5 лютого 2021, 13:19

После пропаганды

Считаю бессмысленным обсуждать, почему Петр Порошенко не закрыл каналы холдинга, ассоциирующегося с Виктором Медведчуком (Тараса Козака считают номинальным собственником) во время своей президентской каденции. Равно как и бессмысленно обсуждать, почему Владимир Зеленский не закрыл эти каналы годом раньше (а решение СНБО было принято, как мы знаем, ещё в 2018 году).

Здесь нет никаких противоречий. Поскольку иллюзий никаких и ни у кого не было относительно контента. Да и на каналах Медведчука, кто следил, Зеленский со временем стал таким же "злом", как и Порошенко. Но общественные, политические и геополитические факторы, естественно, были и есть.

1. Общественное мнение и внутриполитические факторы. В 2018-2019 годах Медведчука не было в парламенте, и той активности, которую мы сейчас наблюдаем, тогда не было. И многие (не все, но многие) из тех, кто сейчас попрекают Порошенко в том, почему каналы ещё тогда не были блокированы, на тот момент были активными участниками и защитниками этих каналов. Вспомните, сколько у нас было кандидатов в первом туре президентских выборов в 2019 году.

Сейчас общественное мнение – несколько другое. Когда мы говорим, где граница между свободой слова и информационной безопасностью страны, то, пожалуй, все согласятся, что претензии по поводу воспроизводства штампов российской пропаганды касались преимущественно как раз каналов холдинга, ассоциирующегося с Медведчуком. И понятно – почему. По мере активностей Медведчука в политике и бизнесе (навязывание рос вакцины; использование полётов в РФ, чтобы сделать фото с Владимиром Путиным, Вячеславом Володиным и т д в целях пиара; участие в шантаже России по поводу заложников; не голосование за санкции против Никарагуа, открывшей консульство в Крыму; участие фирм депутатов ОПЗЖ в торговле в оккупированной части Донбасса) стало понятно, что чуть ли не все инициативы Медведчука и их информационное сопровождение направлены на то, чтобы нравиться России. И на этом "нравиться" – получать ресурсы на борьбу с "фашистами".

2. Геополитика. Дело не только в самих по себе выборах в США и администрации Джозефа Байдена. Хотя его недавние слова довольно красноречивы: "Я четко объяснил Путину,совсем в другой манере, чем мой предшественник,что закончилось дни, когда США уступали перед лицом агрессивных действий РФ, кибератаками, вмешательством в американские выборы. Мы не будем колебаться, чтобы повысить цену, которую РФ должна заплатить за это".

Дело в целом в отношении в мире к проблеме того, как демократические инструменты и институты (СМИ, выборы) могут использоваться в недемократических целях. И мы видели, как банились/удалились страницы в соцсетях, когда возникала угроза институциям.

Так что в данном случае я не вижу никаких противоречий между пятым и шестым президентами. И Порошенко, и Зеленский были объектами критики на каналах холдинга, ассоциирующегося с Медведчуком. У Порошенко это отбирало рейтинг, потому что работало "на зраду" и формирование мнения "кто угодно, лишь бы не Порошенко". У Зеленского это отбирает рейтинг, потому что там рассказывают, что "именно Медведчук и ОПЗЖ могут реализовать обещания Зеленского, который такой же, как и Порошенко". Для российского ТВ они оба – "фашисты".

Поэтому предлагаю как раз подумать о следующем шаге в информационной сфере. О том, как обеспечивать качественную дискуссию, разные точки зрения, и при этом не ставить под удар информационную безопасность страны.

Надо думать не только о самих каналах Медведчука. Это и так понятно. Но и о том, на какого зрителя они рассчитаны, и почему их смотрели. То есть, работать со штампами. Это сложнее, но не менее важно.

Коммуникация – многоуровневый процесс. Имею в виду не пиар, агитацию в период избирательных компаний. А коммуникацию по темам/проблемам – политиков между собой, политиков и общества, внутри общества между разными социальными группами. Увы, в Украине никто/мало кто хочет/готов играть в долгую. Все предпочитают играть в короткую. Ну, то есть, в пиар.

Многие проблемы, в итоге: или выпадают из поля публичного обсуждения (те, которые не идут в русле информационной повестки дня); или обсуждаются поверхностно (с точки зрения политического/личностного интереса). А потом все удивляются, почему у нас так много разных уязвимостей и почему врагу/оппоненту, порой, так легко устраивать дезинформационные кампании и спецоперации.

И начинать надо с тем/вопросов, которые обросли огромным количеством штампов. Иногда публичная интепретация тех или иных проблем/процессов вообще не имеет ничего общего с их реальным/теневым значением. Именно поэтому, кстати, в украинской политике такое понятие как копромисс практически отсутствует. В хорошем смысле слова, как умение честно, открыто и аргументировано обсуждать и согласовывать интересы разных социальных групп.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Трохи realpolitik

За минулий рік відомий розрахунок Кремля щодо Європи "пересидіти Захід" набув явно-очевидно не тільки характеру ставок на внутрішньополітичні та внутрішньоекономічні процеси в окремих країнах західних альянсів...

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...

Дух Давосу

"Дух діалогу" – так була сформульована основна тема цьогорічного форуму у Давосі, присвяченого тому, "як зробити світ кращим". А ще, не так давно, зʼявилось формулювання "Дух Анкориджу", яке запустив Кремль після зустрічі лідерів США та РФ Дональда Трампа і Володимира Путіна на Алясці, як спробу усунути Європу/Україну від переговорного процесу...

Про дипломатичний фронт

Останні місяці – особливо активні у прояві всіх трьох складових війни та пошуку миру: фронт (інтенсивні бої), тил (атаки РФ по цивільній інфраструктурі), дипломатія (мирні переговори)...

Нові виклики для Європи

Події у Венесуелі (у контексті рамки автократії vs демократії) трактуються переважно у двох прямо протилежних підходах. Перший – це знак для всіх автократій, що їхня доля в будь-який момент може бути вирішена у спосіб, коли сильна демократична держава в обхід тривалих погоджень усіх з усіма може виявити рішучість...

Росія сприймає і переговори як СВО

Ісаак Ньютон якось сказав: "Досвід – це не те, що відбувається з вами; це те, що ви робите з тим, що відбувається з вами". Здавалося б, кожен новий захід на переговорне коло наочно демонструє/виявляє, що працює, а що ні; як і те, хто як використовує переговори та час...