16 червня 2021, 13:57

Навстречу саммиту Байден-Путин

Несмотря на мега-внимание к встрече президентов США и РФ, многие наблюдатели считают, что саммит будет несколько скучным и без особых результатов.

Скучным – в том смысле, что внешних эмоций будет мало. Совместной пресс-конференции не будет, что логично – и из-за разности позиций Джозефа Байдена и Владимира Путина, и из-за возможного стремления российской стороны попиариться на теме значимости России, раз президент США сам предложил встречу, которая по факту дает Путину определенную долю международного статуса. В общем, из лирики – пожалуй, только то, что сама встреча пройдет на вилле 18 века и с видом на Женевское озеро.

Без особых результатов – потому что у сторон нет иллюзий, и, в общем, ряд аналитиков с обеих сторон говорили, что договоренности могут быть разве что в вопросах контроля над вооружениями (в том числе в контексте продления ядерного соглашения СНВ-3) и по климатическому соглашению. Возможно, еще гуманитарная помощь Сирии и "точечный" обмен в рамках дел "о шпионаже" и кибератаках.

И, тем не менее, этот саммит – безусловно, станет очень показательным. И по темам, которые будут обсуждаться. И по трактовкам, которые потом будут давать стороны. И по конкретным решения, которые могут быть приняты впоследствии.

На что важно обратить внимание уже сейчас.

Контекст. Встреча Байдена и Путина проходит после ряда саммитов – G7, НАТО, США-ЕС. Эти саммиты обозначили целостную позицию коллективного Запада по нескольким направлениям и проблемам.

Во-первых, это восставновление трансатлантического партнёрства и усиление координации действий в ответ на существующие вызовы, где США хотят вернуть роль лидера демократического мира. Несмотря на разграничение вызовов со стороны России и со стороны Китая, на Западе, все же, опасаются одновременности этих двух экспансионистских рисков, и считают, что просто "wishful thinking" здесь недостаточно. Логично, что лидеры стран-членов НАТО, как сказал Байден в понедельник в Брюсселе, поблагодарили его за готовность переговорить с ними по поводу вопросов, которые будут обсуждаться на встрече с Путиным.

Для Украины в контексте саммитов важно, что прозвучала четкая позиция. И от НАТО – в итоговой резолюции сказано, что Украина может стать членом Альянса через ПДЧ. И от США – Байден заявил, что война на Донбассе не является препятствием для вступления Украины в НАТО, и что нужно бороться с проблемами, которые делают Украину слабой изнутри (коррупцией, например).

Во-вторых, это общий набор вопросов, по которым Запад хотел бы понять позицию и дальнейшие действия РФ, и вопросов, по которым у США и Европы есть четкая позиция и "красные линии".

Темы обсуждения и ожидания от встречи. Спектр возможных обсуждаемых тем, судя по публичным публикациям, довольно обширен, и включает в себя примерно все те вопросы, которые обсуждались на июньских саммитах. Это контроль над ядерным оружием, изменение климата, вмешательство в Украину, гуманитарная помощь Сирии, соглашение по Ирану, кибератаки, права человека (в том числе контексте тюремного пребывания Алексея Навального и других людей, находящихся в заключении по политическим мотивам), дальнейшие намерения России относительно Беларуси, сферы сотрудничества РФ с Китаем.

Если же говорить об ожиданиях, то в целом, судя по тону и действиям, Россия не готовится к саммиту с США, чтобы улучшить отношения с Западом. Задача – продемонстрировать свою позицию – и по вопросам, где могут быть уступки при определенных взаимных уступках; и по вопросам, где Россия не собирвется идти на уступки. Ну и в пропагандистской плоскости акцентировать внимание на своей значимости.

Что касается США, то разные публичные заявления администрации Байдена говорят о стремлении и призыве к РФ вернуть международную политику в рамки права, которое и определяет "красные линии". И затем – дальнейшей коррекции политики Запада в отношении РФ – в сторону усиления/смягчения санкций, а также поиска других форм реагирования. В этом смысле, позиция Байдена на встрече с Путиным станет маркером для стран ЕС, которые или имеют очень разное отношение РФ (от восприятия России как угрозы до восприятия России как геополитической и коммерческой возможности); или пока не имеют ответа на то, как реагировать на те или иные вызовы.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...