, длительный "консенсус безразличия" (прежде всего, среди украинских элит) отчасти и сделал уязвимой Украину для российской агрессии. В этом смысле подход "какая разница?" не то, что априори не может сделать Украину сильнее, это вообще несуществующая повестка.

Во-вторых. Попытки "замылить тему" не снимают наличия проблемы и не заменяют существующих реалий. Классический пример – то, что произошло с форматом мероприятий в День независимости. Де-факто мы увидели два формата, не зависящих и не пересекающихся друг с другом. Один – официальный: выступление президента, где была смесь и правильных слов, и местами очень странных (это мягко говоря), и "огламуренность" как базовый фон (я про отдельные номера "музыкальной истории независимости"). Второй – народный: марш защитников, много разных людей, для которых главное не форма, а содержание.

Как видим, разделение, начавшееся ещё в прошлом году (когда у Зеленского заявили, что вместо парада, военным выплатят по тысяче гривен), продолжается дальше, и это изначально ошибочный подход власти.

Ну а если "замыливание" доходит до чудовищной фразы "Не плутайтесь у нас пiд ногами", сразу же обнуляющей и правильные слова, прозвучавшие в выступлении Зеленского (например, о том, что каждый на своём уровне должен каждый день бороться за независимость), то ни о каком единстве здесь вообще речь не идет.

В-третьих. Подход "какая разница?" отбрасывает Украину в прошлое. Главный вывод, который, как мне казалось, после 2014 года сделали все (и политики, и олигархи, и общество) – в том, чтобы понимать ценность государства Украина. Не только зарабатывать на государстве, но и защищать, развивать и просто любить. Заработок не может быть выше государства. Как и – пиар и политический интерес. Хотя бы потому, что эти самые власть, деньги и влияние вы получаете в этом/благодаря этому государству.

И без ответа, кто мы и к чему стремимся, невозможно вообще куда-то идти и развиваться. Я уже писала, что стратегическая ошибка России (война против Украины) спровоцировала запрос на изменения, в том числе запрос на самоопределение. Но стратегическая ошибка РФ не заменяет государственной воли Украины. И в этом смысле украинские политики, вслед за обществом, проявившим волю к стране в 2014 году, как раз и должны отойти (и начали отходить за предыдущие шесть лет) от модели "консенсуса безразличия" как многолетней базовой доктрины – к "модели единства". Не только на уровне самоосознания Украины как целостной страны, но и на уровне осознания основ этой целостности (как вариант – единении вокруг институциональной демократии и децентрализации при безусловном сохранении унитарности и усилении идентичности).

Но вместо того, чтобы двигаться дальше, и сделать следующий шаг, действующая власть значительную часть своих усилий тратит на преследования и политическое обездвиживание пятого президента – не понимая (или наоборот – понимая), что таким образом де-факто происходит попытка пересмотреть/поставить под сомнение значимые решения/результаты, давшиеся Украине и гражданам такой высокой ценой в тяжелые годы войны.

В итоге, в сочетании с подходом "какая разница?", Украина просто позволяет выигрывать время другим – тем, кто предельно точно понимают свои цели и то, "какая как раз разница". И более того. В России не просто понимают, но и агрессивно навязывают Украине свое видение "разницы".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...