19 жовтня 2020, 20:24

''Опрос'' Зеленского как псевдодискуссия в чрезмерности

"Опрос" от президента Владимира Зеленского накануне местных выборов (пять вопросов, ответы на которые изначально не имеют никаких юридических последствий) еще больше доводит до абсурда отсутствие четких и артикулированных стратегических задач у власти, а также недостаток содержательной коммуникации с обществом.

Вместо этого – обществу, по сути, предлагают подмену в виде псевдоповестки и псевдодискуссии. И если исходить из характеристики, которую дал этому "опросу" вице-спикер и представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук – "пробник референдума, псевдо- и эрзац-референдум" – то, выходит, мы можем говорить и об эрзац-политике.

Все вы знаете вопросы, вынесенные на "опрос" – они уже несколько дней как публично озвучены президентом Зеленским. 1. Поддерживаете ли вы идею пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных размерах? 2. Поддерживаете ли вы создание свободной економической зоны на территории Донецкой и Луганской областей? 3. Поддерживаете ли вы сокращение количества народных депутатов до 300? 4. Поддерживаете ли вы легализацию медицинского каннабиса, чтобы уменьшить боль у тяжелых больных? 5. Поддерживаете ли вы право Украины поднять на международном уровне вопрос об использовании гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом?

Эти вопросы я перечислила (используя, все-таки, "вы", а не "ты") лишь затем, чтобы еще раз удивиться тому, как люди одновременно соединяют абсолютно разные темы – например, легализацию каннабиса в медицинских целях и Будапештский меморандум. Даже не задумываясь, что такое соединение "убивает" обе темы, поскольку доводит все до абсурда. Понятно же, что в такие короткие сроки (за 12 дней до выборов), да при таком разношерстном списке вопросов, и соответственно при отсутствии какой-либо полноценной информационной кампании с профессиональным разъяснением экспертов в каждой из сфер сути вопроса – априори не может быть и понятного фидбэка от граждан.

Да и от ответов на некоторые из этих вопросов от граждан вообще ничего не зависит. Вопрос по Будапештскому меморандуму – вообще абсурд. Спрашивать у граждан, надо ли пользоваться правом подписанного документа – это все равно что спросить, имеете ли вы право пользоваться паспортом. Ну а применительно к меморандуму, те, кто его читал, понимают суть проблемы: 1). один из подписантов – страна-агрессор; 2). в документе нет процедуры ответственности, в случае его нарушения, кроме проведения консультаций.

В общем, политтехнологичность мотивации такого "опроса" от власти, где президент выступает в роли агитатора за партию "Слуга народа", очевидна – привлечь разные группы избирателей на местные выборы. Но понимает ли власть деструктивность такого подхода?

Даже, не с точки зрения выборов. Вряд ли, расчет на то, что политтехнология может заменить необходимость обсуждения и решения сложных проблем, себя оправдает. Поэтому, если говорить о влиянии на выборы, то эта инициатива вообще может иметь прямо обратный эффект – она не то, что не остановит закономерного снижения рейтинга "СН", но и ускорит это падение. Допускаю, что Зеленский впоследствии вообще откажется от "опроса", но, опять же, это тоже только подтвердит изначальный политтехнологичный рассчет.

Но куда деструктивнее эта инициатива выглядит с точки зрения процессов в стране в целом и применяемых практик вообще. По факту, мы наблюдаем не только дальнейшее заговаривание проблем/тем, но и попытку использовать так называемое народовластие для снятия ответственности с власти за свои действия/бездействие, или потом использовать в манипулятивных целях для обоснования возможных решений, к которым просто "пришьют" этот "опрос". Уже на текущем этапе, этапе обсуждения происходит смещение в сторону псевдоповестки, которую власть предлагает обществу еще и активно обсуждать. Это очередная попытка обмануть.

Ведь даже для избирателей Зеленского, думаю, стали очевидны пиар-составляющие президентской и парламентской кампаний. Это упрощение проблем, нереалистичные задачи (решить все проблемы одномоментно здесь и сейчас – быстрый мир, конец эпохи бедности уже на следующий день и т.д.) вместе с активным использованием штампов против оппонента, отношение к которым изменилось на прямо противоположное после выборов (классика жанра – формула "Роттердам +").

