15 грудня 2020, 12:00

Почему важно решение МУС о признании преступлений в Крыму и на Донбассе подсудными суду

Отдельно хочу остановиться на решении Международного суда в Гааге расследовать преступления в Крыму и на Донбассе уже по существу – считаю это важным.

На днях прокурор Междунардного уголовного суда Фати Бенсуда признала преступления в Крыму и на Донбассе подсудными МУС. Дальше Судебная палата МУС должна принять решение о начале полноценного расследования.

Напомню, что Украина подала иск против России в Международный суд ООН в Гааге 16 января 2017 – обвинения в терроризме (по Донбассу) и расовой дискриминации (по Крыму). Как с просьбой ввести временные меры (чтобы предотвратить продолжение преступлений), так и рассчитывая на рассмотрение дела по существу (после установления подсудности иска МУС). Первые слушания состоялись 8 марта 2017 года.

Теперь суд должен установить, нарушала страна-член ООН определенные международные конвенции, ратифицированные обеими странами (истцом и ответчиком), или нет. Украина ограничила иск против России по двум конвенциями (о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации), потому что обе они ратифицированы РФ и Украиной. Подаче иска предшествовала длительная работа военной прокуратуры, которая документировала многочисленные преступления, собирая доказательства и свидетельства. Иск насчитывает 800 томов материалов, из них 300 томов под грифом "секретно" и "совершенно секретно". К слову, иски Грузии к РФ после событий августа 2008 года не были приняты к рассмотрению – из-за того, что стороны не исчерпали все досудебные инструменты урегулирования ситуации (Украина как раз этот путь прошла, и это ответ на критику тех, кто еще в период президентства Петра Порошенко спрашивал, почему так долго).

Какое значение будет иметь дельнейшее расследование этих исков в МУС уже по существу?

Прочитала у части своих коллег опасения по поводу этого решения: мол, Россия не ратифицировала Римский статус, и никакой ответственности, мол, не будет нести, и весь груз ответственности, наоборот, ляжет на Украину. Но я так не считаю. Мне кажется, здесь важен не только результат, но и даже процесс. В том смысле, что дальнейшее расследование даже на имиджевом и политическом уровне будет иметь очень важное значение и для Украины, и для России.

Во-первых, это ещё раз привлекает внимание к теме Крыма (что очень важно) и демонстрирует, что война на Донбассе – это не внутренний конфликт (как утверждает Кремль), а война России против Украины. В отличие от РФ, которая заинтересована в локализации конфликта и навязывании пропагандистской версии якобы о "гражданской войне", Украина – наоборот, заинтересована в максимальной интернационализации конфликта (привлечении максимального международного внимания, использовании площадок и инструментов со стороны разных геополитических субъектов к РФ с целью принуждения к деоккупации).

Во-вторых, сама процедура может быть дискомфортной и с последствиями для представителей российской власти. Их будут вызывать на дачу показаний, они, естественно, начнут отказываться, далее проблемы с въездом в страны ЕС и тд.

В-третьих, рассмотрение дела по существу как определённый ограничитель для российской власти – когда преступления нельзя скрыть.

Ну а действующей украинской власти в целом и Владимиру Зеленскому в частности, который шёл на выборы с нереализуемым лозунгом "быстрого мира" и который продолжает и в этой части критиковать Петра Порошенко, давно стоит признать, что его предшественник придерживался в отношении реагирования на агрессию РФ единственно верной логики действий. Это – усиление обороноспособности Украины, мирно-дипломатический способ возврата территорий (международные суды как часть), санкции против ФР и четкая позиция внутри Украины. В долгосрочном процессе (а быстрый мир в текущих условиях, когда Россия вообще даже и не исходит из мира, она исходит из своих интересов) важно изначально выбрать правильный подход.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...