24 січня 2021, 18:11

Россия: переходность внутри системы

Говоря об акциях протеста, прошедших во многих городах РФ в связи с арестом Алексея Навального, начну со следующего.

После митингов на Болотной и Сахарова в 2011-2012 годах "суверенная демократия" закончилась "суверенной оттепелью" (то есть, полумерами – избираемостью губернаторов с президентским фильтром, например).

Дальше закончилась и "суверенная демократия", и "суверенная оттепель", и пришла эпоха "одиночества полукровки", в которой пропаганда превратилась в самодостаточное явление. вплоть до того, что "ад – это рай". Что закономерно.

Правящая элита современной России имеет все – власть, собственность, доступ к ресурсам (политическим, экономическим, медийным, другим) – действуя по принципу внутренне сплоченной группы (фильм о дворце в Геленджике это наглядно продемонстрировал). Цели и задачи этой корпорации – концентрация и удержание власти и собственности.

Поэтому базовый принцип правящей элиты РФ заключается в том, чтобы было как можно меньше изменений внутри. Любые изменения – это расширение пространства, а расширение пространства потенциально – это конкуренция. Ну а конкуренция – это риск утраты привилегированного положения, положения бесконтрольности и неуязвимости. А значит – конкуренцию надо всячески подавлять, вплоть до физических устранений (политических оппонентов, а не только бывших сотрудников спецслужб), что стало особо активно практиковаться в РФ за последние годы.

Политическая система фактически обездвижена, и какие-то всплески активности происходят или когда возникают внутренние противоречия (как в Хабаровске летом 2020 года), или когда уж совсем перебор с ограничениями на выборах (как это было с не регистрацией/снятием кандидатов на муниципальных выборах в сентябре 2019 года). При этом в целом власть достаточно устойчива, и точечные конфликтные ситуации не перерастают в изменения и трансформации внутри страны, и не сказываются на проводимом курсе. Но это не значит, что эта устойчивость – навсегда.

В этом смысле, вряд ли, есть основания считать, что Алексей Навальный, как и любой другой политик в протестной нише, может зайти во власть. То есть, стать реальной альтернативой. Скорее, речь идет о возможном способствовании в формировании запроса на альтернативу власти/курса, на фоне других составляющих (например, ужесточения санкций в отношении РФ и/или развития, а значит неуязвимости, стран-соседей).

С одной стороны, Навальный (и это понятно) не мог не вернуться в РФ. Сейчас пик внимания. А это значит, что можно актуализировать и привлечь внимание к ряду тем, и постепенно подталкивать общество и часть элит к изменениям.

С другой стороны, власть (и это тоже понятно) попытается до выборов в Госдуму в сентябре этого года, да и вообще без привязки к выборам, зачистить протестную часть, и будет использовать в том числе и эти акции. Как и нельзя исключать использования акций протестов в рамках внутривидовых интриг за ресурсы.

Это вопрос, какой процесс возьмёт верх: или Навальный спровоцирует запрос на определённые изменения; или власть (часть власти) использует его для зачистки от протестных настроений и ужесточения ситуации. Один из маркеров дальнейшего развития ситуации станет 2 февраля – в этот день Навальному предстоит участвовать в заседании Симоновского суда Москвы, куда ФСИН подало иск о замене ему условного приговора на реальный срок.

Но, так или иначе, сам факт происходящего свидетельствует об определённых противоречиях внутри системы власти. Допускаю, что с приходом администрации Джозефа Байдена (и возможного ужесточения санкций по отдельным направлениям) эти противоречия могут нарастать. Плюс – проблема Беларуси.

При этом экстраполировать события в России на ситуацию в Украине через призму высказываний – в корне неверно. В данном случае речь идёт о: 1).понимании происходящего в РФ; 2).возможном формировании запроса на другой курс внутри части элит.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Трохи realpolitik

За минулий рік відомий розрахунок Кремля щодо Європи "пересидіти Захід" набув явно-очевидно не тільки характеру ставок на внутрішньополітичні та внутрішньоекономічні процеси в окремих країнах західних альянсів...

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...

Дух Давосу

"Дух діалогу" – так була сформульована основна тема цьогорічного форуму у Давосі, присвяченого тому, "як зробити світ кращим". А ще, не так давно, зʼявилось формулювання "Дух Анкориджу", яке запустив Кремль після зустрічі лідерів США та РФ Дональда Трампа і Володимира Путіна на Алясці, як спробу усунути Європу/Україну від переговорного процесу...

Про дипломатичний фронт

Останні місяці – особливо активні у прояві всіх трьох складових війни та пошуку миру: фронт (інтенсивні бої), тил (атаки РФ по цивільній інфраструктурі), дипломатія (мирні переговори)...

Нові виклики для Європи

Події у Венесуелі (у контексті рамки автократії vs демократії) трактуються переважно у двох прямо протилежних підходах. Перший – це знак для всіх автократій, що їхня доля в будь-який момент може бути вирішена у спосіб, коли сильна демократична держава в обхід тривалих погоджень усіх з усіма може виявити рішучість...

Росія сприймає і переговори як СВО

Ісаак Ньютон якось сказав: "Досвід – це не те, що відбувається з вами; це те, що ви робите з тим, що відбувається з вами". Здавалося б, кожен новий захід на переговорне коло наочно демонструє/виявляє, що працює, а що ні; як і те, хто як використовує переговори та час...