И вместо того, чтобы спустя полтора года (!) после выборов остановить все нереалистичные и тупиковые ветви псевдоповестки и псевдодискуссии, и, наконец, сформулировать 3-5 долгосрочных задач для государства, объединяющих в работе и в критериях для подбора кадров разные ветви моновласти, мы наблюдаем следующие деструктивные практики.

Обвинения во всех проблемах предшественника. Аудит, о котором так много говорила власть в период избирательной кампании (привязанный к проблеме/сфере, а не к личности), так и не был проведен.

И понятно – почему. Аудит как выявление проблемы – это первый шаг. Следующие шаги должны предполагать варианты решения проблемы и ответственность. Это если исходить из логики госуаправления.

Если же исходить из логики пиара, то это всегда расчет на быстрый эффект (не результат). В эту логику очень гармонично ложится подход "валить" все на предшественника. Согласитесь, довольно странно, когда на вопрос об усилении влияния олигархов и о назначении кадров эпохи Виктора Януковича Владимир Зеленский свой ответ сводит почему-то к фигуре Петра Порошенко (как это было в недавнем интервью BBC).

Это все "игры несоответствия" (власти – задачам), когда шестой президент и представители его команды, вместо того, чтобы сформулировать свою повестку, начинают заниматься пересмотром того, что сделал пятый президент. Хотя та же повестка "Армія, мова, віра", независимо от того, кто как относится к Порошенко (имею в виду оппонентов) – абсолютно объективная, с точки зрения вызовов, с которыми столкнулась Украина, начиная с 2014 года. Это повестка, направленная на усиление обороноспособности и идентичности, а значит – Украинской государственности в целом. И, мне кажется, что критиковать Порошенко или любого другого политика, который, допустим, был бы президентом в период 2014-2019 годов, как раз пришлось бы в том случае, если бы он не реализовавывал эту повестку.

Попытки дважды обмануть граждан. Выносить на опрос можно что-то тогда, когда есть позиция у самой власти. Осмысленная, основанная на мнении профессионалов по каждому вопросу. Но в данном случае об этом же речь не идет.

"Опрос" от Зеленского в день выборов – это еще и очередная демонстрация того, что власть не отделяет и не видит разницы между текущими политическими вопросами (в частности, вопрос конкуренции и рейтингов на местных выборах) и долгосрочными государственными темами (в частности, вопросы безопрасности, Будапештский меморандум, структурные реформы). То есть, президент говорит, но не понимает.

У Зеленского были и все еще есть все возможности сформулировать реалистичную повестку и предложить обществу ее обсудить. Возьмем хотя бы штамп, на котором часто спекулируют отдельные политики/политические силы, о "внешнем управлении". Хотя за этим (если убрать традиционную спекулятивную пророссийскую трактовку) на самом деле скрывается конкуренция украинских олигархов и транснациональных корпораций. И таких вопросов, непубличная сторона которых сильно отличается от публичной – много. Но об этом политики предпочитают не говорить, и в этом, на мой взгляд, большая проблема – в отсутствии коммуникации вокруг реалистичной повестки.

Даже если после первого и второго Майданов в Украине влияние гражданского общества на процессы существенно выросло, это не значит, что общественное мнение обладает самосознанием, и может четко и внятно сформулировать те или иные запросы на уровне политической и государственной задачи, это все-таки функция политиков. Но, к сожалению, украинские элиты – прямо наоборот, спекулируют на заблуждениях, штампах и быстрых ожиданиях общества.

В итоге, публичная политика, которую наблюдают граждане – это тень процессов, которые реально проходят в масштабах государства. Типа "дискуссии" – в массе своей на самом деле не имеют ничего общего с политическими, экономическими, социальными процессами, происходящими в Украине.

Реальные процессы, к сожалению, в значительной мере не отображаются на уровне структурирования в публичной политике. Инициатива Зеленского с "опросом" как псевдодискуссия в своей чрезмерности это только подтвердила.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...