9 квітня 2021, 16:43

''Кiнець епохи бiдностi'', или Прошлое, которого не должно быть в политике будущого, но оно есть

Декларации народных депутатов, где практически каждый второй "слуга" в экономически сложный ковидный год приобрёл собственность, цена которой сильно превышает их доходы – очень показательна.

Я это не к тому, чтобы останавливаться на каких-то конкретных фамилиях конкретных политических сил. Я к тому, что на фоне деклараций "новыми лицами" новых подходов (как людей, не имеющих опыта коррупции) все произошло прямо на оборот – по нарастающей, обнажив ещё больше общие проблемы на уровне системы в целом. Выделю несколько составляющих.

Феномен "быстрых денег". Так сложилось, что в Украине, как и во многих других странах бывшего СССР, процесс возникновения субъектов в бизнесе значительно опередил процесс возникновения субъектов в политике. Такого стремительного обогащения, не подпадающего ни под какие схемы возникновения денег как на постсоветском пространстве, сложно найти где-либо еще в мире найти. Но "быстрые деньги" – это не только и не столько о происхождении капитала, и, даже, не о проблеме существующей социальной несправедливости в обществе. Это о первом опыте проектирования, который важен для любой страны. Именно он, во многом, задает способ, методы, набор практик для любых последующих проектов в масштабах страны. В этом смысле, "быстрые деньги" как способ поведения, мышления, выстраивания отношений с конкурентами, социумом стали первой, а для большей части представителей политической и бизнес-элиты единственной, проектной формой реализация своего мировоззрения и мировосприятия. Философия "быстрых денег" в принципе исключает долгосрочные проекты, создающие прочные истинные основания (политические, экономические, культурные) для развития государства, как таковые. Они ведь требуют значительных вложений, настоящей искренней коммуникации с обществом, а не бесконечного вранья и популизма, и не приносят прибыли в краткосрочной/среднесрочной перспективе. Отсюда – стремление пиара и получения тактической выгоды в политике, в то время, как декларируемые долгосрочные проекты зачастую носят характер блефа.

Политическая болезнь "транзитный синдром". Это когда элиты не воспринимают себя как долгосрочную опору собственной государственности и находятся как бы в пути от прошлого, находящегося за пределами их государственности, в будущее, также лежащее вовне. Своя страна на этом пути – лишь транзитная территория, предоставляющая материальные ресурсы. Проявление "транзитного синдрома" очень хорошо видно по тому, что действующие элиты не связывают будущее своих детей с Украиной. Большая часть детей украинских элит учится на Западе, и не собирается возвращаться в Украину. Как же эти элиты могут проводить реформы, если они не экстраполируют их на жизнь своих детей? Если бы на эту проблему был ответ, то, возможно, тогда бы в принципе не возникли темы коллаборационизма или "внешнего управления". По идее, 2014 год, когда от уязвимости Украины от внешней агрессии потеряли все, в том числе олигархи, к элитам должно было бы прийти осознание ценности государства и необходимости его укрепления и развития должно. Но что-то не особо пришло.

Философия "деяния в недеянии". Во многом, как следствие первых двух проблем. Это когда бурная политическая деятельность носит характер личных выгод (можно, например, так бороться с какими-то нарушениями, что переплюнуть своими же нарушениями, с использованием админресурса, всех остальных; довыборы в 87 округе – яркий пример). Или – когда политическая деятельность имитационный характер (например, штампование законов, которые сложно/невозможно применить, но о принятии которых формально можно отрапортовать – скажем, об импичменте или о референдуме). Или – когда политические шаги ориентированы, прежде всего, на пиар, быстрый результат, который только выглядит как результат (как отдельными решениями СНБО, например – решениями, выходящими за пределы вопросов безопасности, и/или когда постановка проблемы опережает ее решение, и инструментом санкций хотят заменить/подменить работу всех остальных институций). В итоге, возникают вопросы в части мотивации даже в отношении правильных и необходимых шагов СНБО в сфере безопасности, которые многие, в том числе я, всячески поддерживаю.

Системные проблемы – на то и системные, что они требуют целостного подхода и действий на всех уровнях. Но если такую системность сложно реализовать, то вместо имитации с целью пиара, может, лучше начать с малых, но эффективных шагов? Например (если говорить о политической коррупции), то можно начать с изменений в законодательство в части политической рекламы (традиционное заваливание страны рекламой на всех возможных носителях, как и использование клонов – это изначально расчет на обман и упрощение). Или – если бороться с олигархами, то почему не на уровне работы Антимонопольного комитета? Но это никому не интересно, важно ведь просто громко бороться с разными внутренними проблемами, при этом, не борясь сними в реале. История с сенсорной кнопкой, для введения в действие которой понадобилось почти десятилетие – наглядный пример. Поэтому и понятно (возвращаясь к декларациям), почему "новые лица" в политике могут демонстрировать ещё больший "хватательный рефлекс", чем люди с опытом. Большая часть "слуг", думаю, понимает, что в политике они – "случайные пассажиры", а значит – надо пользоваться моментом, другой возможности может и не быть.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...